Файл: Управление конфликтами в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы организационного конфликта

1.1. Сущность организационного конфликта и причины его возникновения

1.2. Функции организационного конфликта

1.3. Виды организационных конфликтов

1.4. Управление конфликтом в организации

Глава 2. Анализ социальных технологий, применяемых в управлении организационного конфликта

2.1. Технология профилактической деятельности

2.2. Технология адаптации

2.3  Технология консультирования

2.4. Технология посредничества

2.5. Выбор наиболее эффективной социальной технологии при управлении организационного конфликта

Глава 3. Управление конфликтами на примере  организации ООО «Автопрофи»

3.1. Общая характеристика организации

3.2. Исследование конфликтных ситуаций в организации

3.3. Применение технологии посредничества в управлении конфликта в организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Технология посредничества может применяться во многих конфликтных ситуациях и давать желаемые результаты. Участие третьей стороны помогает в урегулировании взаимоотношений оппонентов. Они могут высказывать друг другу свои недовольства, а так как за ними специалистом осуществляется контроль, конфликт не возобновляется вновь. Недостатком может быть то, что при использовании технологии не всегда оппоненты могут идти на взаимные уступки.

Также был сделан выбор наиболее эффективной технологии при разрешении возникшей проблемной ситуации – технология посредничества, так как при ее использовании можно добиться лучшего результата.

В третьей главе была рассмотрена компания «Автопрофи», в которой возникают различного типа конфликты. На основании исследования выяснилось, что наибольшее число конфликтных ситуациях возникает между коллегами и последствия этих ситуаций негативно сказываются на внерабочей жизнедеятельности работника.

В итоге можно сказать, что специалистам необходимо уделять внимание организационным конфликтам, так как они влияют не только на эффективность работы предприятия, но и на жизнедеятельность человека, которая протекает вне рабочей деятельности.

.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреев В.К. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - Казань, 2002.
  2. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учеб. для вузов / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2004. - 591 с.
  3. Большаков А.Г. Конфликтология организаций: Учеб. пособие / А.Г.Большаков, М.Ю.Несмелова. - М.: МЗ-пресс, 2001. - 182 с.
  4. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: Учеб. для вузов /Д.Д. Вачугов. Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др. ; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. Школа, 2002, - 367 с.
  5. Веснин В.Р. Основы менеджмента / В.Р.Веснин. - М., 1999.-247 с.
  6. Виханский О.С. Менеджмент / О.С.Виханский, А.М.Наумов. - М., 2004.
  7. Гришина Н.В. Психология конфликта. / 2-е изд. дополненное – СПб, Питер, 2008, – 480 с.
  8. Данакин Н., Дятченко Л. Технология разрешения социальных конфликтов. Социс, 1993, 107 с.
  9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2001.-181 с.
  10. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / И.Г. Зайнышев - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  11. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии / А.К.Зайцев. - Калуга, 2003.
  12. Зигерт В. Руководить без конфликтов / В.Зигерт, Л.Ланг. - М., 2000.
  13. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты / Е.Н.Иванова. - СПб., 2007.
  14. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова – М.: ИНФРА-М, 2002.- 638 с.
  15. Козырев Г. И. Конфликты в органицации: Классификация, причины, последствия, предупреждения, разрешение // Соц.- гуманит. Знания. - 2001. - № 2.
  16. Кибанов А.Я. Конфликтология: учеб. для вузов по специальностям «Менеджмент орг.» и др. / А.Я.Кибанов, И.Е.Ворожейкин, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова. - М.: Инфра-М, 2007. - 300 с.
  17. Лукин Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами: учебник для вузов / Ю.Ф.Лукин. - М.: Трикста: Академический Проект, 2007. – 798 с.
  18. Мариновская И.Д. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Московская академия МВД России, Издательство «Щит-М», 2002. – 136 с.
  19. Регнет Э. Конфликты в организациях: Формы, функции и способы преодоления / Э. Регнет. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2005. - 394 с.
  20. Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В.А. Светлов. - СПб. и др.: Питер, 2005. - 539 с.
  21. Технология консультирования и посредничества. URL: http://soc-work.ru. (Дата обращения 01.08.2016).
  22. Тренев Н.Н. Управление конфликтами: учебно-практическое пособие для вузов / Н.Н. Тренев - М.: «Издательство ПРИОР», 1999.
  23. Фирсов М.В. Технология социальной работы : учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов.- М. : Акад. проект, 2007. - 427 с.
  24. Фролов С.С. Социология организаций: Учеб. / С.С. Фролов – М.: Гардарики, 2001. – 384 с.
  25. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. [Текст] / Е.И. Холостова М.: ИНФРА - М, 2002. - (Высшее образование)
  26. Шаленко В.П. Конфликты в трудовых коллективах / В.П.Шаленко. - М., 2002.
  27. Собеседование с сотрудниками организации ООО «Автопрофи»

Приложение 1.

