Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты реализации бизнес-планирования на предприятии
1.1. Содержание и функции бизнес-плана
1.2. Порядок разработки типового бизнес-плана
Глава 2. Анализ показателей деятельности на ИП Кочак и применения бизнес-планирования на предприятии
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ применения бизнес-планирования в коммерческой деятельности ИП Кочак
3.2. Оценка экономической эффективности бизнес-плана и анализ рисков
Анализ данных показал, что наибольшее количество баллов получило «ООО Русский фермер», которое равняется 43 балла. Следом за ним идет ООО «МПЗ Мясницкий ряд» с 41 баллом, что больше на 3 балла, чем у ИП Кочак магазин «Мясная лавка». В целом по результатам анализа следует обратить внимание на показатель «широта ассортимента», который по результатам опроса получил лишь 4 балла, и показатель «Реклама».
Для привлечения клиентов, а также укрепления позиций на рынке планируется широкая рекламная кампания нового павильона, которая будет включать следующие составляющие:
- размещение рекламы на бесплатных Интернет ресурсах;
- раздача информационных листовок в близлежащих многоквартирных домах;
- раздачи листовок постоянным клиентам магазина.
Перейдем к рассмотрению плана по строительству нового павильона и его основных характеристик. В таблице 6 рассмотрим основные направления капитальных вложений в проект.
Таблица 6
Основные направления вложений (тыс. руб.)
Направление капитальных вложений |
Сумма тыс. руб. |
Приобретение земли |
300 |
Подготовка площадки под строительство |
100 |
Приобретение лицензий |
0 |
Здания и сооружения |
2400 |
Оборудование |
8000 |
В т.ч. торговое оборудование с коротким сроком службы |
1000 |
Подготовка к торговой деятельности |
700 |
Потребность в оборотных средствах |
2500 |
ИТОГО СУММА |
1400 |
Примечание к таблице 6: часть охлаждающего оборудования (в частности, работающего на азоте) отрабатывает срок службы раньше остального оборудования. Поэтому в таблице оно обозначено как оборудование с коротким сроком службы.
Поскольку оборудование изнашивается с каждым годом, то при составлении бизнес-плана учитываем амортизацию (см. таблица 7).
Таблица 7
Сумма амортизационных отчислений (тыс. руб.)
№ п/п |
Наименование элементов основных фондов |
Балансовая стоимость. |
Срок службы, лет |
Норма амортизации % |
Годовая сумма амортизации тыс. руб. |
1 |
Здания и сооружения |
2400 |
6 |
6 |
144 |
2 |
Оборудование |
7000 |
5 |
20 |
1400 |
3 |
Об-е короткий срок |
1000 |
4 |
40 |
400 |
ИТОГО: |
1944 |
Основные планируемые показатели бизнес-плана по строительству нового павильона по продаже мяса следующие:
- период, на который составляется бизнес план и проводится оценка эффективности инвестиций, составляет 4 года, единица периода – 1 год;
- проектная мощность нового павильона составляет 1 млн. кг продукции в полгода (2 млн. кг в год).
- период строительства нового павильона составляет 1 год;
- после строительства нового павильона требуется полугодие для выхода предприятия на 100% продажную мощность (в этот период мощность составляет 50%).
В таблице 8 отразим организационный план по строительству нового павильона в рамках конкурентоспособности ИП Кочак магазин «Мясная лавка».
Таблица 8
Организационный план
Наименование мероприятия |
Описание мероприятия |
1. Исследование рынка мясной продукции |
Изучение предложений на рынке и их характеристик, прогнозирование потребительского спроса |
2. Исследование рынка оборудования |
Мониторинг ценовых предложений, изучение поставщиков |
3. Исследование рынка строительных организаций |
Поиск подрядчиков по строительству павильона, оценка затрат |
4. Поиск финансовых ресурсов для осуществления проекта |
Изучение кредитных предложений рынка – ставки по кредитам, скрытые условия, комиссии |
5. Строительство павильона |
Непосредственное строительство павильона с соблюдением всех санитарных норм |
6. Установка оборудования |
Установка оборудования, его настройка и подготовка к запуску |
Таким образом, поэтапное продвижение в реализации планируемого проекта даст возможность последовательно решать возникающие проблемы и организованно приближаться к намеченной цели.
