Файл: Интернет-маркетинговые решения по ведению гостиничного бизнеса (Тенденции развития гостиничного бизнеса в России и за рубежом).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность и история развития гостиничного бизнеса
1.1 Тенденции развития гостиничного бизнеса в России и за рубежом
1.2 Факторы, влияющие на развитие гостиничного бизнеса
1.3 Развитие апарт-отелей в России и за рубежом
2 Исследование рынка апарт-отелей в России и за рубежом
2.1 Анализ апарт-отелей в России и за рубежом
2.2 Проблемы развития апарт-отелей в России
2.3 Анализ рынка гостиниц в г. Чите
3 Разработка мероприятии и предложении по модернизации гостиницы ««Самба»» в апарт-отель
3.1 Общая характеристика гостиницы «Самба»
3.2 Модернизация гостиницы ««Самба»» в апарт-отель
Берлин. Крупнейший политический и экономический центр Германии, насчитывающий около 3,4 млн жителей. Основная часть населения занята в обслуживании (36 %). Объединение Германии и последующий за этим всплеск экономической активности превратил гостиничный рынок Берлина в один из наиболее привлекательных в Европе. Это не замедлило сказаться на темпах увеличения гостиничной базы. В течение последних 2-3 лет предложение в этом секторе городской экономики возрастало на 5-6% ежегодно. Из крупных проектов, реализованных в последние 5 лет, можно назвать строительство отеля «Гранд-Хайат» на 340 номеров (октябрь 1998 г.), «Кемпински-Алдон» (конец 1997 г.), «Сюисотель» (август 2001 г.) и других объектов. В настоящее время в новом центре Берлина ведется строительство еще 5-7 объектов, среди которых - «Софитель», «Рэдиссон SAS» и др. Для гостиничной активности имеются достаточные основания - в 2001 году город принял 3,9 млн иностранных туристов. Это несколько меньше, чем в 2000 году (на 2,5%). Причина спада - сентябрьский кризис.
Берлин, так же, как и Милан, относится к городам, где активно развивается конгрессно-выставочная деятельность. Участие в выставках и конгрессах генерирует второй по объему деловой активности сегмент спроса на услуги средств размещения в Берлине. На первом месте, как в Милане и других европейских городах, следуют поездки с деловыми целями. Групповые и индивидуальные туристы посещают город в рамках поездок выходного дня (члены ЕС) или как один из городов на общем маршруте по Германии и Европе.
Лондон. Крупнейший после Парижа туристский центр Европы, располагает более чем 1000 гостиницами, принимающими ежегодно до 28 млн туристов, из них 11 - 13 млн - иностранных, при общем числе жителей - около 8 млн (включая окраину). Туристское предложение Лондона формируется вокруг таких генераторов спроса, как Британский музей, Национальная галерея, Вестминстерское аббатство, комплекс Тауэра с мостом и прочих достопримечательностей, среди которых музеи и художественные галереи занимают ведущие места. В отличие от Берлина и Милана, Лондон не претендует на первенство по количеству проводимых выставочных мероприятий и конгрессов. Поездки с деловыми целями генерируют здесь только четверть спроса на услуги размещения, а участие в выставках, семинарах или конгрессах называют в' качестве основной цели посещения города около 20% всех посетителей, прибывающих в британскую столицу с деловыми целями. В отличие от рассмотренных выше городов, сегментация спроса на гостиничные услуги в Лондоне имеет иную структуру, более приближенную к российской, в частности, к московской реальности. В столице Англии, помимо уже упомянутых деловых посетителей, выделяются туристы, прибывшие с культурно-развлекательными целями, а также довольно большая группа лиц, посещающая друзей и родственников. Последняя - самая многочисленная, на нее приходится более 40% всего потока. Однако посетители, навещающие в Лондоне своих друзей, останавливаться предпочитают не у них, а создают полезную нагрузку на средства размещения.
Главные генерирующие рынки Лондона - США, Германия и Франция. На эти страны приходится до 50% всего потока посетителей английской столицы. Европейцы прибывают в город в основном для проведения выходных дней, а также на краткосрочные мероприятия.
В 1999 году были построены 18 гостиниц (и еще 7 реконструированы), в 2000 году - уже 26 (10 в реконструкции). Основная часть строящихся гостиниц - 40% - приходится на отели бюджетного класса, считающиеся наиболее перспективными с точки зрения рентабельности. Строящиеся гостиницы имеют в среднем 150 номеров, но есть и исключения. Так, недавно построенный лондонский конвент-отель «Hilton Metropole» может принять одновременно более 1000 гостей. Вместимость всех отелей Лондона составляет около 100 тыс. номеров, при этом более 100 гостиниц имеет известные международные бренды. Как и в других европейских городах, основная гостиничная база представлена отелями среднего класса, что примерно соответствует трем звездам по международному стандарту. Отели верхнего сегмента конкурируют в определенной степени с гостиницами бюджетного и экономического класса за инвестиции на развитие и реконструкцию, причем с каждым годом эта борьба обостряется.
