Файл: Правовая культура (Правовой нигилизм и правовой фетишизм).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретическая форма правового нигилизма, которая проявляется на уровне общественного сознания, кроме того, что вытекает из устаревших доктрин и идей, которые связаны как с догматизацией и вульгаризацией известных положений марксизма о государстве и праве, так и с рядом ложных или идеологизированных, а потому искаженных представлений о государственно-правовую действительность и ее развитие, в наше время подогревается новыми концепциями и практикой современного правового жизни в государстве.

В массовом повседневном правовом нигилизме тесно переплетаются правовая безграмотность, скептические стереотипы и предубеждения, неверие в право, неуважение и игнорирование его. Внутреннее отчуждения от права, сущностью которого является субъективное переживание ненужности, второстепенности этого института, вполне естественно вызывает и внешнее отчуждение от него, влияет на линию поведения человека[25].

Ведомственный правовой нигилизм проявляется в невыполнении законов и других нормативно-правовых актов государственными чиновниками, которые тем самым игнорируют субъективные права участников правоотношений, пренебрегая каждого, кого эти законы касаются. Злоупотребления чиновников государственного аппарата дают пример для действий, с одной стороны, чиновникам низших рангов, а с другой - гражданам, что приводит к вседозволенности и бесправия во всех сферах общественной жизни.

Таким образом, принимаемые формы правового нигилизма разнообразны, что создаёт определённые трудности для изучения данного явления.

1.2. Правовой фетишизм как вид деформации правового сознания

Рассмотрев такое явление как правовой нигилизм нельзя не затронуть ещё одно специфическое явление правовой сферы жизни общества, и название данного явления правовой фетишизм. Правовой нигилизм и правовой идеализм имеют одни корни - «юридическое невежество, неразвитое и деформированное правосознание, дефицит политико-правовой культуры»[26]

Несмотря на то, что правовой идеализм в современном государстве менее заметен чем правовой нигилизм, он причиняет существенный вред как системе, так и обществу. Его последствия, как и последствия правового нигилизма отрицательно влияют на правосознание и правовую культуру.


Правовой фетишизм иди правовой идеализм (юридический романтизм) – это переоценка возможностей права. Основы правового идеализма лежат в переоценке объективной действительности и реалий института права. Несмотря на то, что внешне правовой идеализм менее заметен, о нем не говорят столько, сколько о правовом нигилизме он приносит такой же вред государству.

Правовой фетишизм – явление прямо противоположное правовому нигилизму. На право нельзя и невозможно возлагать все свои надежды, всех проблем, стоящих перед обществом, право решить не может. Основная ошибка власти (как впрочем, и народа) – выдвижение права в ранг чего-то высокого и всесильного. Многие люди (особенно в период перестройки) считали, что достаточно принять «правильный» закон и жизнь улучшится[27].

«Но чуда не происходило, законы принимались, а дела стояли на месте или даже ухудшались. В результате наступило известное разочарование в законах, появились признаки правового скепсиса. Ведь законы сами по себе не могут накормить, одеть, людей, улучшить только на «шоковое» правотворчество – значит питать юридические иллюзии»[28].

Основная ошибка, допускаемая при правовом фетишизм – неправильность оценки роли общественных отношений и закона, их взаимодействия и первоочередности. Закон всего лишь «Официальное признание факта» в большинстве случаев на его основе правоотношения не возникают. Вера же людей в некие «абсолютные» законы порождает правовой нигилизм.

«Правовой фетишизм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане – в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые демократические институты.

Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги «перестройки», а затем и периода реформации. Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не получилось»[29].

Основная проблема бездействия большинства нужных законов заключается в отсутствии необходимых механизмов их реализации, а также отсутствие нормальной правовой среды необходимой для их функционирования. Верить в абсолютную силу закона, обожествлять его, верить в то, что он способен решить все проблемы общества – это выбор тех, кто не хочет обременять себя работой, веря в то, что достаточно создать нормативно-правовой акт, который будет регулировать назревшую в обществе проблему, и она исчезнет как по волшебству. Подобный ход мыслей и идеи – утопия.


Нужно понимать, что для решения проблемы мало создать нормативно-правовую базу, это будет всего лишь своего рода плацдармом для решения проблем, но не решением. Для преодоления правового идеализма нужно перестать пытаться регламентировать все возможные ситуации, которые приводят к конфликтам, и заниматься статистикой данных конфликтов в виде штамповки уголовных, административных, экономических и др. правонарушений. Нужно в первую очередь, как и в ситуации с правовым нигилизмом, заниматься правовым воспитанием граждан. Также весьма важно заняться созданием таких условий проживания для граждан, которые бы не способствовали совершению преступлений. В заключении настоящего параграфа приведем определение правового идеализма. Правовой фетишизм и – это переоценка возможностей права, которая обусловлена переоценкой объективной действительности и реалий института права.

Весьма важно отдельно рассмотреть вопрос соотношения правового нигилизма и фетишизм. Никто не будет спорить с тем, что, рассматривая вышеуказанные явления, речь, прежде всего, идет о деформированном правосознании. Попытаемся определить, какая же именно часть правоотношения деформируется при явлениях правовой нигилизм и правовой идеализм. Во-первых, функции. Из 4-х основных (оценочная, регулятивная, познавательная, прогностическая) нарушаются оценочная и познавательная функции (как для нигилизма, так и для идеализма).

