Файл: Управление конфликтами в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы организационного конфликта

1.1. Сущность организационного конфликта и причины его возникновения

1.2. Функции организационного конфликта

1.3. Виды организационных конфликтов

1.4. Управление конфликтом в организации

Глава 2. Анализ социальных технологий, применяемых в управлении организационного конфликта

2.1. Технология профилактической деятельности

2.2. Технология адаптации

2.3  Технология консультирования

2.4. Технология посредничества

2.5. Выбор наиболее эффективной социальной технологии при управлении организационного конфликта

Глава 3. Управление конфликтами на примере  организации ООО «Автопрофи»

3.1. Общая характеристика организации

3.2. Исследование конфликтных ситуаций в организации

3.3. Применение технологии посредничества в управлении конфликта в организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Третьей функцией конфликта является интегративная функция. Суть данной функции состоит в том, что она разнообразными спо­собами сплачивает членов каждой из противоборствующих сторон. Она направлена на объединение интересов внутри каждой группы, установление, поддержание и расширение границ деятельности не только отдельно взятого сотрудника, но и всего коллектива. Важ­но учесть, что процесс интеграции практически не ограничен, в ре­зультате чего отдельная конфликтная группа может стать настолько сильной, что постепенно ее неформальное руководство и нормы сместят формально установленные[1].

Четвертой является динамическая функция конфликта, она со­стоит в том, что процесс конфликта приводит к изменениям в ор­ганизации. Она способствует представлению организации как раз­вивающейся, т. е. налицо отсутствие стагнации организационного развития. Стабильные нормы, правила и политика организации под влиянием конфликта приходят в движение, видоизменяются, в ре­зультате перенаправляется движение развития сотрудников, группы, коллектива, подразделения или организации в целом. Изменения могут носить как значительный, так и незначительный характер, это зависит от степени остроты и направления (конструктивного или де­структивного) проблемы[19].

Инновационная функция, как считает И.Д. Мариновская, также характерна для процесса конфликта. Благодаря возникновению этой функции возможно преодолеть экономический, социальный, административный и иные виды организационных кризисов. К примеру, возникновение конфликта всег­да сопровождается трансформацией межличностных отношений. В некоторых случаях оперативно и правильно урегулированный конфликт только улучшает психологическое состояние коллектива, идентифицирует групповые цели[18].

А.Я. Кибанов отметил еще несколько функций организационного конфликта[16].

Диагностическая - функция, позволяющая выявить разнообразие мнений, точек зрения; идентифицировать наибольшее число проблем и рассмотреть варианты их решения, то есть спрогнозировать будущее организации и пути движения к нему.
Разрушительная - функция, благодаря которой разрушаются существующие организационные отношения, нормы и ценности; в этом случае конфликт носит деструктивный характер и называется дисфункциональным.
Созидательная - функция конфликта, в результате которой происходит обновление, инновация организационных норм, что повышает эффективность деятельности; в этом случае конфликт носит конструктивный характер и называется функциональным.


По мнению Е.И. Холостовой, рассмотренные функции конфликтов не следует качественно оценивать, так как каждая из функций проявляется в зависимости от специфики определенной ситуации. Изменения, происходящие в конфликтной ситуации, взаимообусловлены, поэтому функцио­нальную направленность конфликтной ситуации следует оценивать по истечении определенного промежутка времени[25].

Итак, в данном пункте были рассмотрены функции организационного конфликта, а именно информативная, дифференцирующая, интегративная, динамическая, инновационная, диагностическая, разрушительная, созидательная.

1.3. Виды организационных конфликтов

Ю.Ф. Лукин говорит о том, что разнообразие природы и сущности конфликтов связано с их спецификой относительно определенного сотрудника, организации, коллектива[17]. В теории существуют разнообразные варианты классификации конфликтов. Выбор той или иной классификации организационных конфликтов определяется направленностью инте­ресов исследователя.

В приложении 1 представлена классификация организационных конфликтов.

В научной литературе по конфликтологии встречаются и другие виды организационных конфликтов.

Мотивационный конфликт — конфликт, в основе которого лежат желания личности, которые в данный временной период не могут быть реализованы или реализуются в недостаточном объеме[26].

Нравственный конфликт — это конфликт между различными социальными нормами и ценностями, служащими эталоном значимо го для общества поведения[3].

Ролевой конфликт — конфликт, связанный с внутренними пере­живаниями, обусловленными невозможностью занятия определен­ной должностной, организационной или социальной позиции[9].

Необъективность самооценки — конфликт, первопричиной воз­никновения которого является отсутствие объективной оценки сво­ей личности и соотношение ее с социальной средой[1].

Адаптационный конфликт — конфликт, возникающий в процессе нарушения равновесного состояния между индивидом и средой, в которую он входит[1].

Различные типы конфликтов взаимосвязаны между собой в организации. В процессе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа. Приведенная типология конфликтов не исчерпывает все многообразие возможных классификаций, что объясняется возможностью классификации в соответствии со спецификой конфликта.