Таблица 1 – Классификация организационных конфликтов

№ п/п

Основание классификации

Виды конфликтов

Общая характеристика

1

По предмету (классификация Л. Коузера)

реалистические (предметные)

вызваны неудовлетворением одного, группы или целого комплекса требований, интересов, целей участников конфликта, по мнению которых конфликт направлен на достижение конкретного результата

нереалистические (беспредметные)

имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, конфликт становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью конфликтующих сторон

2

По стратегии развития[37]

Функциональные (конструктивные)

способствуют принятию обоснованных решений и развитию организации

Дисфункциональные (деструктивные)

препятствуют эффективному функционированию организации

3

По степени выраженности [28]

Скрытые

им свойственно отсутствие внешнего проявления агрессии конфликтующих сторон

Открытые

характеризуются ярким выражением недовольства, агрессии.

4

По направлению развития организации [12]

конфликты, связанные с организационными изменениями

конфликты, связанные с концентрацией сотрудников различных областей знаний и сфер деятельности в одной группе для осуществления деятельности, имеющей ограниченную продолжительность.

5

По характеру отношений подчиненности[28]

Горизонтальный

ситуация, когда конфликт происходит между сотрудниками одного уровня, они не находятся в прямой соподчиненности, не могут применить административные рычаги воздействия на конфликт.

Вертикальный

конфликт между участниками (представителями) различных уровней канала распределения.

Диагональный

возникает в ситуации, когда участники конфликта находятся в отношениях косвенной подчиненности

6

По составу сторон[37]

личность—личность (межличностные);

столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия.

группа—личность;

когда человек строит свое поведение на основе норм, отличных от норм группы

группа—группа (межгрупповые);

между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация

внутриличностные

имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности


Приложение 2.

Таблица 2 - Способы управления организационными конфликтами

Организационные

Образование подгрупп внутри конфликтующих сторон

структурное подразделение целенаправленно разбивается на ряд достаточно автономных образований с различными, но пересекающимися целями

Введение независимых контролирующих элементов

создаются комиссии по разрешению спорных вопросов, экспертные советы или независимые группы, которые призваны осуществлять связь между противоборствующими сторонами, склоняя их к примирению

Замена лидеров или руководителей отдельных групп

отсутствие лидера, организующего конфликтные взаимодействия, как правило, приводит к нарушению координации действий в отношении соперника.

Ротация

перемещение членов организации из одной структурной единицы в другую

Изменение содержания труда

переключение интересов с конфликта на выполнение работы, достижение целей при выполнении заданий.

Социологические и культурные

Изменение содержания властных отношений

изменение формы применения власти и управленческого контроля за деятельностью членов организации

Изменение отношений зависимости

перевод отношений односторонней зависимости в отношения взаимозависимости

Изменение структуры неформальной социальной группы

может ослабить ее сплоченность или привести к возникновению новых неформальных групп, которые изменят степень включенности конфликтующей стороны в конфликтную ситуацию.

Изменение системы ценностей

демонстрации более значимых ценностей или выгод

Введение и принятие новых норм

разработка, внедрение и принятие новых норм, которые изменяют конфликтную ситуацию

Изменение отношения к деятельности

изменение содержания функций работника, направление его интересов на собственную деятельность

Концентрация интересов на нейтральном объекте

объект не должен быть задействован в конфликтной ситуации, но в то же время должен привлекать внимание, быть объектом интереса для участников конфликта

Изменение системы коммуникаций

направление межличностных связей на достижение сотрудничества, компромисса или прекращение конфликтных взаимодействий

Социально-психологические

Изменение установок по отношению к членам группы

применение методов коррекции отрицательных стереотипов, изменения целей, одобрения и др.

Изменение мотивации членов организации

для управления интенсивностью конфликтных взаимодействий следует ослаблять мотивацию на противодействие по отношению к соперникам

Введение неформальных лидеров

приход нового лидера может кардинально изменить взаимоотношения между участниками конфликта

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

благоприятные условия, направленные на подавление недовольства, неудовлетворенности, неприязни

Манипулятивное воздействие на поведение членов организации

манипулирование сознанием участников конфликта