Москва. На фоне других европейских столиц гостиничный рынок нашей белокаменной характеризуется целым рядом выраженных отличительных черт, особенно заметных для тех, кто имеет общее представление об его количественных и качественных параметрах. Итак, первое, на что обращаешь внимание, сравнивая рынок Москвы с рынками других крупнейших городов Европы, это высокая единовременная вместимость объектов. Средняя гостиница Москвы имеет около 230 номеров, в Лондоне - около 100, в Париже и Милане - чуть более 40 номеров. Если учесть, что наша столица обладает и самой крупной в Европе гостиницей на 6000 мест, а вместимость некоторых других объектов не намного уступает этому гиганту, то можно смело предположить, какие трудности создает подобное увлечение крупными формами. Во-первых, такие объекты трудно управляемы, что отрицательно сказывается на их экономических результатах. Отсутствие стабильных потоков непритязательных отечественных туристов, а также обострение конкуренции за иностранных гостей поставили московские отели советской постройки в очень затруднительное положение. Слабость отечественного менеджмента и отсутствие устойчивых национальных брендов - вот еще одна отличительная черта московского гостиничного рынка. Сегментация объектов по классу в Москве и других европейских городах примерно совпадает, что свидетельствует о проявлении тенденций общего характера, диктующих соблюдение определенных пропорций. Если судить по количеству мест в отелях три звезды, то на их долю в Москве приходится не меньше мест, чем в Милане или Берлине - примерно 40%.
Однако московский сегмент гостиниц класса три звезды отличается от европейского аналога соотношением цена-качество услуги: по средней цене продажи столичные отели класса три звезды уступают своим зарубежным конкурентам. В некоторой степени виновата в этом ценовом отставании низкая покупательная способность отечественного потребителя, составляющего большинство в этих средствах размещения. Кроме того московские отели среднего класса отличаются от европейских аналогов менее персонифицированным обслуживанием. В этом виноваты упоминавшиеся уже размеры московских отелей: трудно донести теплоту исконного московского гостеприимства до каждого из нескольких тысяч одновременно проживающих гостей.
Верхний сегмент рынка средств размещения Москвы закончил 2001 год с неплохими показателями. Если сравнивать отели верхнего сегмента Москвы с аналогичными по классу объектами других городов, в первую очередь Берлина, то московские показатели не выглядят удручающими: заполняемость от 55 до 80% (средняя - около 56%), ADR - от 106 до $245. Москва оказалась чуть ли не единственным крупным городом Европы, сумевшим увеличить загрузку и доход с номера в 2001 году по сравнению с 2000 годом. Наша независимость от западных рынков на этот раз оказалась преимуществом, позволив поглотить негативные последствия сентябрьских атак в США.
Для того, чтобы усилить инвестиционную привлекательность московского гостиничного рынка, динамика клиентского потока должна показывать тенденцию к росту, а абсолютные цифры, харастеризующие этот показатель, должны увеличиться по крайней мере в два раза.
Проблема инвестиционной активности становится тем более запутанной, чем глубже в нее погружаешься. Бесспорно, что зарубежные средства будут вкладываться в русские гостиницы только тогда, когда Россия интегрируется в европейскую деловую среду (что подразумевает, помимо прочего, принятие западных стандартов финансовой отчетности, стандартов обслуживания, расчетов и оценок проектов и т. д.). До того, как это станет возможным, остается надежда на расширение рынка за счет собственных средств владельцев будущих отелей и на то, что отношение на нем примут более цивилизованные формы. Инвестиционный процесс сдерживают условия российских банков - выдача кредита на срок не более пяти лет под 15-20% годовых - лишает всякого смысла реализацию гостиничного проекта. Обычно срок жизни такого проекта на московском рынке - 8-10 лет, а приемлемый процент отдачи - около 10% годовых. Сейчас В Москве насчитывается 170-180 гостиниц на 42 тыс. номеров. В Париже более 1500 отелей имеют вместимость 64 тыс. номеров. То есть в Москве вместимость средней гостиницы в пять раз больше, чем в Париже. В США гостиничные предприятия также отличаются большей единовременной вместимостью, чем европейские аналоги. Например, гостиница «Золотое кольцо» по праву считается одним из ведущих отелей Москвы. Ежемесячно здесь останавливаются постоянные клиенты из США, Германии, Японии, Италии, Великобритании, Финляндии, Испании, Греции. Что же касается Японии, то в последнее время, помимо существующих групп, появились и крупные заказы на размещение клиентов от турфирм этой страны, в том числе с проведением мероприятий и арендой залов. Гостиница срочно осуществляет закупку нового оборудования для приема дополнительных групп. Немалый интерес к сотрудничеству проявляют также туроператоры Франции и Израиля.
По мнению дирекции, рост загрузки гостиницы как средство повышения ее доходности, в первую очередь, будет достигаться активизацией работы с туроператорами и турагентствами (иностранными и отечественными), а также повышением уровня сервиса и качества обслуживания клиентов.
