Файл: Правовая культура (Правовой нигилизм и правовой фетишизм).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессор Лазарев В.В. к основным причинам распространенности правового нигилизма относит:

1) исторические истоки, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

2) теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

3) правовую систему, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

4) количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с другой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств.[36]

Таким образом, к обесцениванию права могут привести факторы как объективного, так и субъективного характера.

2.2. Пути преодоления правового нигилизма и правового фетишизма

Для успешного решения проблемы преодоления правового нигилизма, прежде всего, необходимо преобразовать принцип верховенства права с декларативного в реально действующий принцип жизнедеятельности общества и функционирования государственной власти. Для этого право должно стать системой эффективных гарантий прав и свобод человека, обеспечить возможность проявления социально полезной инициативы, способствовать всестороннему развитию личности. Необходимо снизить силовое давление на субъекты правоотношений, расширить рамки диспозитивного правового регулирования и самозащиты гражданами своих прав. Вместе с тем следует помнить и об обязанностях человека и гражданина, поскольку акцентирование внимания на правах при пренебрежении обязанностями может также привести к деформации правосознания[37].


Как в отношении всякой социальной проблемы, которая осмысливается обществом как несущая угрозу его (обществу) существованию, в отношении проблемы правового нигилизма также должны - быть найдены пути если не решения, то по меньшей мере преодоления и снижения ее влияния на жизнь общества. Эти пути должны, быть основой государственной политики. Сложность реализации этой политики состоит в том, что правовой нигилизм — явление, порождаемое во многом самим государством, поэтому в этой сфере государству приходится бороться с самим собой.

Кроме того, эффективность этой политики во многом зависит от наличия социального субъекта, для которого бы право представляло действительную, а не декларируемую ценность, и способности этого субъекта к социально значимым, организованным действиям. Поэтому решение проблемы правового нигилизма во многом является следствием решения проблемы бедности и культурной отсталости населения[38].

К числу специальных мер, прежде всего, необходимо отнести политику по распространению юридических знаний и правовую: пропаганду, и одновременно — повышение требований к профессиональному правовому образованию. Вместе с тем достаточно скептически нужно отнестись к тому, что исключительно только профессиональное сообщество юристов может решить проблему правового нигилизма, и сама проблема находится за пределами собственно права, да и юристы работают нередко не для точного исполнения законов, а для знания путей, как его обойти («закон что столб: перешагнуть нельзя, а обойти можно»).

Не в последнюю очередь необходимо повышать требования к качеству законов. Речь идет как о качестве изложения правовых норм, так и об определенности правовых механизмов, предполагающих определенную последовательность: субъективное право гражданина должно корреспондироваться с обязанностью публичного органа, наличием процедуры, позволяющей эту обязанность исполнить, наличием ответственности должностного лица за неисполнение указанной обязанности. При принятии правовых решений, которые могут затронуть широкие круги населения, необходим социологический анализ и прогноз последствий, предварительная работа по пропаганде указанных решений.

Наконец, очевидно, что одним из стимулов к распространению правового нигилизма является низкая эффективность мер государственного принуждения к исполнению требований закона. Строгость закона, как было уже сказано, не гарантирует того, что его будут выполнять. Санкция правовой нормы, ее строгость должны осмысляться в системе возможностей государственных органов. Конечно, могут и существуют иные способы по преодолению правового нигилизма. В любом случае работа с этим социальным явлением возможна. И здесь нельзя прятаться за фразу об «укоренении» или «о соответствующей традиции»: она только показывает леность ума и сама по себе является нигилистической. Для того, чтобы борьба с нигилизмом не была пустым битьем головой о толстую бетонную стену необходимо избавляться от подобных мыслей. Таким образом, можно привести ряд мер, способствующих искоренению этого социального явления.


К ним можно отнести:

1. Совершенствование и дальнейшую модернизацию нормативно-правовой базы. Здесь важно понимать, что законодательство должно отвечать не только нормам международного права, но и полностью отвечать потребностям нашего общества.

2. Повышение уровня правовой культуры населения. Это становится возможным только в условиях реализации концепции правовой 58 политики в государстве. Уровень правовой культуры зависит от качества правового образования и, как следствие, показывает грамотность населения в правовом поле. 3. Работу в области повышения качества высшего юридического образования. Выпускники юридических вузов являются «лицом» государства, так как их профессиональная деятельность направлена на защиту прав и гарантий граждан. Здесь стоит сказать, что при разработке образовательных программ по юридическим специальностям важно учитывать мнение работодателей, так как это позволит обучающимся приобрести компетенции, необходимые для их успешной профессиональной деятельности. 4. Борьбу с коррупционными проявлениями в обществе. Как известно, коррупция является негативным социальным явлением, пронизывающим многие сферы общественного устройства, проявляет себя в обществе со слабым уровнем правовой культуры и, как правило, формирует определенный уровень правового нигилизма у граждан.