Инвестиции для осуществления строительства и запуска нового павильона формируются из следующих источников:
- взносы учредителей общества составляют 55% от общего числа капитальных вложений;
- банковский кредит составляет 15% от общего числа капитальных вложений;
- кредиты поставщиков составляют 30% от общего числа капитальных вложений.
В таблице 9 отобразим источники финансирования проекта в соответствие с полугодиями реализации.
Таблица 9
Финансирование проекта (тыс. руб.)
Источник финансирования |
Строительство |
Освоение |
Полная производственная мощность |
Итого |
|||||||||
полугодия инвестиционного периода |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||
Собственные средства |
7700 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7700 |
Кредит банка |
- |
- |
2100 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2100 |
Кр. пост-ков |
- |
4200 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4200 |
ИТОГО: |
14000 |
Таким образом, на реализацию задуманного проекта необходимо 1400 тыс. руб., большая часть из которых (7700 тыс. руб.) будет инвестирована владельцами предприятия, 2100 тыс. руб. будут взяты в кредит в банке и 4200 тыс. руб. планируется привлечь от поставщиков в виде краткосрочного денежного займа.
В таблице 10 отразим динамику возврата кредита банку.
Таблица 10
Возврат банковского кредита (тыс. руб.)
Полугодия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Всего |
Возврат кредита |
175 |
175 |
175 |
175 |
175 |
175 |
175 |
175 |
175 |
175 |
175 |
175 |
2100 |
Процент |
34,17 |
34,17 |
34,17 |
34,17 |
34,17 |
34,17 |
34,17 |
34,17 |
34,17 |
34,17 |
34,17 |
34,17 |
410 |
Итого |
2510 |
Возврат кредита по времени необходим – в противном случае возможны штрафы за просрочку. Вернуть кредит планируется в течение года при этом сумма переплаты составит 410 тыс. руб.
План возврата краткосрочного займа поставщикам представлен в таблице 11.
Таблица 11
Возврат краткосрочного займа поставщикам (тыс. руб.)
Полугодия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Всего |
Возврат кредита |
- |
- |
1050 |
1050 |
1050 |
1050 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4200 |
Процент |
- |
- |
157,5 |
157,5 |
157,5 |
157,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
630 |
4830 |
Поставщики – также важный пункт при возврате кредита и финансировании проекта. При этом в силу долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества проценты от поставщиков меньше чем в банке и переплата от суммы в 4200 тыс. руб. в течение года составит 630 тыс. руб.
3.2. Оценка экономической эффективности бизнес-плана и анализ рисков
Финансовый план является основной составляющей бизнес-плана. В нем необходимо подразделить издержки предприятия (расходы по бизнес-плану), а также доходы предприятия по периодам реализации бизнес-плана.
В таблице 12 отразим план доходов и расходов по проекту.
Таблица 12
План отчета о финансовых результатах (млн. руб.)
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Выручка от продаж |
0 |
50 |
50 |
50 |
НДС и акцизы (20%) |
0 |
10,54 |
10,54 |
10,54 |
Объем реализации |
0 |
2 |
2 |
2 |
Прямые мат.затраты |
7,67 |
14,32 |
14,48 |
14,74 |
Расходы на оплату труда |
3,47 |
3,47 |
3,47 |
3,47 |
Валовая прибыль |
-11,14 |
19,67 |
19,51 |
19,25 |
Постоянные расходы |
5,66 |
5,66 |
5,66 |
5,66 |
Постоянные расходы на оплату труда |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
Амортизация |
1,944 |
1,944 |
1,944 |
1,944 |
Прибыль от реализации |
-19,394 |
11,416 |
11,256 |
10,996 |
Проценты по кредитам |
1,04 |
- |
- |
- |
Налог на имущество |
1 |
1 |
1 |
1 |
Прибыль до налогообложения |
-21,434 |
10,416 |
10,256 |
9,9966 |
Налог на прибыль (20%) |
0 |
2,0832 |
2,0512 |
1,9672 |
Чистая прибыль |
-21,434 |
8,3328 |
8,2048 |
7,8688 |
Сгруппируем денежные потоки по видам деятельности предприятия и найдем чистый дисконтированный поток (см. таблица 13).