Поданным Госкомстата, гостиницы Москвы обслужили в 2000 году более 2,3 млн чел., по уточненным экспертным оценкам, эта цифра поднимается до 2,6 млн. чел. (российских и иностранных граждан).
Простой расчет, основанный на прогнозе ВТО и данных Госкомстата РФ, показывают, что существующее количество мест ев-роуровня нельзя считать приемлемым. Согласно прогнозу ВТО на 2020 г., Россия будет принимать 47 млн человек. Из них, по оценкам разных источников, от 20 до 50% посетят Москву. Исходя из данных о средней продолжительности проживания туристов в столице, будущая «Мекка» должна ежегодно увеличивать свой номерной фонд на 2,5-8,3 тыс. мест европейского уровня, если же продолжительность проживания будет равна 5-7 дней (согласно данным Госкомстата РФ за 1998 г.), то ежегодный прирост должен тогда составить 6-17 тыс. мест. Чтобы понять масштабность этой задачи, достаточно сказать, что четырехзвездочная гостиница «Тверская», например, располагает только 162 номерами. Значит, по самым скромным прогнозам, в Москве должно ежегодно строиться до 20 подобных гостиниц (что, естественно, нереально).
1.3 Развитие апарт-отелей в России и за рубежом
Сети отелей сегодня составляют основу мирового отельного бизнеса. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен различных сетей отелей. Среди них выделяются корпорации-гиганты, гостиницы которых можно встретить практически в любом уголке земного шара. Их названия хорошо известны даже рядовому туристу: Radisson, Best Western, Hyatt, Marriott, Hilton.
По данным Всемирной Туристской Организации, каждая пятая гостиница в мире принадлежит той или иной гостиничной сети. Если учесть, что примерное число отелей на планете около 16 миллионов, то цифра получается весьма внушительная.
Для гостиничного дела с его многовековой историей сети отелей считаются новшеством до сих пор. Первые гостиничные сети появились в конце 30-х годов 20-го века в США. С тех пор Америка прочно удерживает лидерство по количеству отелей, принадлежащих той или иной сети. Всего в Штатах к гостиничным сетям относится порядка 70% всех отелей страны.
Гостиничные сети представляют на рынке отелей широчайший спектр предложений. На данный момент можно говорить о том, что рынок гостиничных сетей находится в заключительной фазе формирования. И если разделение ниша дорогих отелей уже более-поделена между крупными игроками, упомянутыми выше Radisson и иже с ними, то сети отелей уровня 3* все еще продолжают активно создаваться.
Постоянно растущий спрос на отели системы B&B (bed and breakfast) стал причиной появления десятков гостиничных сетей B&B. Одно из последних новшеств в мировой туриндустрии – агротуризм – также успел обзавестись собственными сельскими гостиничными сетями. Среди стран, в которых подобные сети отелей получили широкое развитие – Италия, Великобритания, Франция, Испания и Португалия.
При этом сети в разных странах могут отличаться ,как по размерам, так и по принципу организации своей работы. К примеру, отельный бизнес в Италии на протяжении веков считался семейным делом, поэтом сети итальянских отелей характеризуются небольшими размерами и встречаются гораздо реже, чем в других странах Западной Европы.
В России к настоящему времени сформировалось несколько крупных сетей отелей. Среди них выделяют сет Heliopark, которая владеет несколькими отелями в Подмосковье, а также сеть отелей Азимут, гостиницы которой можно встретить в Петербурге, Чите, Самаре и других российских городах.
Апарт-отели (или апартамент отели) – одна из новейших тенденций в мировом гостиничном бизнесе. Как следует из названия, апарт-отели создаются по принципу апартаментов.
Изначально заказывать апарт-отели стало возможно на традиционных пляжных курортах. Спрос на них формировали семейные пары с детьми, для которых обычные отели являлись недостаточно гибкими в части обстановки номеров. Вскоре был сформулирован слоган, который емко описывает функции апарт-отеля: «лучше жить, нежели останавливаться». Подразумевается, что сервис в обычных отелях и возможность личной свободы и комфорта удовлетворяли потребности клиентов не в полной мере.
Апарт-отели выгодно отличаются от обычных гостиниц тем, что предлагают не стандартный набор вариантов для проживания, а полностью подходящие для жизни квартиры.
Таким образом, проживание в апартамент-отеле оказывается примерно тем же самым, что и в квартире. И вот здесь на первый план выступают два преимущества, которые отличают апарт-отель от аренды обычной квартиры и делают его ближе к гостинице:
- В апарт-отелях используется традиционная для обычных отелей схема бронирования номеров. Клиент может заказать апартаменты просто позвонив на ресепшн.
- При бронировании номера от постояльца не требуется заключать официальный контракт и степень его ответственности оговаривается в базовых правилах апарт-отеля. К тому же, в апарт-отелях постоялец может получить расчет в любое удобное для него время.