Среди юридических мер следует выделить совершенствование системы юридической ответственности, повышение авторитета властных структур и легитимности закона.

На общесоциальном уровне необходимо обеспечить достижение общественного согласия относительно базовых основ государственно-правового развития, формирования консенсуальный демократии на основе диалога и сотрудничества, партнерства и взаимопонимания, социально ориентированной рыночной экономики с крепким государственным сектором, с механизмами развития частной собственности, с поддержкой «производительных» ( а не спекулирующих) слоев населения.

Правовое воспитание должно быть ориентировано на повышение уровня знания и понимания права в целом и отдельных правовых норм, и институтов, на формирование юридических навыков, на закрепление положительного восприятия права, на воспитание чувства справедливости, ответственности и законности, повышение социально-правовой активности населения. Это требует развития правовой пропаганды, совершенствования юридического образования, решение проблемы минимума правовых знаний, необходимых гражданам, создание условий для положительной, целенаправленной, сознательной, добровольной, творческой и инициативной деятельности субъектов правового общения.


Для реализации преодоления правового нигилизма необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям.

  1. Устранение имеющихся противоречий в нормативных актах всех уровней, особенно в части соответствия федеральных законов Конституции, соответствия местного законодательства федеральному.
  2. Прекращение противоборства внутри власти, устранение принятия правовых актов наперекор друг другу.
  3. Постоянное совершенствование механизмов реализации законодательства.
  4. Гарантирование в действиях правоохранительных органов исключительного соблюдения закона.
  5. Исключение стиля управления, подменяющего законность целесообразностью.
  6. Проведение информационной агитации правопослушного поведения, в том числе и самими сотрудниками государственного аппарата. Повышение правовой культуры населения и должностных лиц.

Кризис современного российского правосознания вызывает необходимость и потребность принятия и воплощения в жизнь мер, направленных на повышение общего уровня правового сознания, преодоление правового нигилизма российских граждан, формирование правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека. Особое место в ряду этих мер должно занять правовое воспитание, которое должно быть направлено на правовое развитие личности, рассматриваемое как процесс формирования правового сознания и правовой культуры.

При грамотной реализации подобных программ и проектов преодоления правового нигилизма и идеализма может из чего-то далеко и недостижимого, стать вполне осязаемым. Перспективным путем преодоления правового нигилизма может стать культурно-правовое воспитание, которое играет важную роль в предупреждении нигилистического отношения к праву, поскольку оно формирует уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к коррупционным схемам в государственных правоотношениях. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного становления личности.

Процесс преодоления правового нигилизма продолжительный, трудоёмкий, комплексный, связанный с реорганизаций не одной сферы. Распространение правового нигилизма в настоящее время настолько широко, что оценить продолжительность такого процесса не представляется возможным.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовой нигилизм — вид искажения правосознания, выраженный в негативном отношении к праву. В числе его признаков, возможно, выделить: стабильность и случайность; наличие разных форм проявления; агрессивный, воинствующий характер; распространённость; деструктивность. Принимаемые формы правового нигилизма разнообразны, что создаёт определённые трудности для изучения явления. Сущностью правового нигилизма является потеря правом своей ценности в глазах отдельного индивида, определенной социальной группы или всего общества.

Очевидно, что чувство непринятия права возникает не с момента рождения человека, а развивается со временем и главным образом при отсутствии положительного опыта взаимодействия с юридическими нормами. Нигилистами, как и преступниками, не рождаются, ими становятся.

Автором предложены пути по преодолению правового нигилизма, но вместе с тем полностью преодолеть правовой нигилизм невозможно, но можно свести его уровень к минимуму путем применения комплексных мер обеспечения принципа верховенства права, правового воспитания личности и усовершенствование нормативной базы. Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества. Правовой нигилизм – это отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать 61 взаимоотношения людей. Причинами возникновения правового нигилизма является: общесоциальные причины, духовные причины, управленческие причины, правовые причины и общекультурные причины. Правовой нигилизм и правовой идеализм – явления, развиваемые и претворяющиеся в жизнь обществом и государством. Причем основной причиной правового нигилизма и правового идеализма можно считать именно государство.

Это доказывает ряд следующих фактов:

• основную роль в формировании общественных отношений играет государство;

• государство непосредственно связано с правом и всем, что с ним связано;

• правовой нигилизм (неадекватное восприятие права) – элемент, появляющийся вследствие общественных отношений (точнее – их неправильного регулирования государством через право);

• исторический анализ российского нигилизма вообще и правового нигилизма в частности.