Таблица 13
Группировка денежных потоков (млн. руб.)
№ |
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
1 |
Операционный денежный поток |
||||
Поступления |
0 |
50 |
50 |
60 |
|
Выплаты |
19,394 |
27,044 |
27,044 |
27,044 |
|
Итого |
-19,394 |
22,956 |
22,956 |
32,956 |
|
2 |
Инвестиционный денежный поток |
||||
Поступления |
14 |
0 |
0 |
0 |
|
Выплаты |
14 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
3 |
Финансовый денежный поток |
||||
Поступления |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Выплаты |
1,15 |
12,6232 |
12,7512 |
16,4472 |
|
Итого |
-1,15 |
-12,623 |
-12,751 |
-16,447 |
|
4 |
Совокупный ЧДП |
-21,434 |
8,3328 |
8,2048 |
14,1088 |
5 |
Остаток ден.средств на начало |
0 |
-20,544 |
-12,211 |
-4,0064 |
6 |
Остаток ден.средств на конец |
-21,434 |
-12,211 |
-4,0064 |
10,1024 |
7 |
Ставка дисктонтирования |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
8 |
Диск множитель |
1 |
0,90909 |
0,82645 |
0,75131 |
9 |
Чистый диск поток |
-21,434 |
7,57527 |
6,78083 |
10,6002 |
Для того чтобы оценить эффективность инвестиций при реализации бизнес-плана целесообразно использовать критерий чистого дисконтированного дохода. Поскольку денежные средства с каждым годом обесцениваются ввиду инфляции, необходимо ввести коэффициент дисконтирования.
В коэффициенте дисконтирования необходимо учесть:
1) уровень инфляции по экономике за полгода. Рассматриваем самый неблагоприятный сценарий, по которому уровень инфляции составляет 7% за полгода;
2) премия за риск. При строительстве новых объектов премия за риск может быть взята на уровне 2-3%. Возьмем премию за риск в 3%.
В группу дисконтированных денежных показателей входят чистый дисконтированный доход (NPV), индекс доходности инвестиций, внутренняя норма доходности (IRR), критический объем производства. Чистый дисконтированный доход NPVопределяется по формуле:
(1)
Осуществляем расчет финансовых потоков по полугодиям реализации бизнес-плана, то есть строим финансовый профиль бизнес-плана. В таблице 27 – расчет финансовых потоков, в том числе, дисконтированных:
В соответствие с формулой проводим расчет чистого дисконтированного дохода NPV. Согласно расчетам, срок окупаемости по строительству нового павильона – четвертый год реализации NPV= 4,31 млн. рублей.
Рентабельность по бизнес-плану находим как отношение NPVк суммарным расходам:
R=4,31/63,16=0,068=6,8%
Для того, чтобы рассчитать внутреннюю норму доходности по бизнес-плану, необходимо приравнять чистый дисконтированный доход к 0.
В соответствие с итерационным расчетом IRRбизнес-плана составляет 13%.
Найдем объем безубыточных продаж нового павильона в тыс. кг. Для этого воспользуемся следующей формулой:
(2)
Имеем
Данный раздел бизнес-плана завершим построением финансового профиля. Это распределение чистых доходов на всем протяжении реализации бизнес-плана (см. рисунок 7).
Рис. 7. Финансовый профиль проекта
Согласно данным рисунка 7 уже к середине третьего года функционирования новой точки продаж будет приносить чистую прибыль организатору этого бизнеса.
Несмотря на то, что бизнес-план составлен по развитию предприятия, что существенно снижает возможные риски при реализации, риски бизнес-плана все равно присутствуют. Рассмотрим основные из них:
1) Первый риск – это возможная девальвация рубля. Поскольку для строительства и запуска нового павильона необходимо закупить оборудования на 8 млн. рублей (значительная сумма вложений) большое влияние на стоимость имеет курс рубля. Большинство оборудования иностранного производства, цены на которое измеряются в американских долларах, а у конкурентоспособности ИП Кочак магазин «Мясная лавка» расчеты проводятся в рублях. Колебание курса даже на 10 рублей приведет к удорожанию оборудования на 1-1,5 млн. рублей, а это приведет к необходимости пересчета бизнес-плана;