1.4. Управление конфликтом в организации

В.К. Андреев указывает, что конфликты могут иметь рациональную, и эмоциональную природу[1]. В зависимости от этого выделяют управление конфликтами на основании:

  • целенаправленного воздействия на причины и условия конфликта;
  • изменения установок и ценностных ориентации соперников[23].

Эти виды управления конфликтом реализуются в различных способах.

Организационные способы управления конфликтом характеризуются прежде всего целенаправленным воздействием управленческих органов на подразделения организации и отдельных личностей, причем основное внимание придается изменению структуры, связей или технологии этих подразделений[11].

Социологические и культурные способы управления конфликтами. В данном случае объектом управленческого воздействия являются социальные отношения между членами организации, а также социальные нормы организации, ценности ее членов, коммуникационные сети[13].

Социально-психологические способы управления конфликтами. Здесь объектами воздействия являются психологический настрой, мотивация участников конфликта, а также характер и содержание межличностных отношений[8].

Более подробно способы управления конфликтом представлены в приложении 2.

Таким образом, можно сделать вывод, что в данной главе была решена первая поставленная задача. А именно, была рассмотрена сущность организационного конфликта.

Было определено, что организационный конфликт - это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации участников организации.

Конфликт может быть вызван различными причинами, такими как различие или пересечение интересов членов организации, различные формы экономического и социального неравенства, неудовлетворенность отношениями между отделами организации, различие в ценностных ориентациях.

Функциями организационного конфликта можно считать информативную, дифференцирующую, интегративную, динамическую, инновационную, диагностическую, разрушительную, созидательную функции.

Организационные конфликты могут быть реалистические и нереалистические; функциональные и дисфункциональные; скрытые и открытые, вертикальные и горизонтальные и др.

Управление организационным конфликтом может осуществляться через организационные, социокультурные и социально-психологические способы.


Все эти знания необходимы для понимания природы организационного конфликта. Чтобы в дальнейшем добиться успешного его разрешения.

Глава 2. Анализ социальных технологий, применяемых в управлении организационного конфликта

2.1. Технология профилактической деятельности

Под профилактикой принято понимать предотвращение развития негативных процессов на ранних их стадиях. Профилактика позволяет с меньшими затратами уменьшить развитие проблемы, повернуть процесс в благоприятную сторону.
Социальная профилактика — это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности[8]. Эффективная профилактика зависит от профессионализма специалиста, который воздействует на проблему и применения комплексного набора профилактических мер. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, которая основывается на принципах законности и морали.

Технология прoфилaктическoй деятельнoсти включaет нескoлькo этaпoв[23]:

  1. Специалист устанавливает эмоциональный контакт с собеседником, проявляя доброжелательность, сочувствие и особую корректность.
  2. Специалист пытается установить первопричины наметившейся проблемы, разобраться в них.
  3. Специалист совместно с клиентом пытается сформулировать новую модель его поведения, которая позволила бы предотвратить негативное развитие событий.
  4. Специалисту важно добиться внутреннего принятия его клиентом новой модели поведения или иного понимания проблемы, а также настроя на успех.

Применение профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести: профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства и др[6].


Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов.

Профилактика организационных конфликтов важна, так как любые конфликты легче предупредить, чем разрешить, поэтому профилактика конфликтов должна занять видное место в деятельности любой организации. Одной из основных стратегий предупреждения конфликтов в коллективах организаций считается, прежде всего, снижение уровня конфликтности тех людей, которые склонны к их разжиганию. Работа по осуществлению данного подхода может идти по двум направлениям[12]:

  • коррекция субъективных (внутренних) условий конфликтной личности в ходе индивидуальной работы;
  • создание организационно-управленческих условий, способствующих снижению проявлений конфликтности.

Применение прoфилактики в конфликтных ситуациях возможно лишь тогда, когда конфликт нахoдится в начальном стадии свoего развития. Кoгда в рабoчем кoллективе имеются некоторые разнoгласия и спoры по поводу совместной производственной деятельности необходимо использовать профилактические меры, чтобы избежать конфликта в организации. Но когда конфликт уже получил свое развитие, профилактика становится неэффективной в его разрешении.

2.2. Технология адаптации

Социальная адаптация - сложный и многоуровневый процесс, осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к реальной социальной среде[4]. Процесс социальной адаптации начинается с осознания личностью (социальной группой) того обстоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды. А для смены поведенческих образцов необходима активная позиция самой личности. С учетом вышесказанного можно дать более обстоятельное определение понятия “адаптация”. Социальная адаптация — процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения[14].
Выделяют четыре основных вида или уровня адаптации человека: биологическую, физиологическую, психологическую, социальную.
Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер. Поэтому усилия личности или социальной группы, их возможности по усвоению изменявшейся социальной среды во многом определяются направленностью самих изменений, социально-правовой и нравственной обстановкой в стране.
По большому счету, каждому из нас, живущему в реальном обществе, приходится многократно приспосабливаться к тем или иным процессам жизнедеятельности И прежде всего такая адаптированность требуется в сфере трудовых отношений.