Во-вторых, структура. Структурально правосознание состоит из правовой психологии и правовой идеологии. При правовом нигилизме и правовом идеализме страдает вся структура правосознания. В-третьих, виды правосознания. Влиянию подвергаются, пожалуй, все виды правосознания. Носители профессионального и научного знания породили правовой идеализм. В какой-то момент законодатель и власть в целом перестала заниматься воспитанием своих граждан, решив, что большое количество законов, которых они создадут или уже создали, справятся с сохранением правопорядка куда лучше, чем идея создания цивилизованного, высокогуманного и этичного общества[30].

В свою очередь народ, осознав позицию государства, начинает игнорировать все их законотворческие творения. Если попытаться сократить изложенную идею до емкого предложения, то получится примерно следующее: когда кто-то начинает идеализировать что-либо, обязательно найдется кто-то, кто будет это отрицать. Весьма важно отметить, что данный характер соотношения уместен только для современного периода, так как из данной теории можно сделать вывод, что сначала возник идеализм, а затем нигилизм (хотя исторически известно, что нигилизм возник раньше). Однако на данном этапе нигилизм общества является реакцией на идеализм государства. Правовой нигилизм и правовой идеализм – явления схожие. Если же рассуждать о природе данных явлений, то напрашивается следующий вывод: Правовой нигилизм и правовой идеализм, различаясь в формах выражения и проявлений, имеют одни и те же источники (классические «деформированное правосознание, низкая правовая культура и недостаточно качественное правовое воспитание») и причины – государственная деятельность. Размышляя дальше, делаем вывод, что правовой нигилизм и правовой идеализм – части неадекватного правосознания личности, причем при некоторых обстоятельствах правовой идеализм может вызывать правовой нигилизм. Это – еще одно доказательство их взаимосвязи.


Таким образом, безусловно, с чисто теоретической точки зрения правовой нигилизм явление абсолютно противоположное правовому нигилизму, это две крайности.

Глава 2 Тенденции развития правовой культуры и правосознания в современном российском обществе

2.1. Причины появления правового нигилизма и правового фетишизма

К сожалению, источники появления юридического нигилизма не ограничены исключительно юридическими причинами, в их число входят факторы различного происхождения, их достаточно много.

Основной из причин является разноречивость и неидеальность законодательства. Правовые акты содержат нормы, которые не функционируют в реальности в связи с неразвитым механизмом их реализации. Неидеальность законодательства, его невозможность исполнения активно формирует правовой нигилизм. Вместе с тем, наличие изъянов в законодательстве не может полностью обосновывать правовой нигилизм. Совершенный и идеальный закон не сможет функционировать без отработанного и налаженного механизма его реализации. Французский писатель, правовед и философ Ш. Монтескье сказал: «Когда я поеду в правовое государство, я спрошу не про то, какие там есть законы, а про то, как эти законы работают и воплощаются в жизнь»[31]. Неимение такого механизма реализации правовых норм — более широкая задача, чем неидеальность законодательства. Написание совершенной правовой нормы представляется более простым вопросом, чем её претворение.

Другой важной причиной правового нигилизма является понимание субъектов невыполнения правовых норм. Ш. Монтескье написал: «Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает от безнаказанности»[32]. В случае, когда лицу стало известно о правонарушении, что не повлекло наказания, то доверие к праву существенно снижается, порой вплоть до такой степени, что это лицо в дальнейшим не будет считать необходимым руководствоваться правовыми нормами.


Иной примечательной причиной негативного отношения к праву является противоборство внутри власти. Когда взамен законотворчества отдельные ветви одной власти стремятся разделить свои компетенции, принимают правовые акты наперекор друг другу, различными способами противодействуют реализации решений другой стороны и так далее. Наблюдая такие действия на правительственном уровне, лицо приобретает неверие в любые законы.

Так же в качестве одной из причин правового нигилизма отмечают политический радикализм, выражающийся в постоянном выборе исключительно радикальных действий в политике всем вопросам, вере в существование простых решений сложных вопросов.[33]

К основным причинам широкого распространения правового нигилизма можно отнести такие исторические факторы:

а) исторические традиции, которые были закономерным следствием правления самодержавия, многовекового крепостного строя, лишавшего основную массу населения прав и свобод;

б) репрессивный характер содержания законодательства и несовершенство правосудия Российской империи;

в) теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

г) правовой системе бывшего Советского Союза, в которой господствовали административно-командные методы, тайные и полутайная подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности;

е) практику советского периода, при которой предоставлялась преимущество постановлениям коммунистической партии над законами, вторичность права, его отраженной реальности, которая обслуживала первичные реальности - экономику, политику и т.д.;

е) низкую роль суда, других правоохранительных органов и низкий престиж права и закона, когда установленные государством правовые нормы не соблюдались государственными органами, должностными лицами, которые прикрывали нарушения законности различными "общегосударственными интересами", что и привело ведомственный правовой нигилизм[34].

Так же к историческим источникам, появившимся в современное время, возможно, отнести: кризисное состояние современной экономики, нарушения прав человека и гражданина, низкий уровень правореализации, правовой идеализм, чрезмерное количество законов в государстве, тенденция к принятию несовершенных нормативно-правовых актов, декларативность законов, отсутствие в них норм прямого действия, правовой вакуум, низкий уровень правовой культуры граждан, нарушение таких принципов, как равенство всех граждан перед законом, взаимная ответственность личности и государства, презумпция невиновности, недостатки в работе правоохранительных органов, политиканство и популизм политических лидеров, борьба позиций и амбиций, властолюбие бывшей номенклатуры, которая изо всех сил держится за прошлое, некомпетентность представителей власти, бюрократическое, произвол и его безнаказанность[35].