Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (методы основных факторов лидерства в системе менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы. Авторитет и лидерство в работе руководителя малой фирмы имеют особое значение. Руководителю такого предприятия следует строить свой авторитет не на формальных оценках, а на своих профессиональных и личных качествах. Руководитель малого коллектива все время на виду, равно как и принимаемые им решения. Естественного барьера между ним и подчиненными нет, поэтому его авторитет в большей степени, нежели в других организационных структурах, должен основываться на профессиональных знаниях и трудолюбии.

Проблема взаимодействия руководителей и подчиненных весьма актуальна для современной науки и практики. В центре внимания находятся вопросы лидерства в группе, эффективности управления, стиля руководства, авторитета руководителя, улучшения социально-психологического климата в коллективе.

Эффективное управление неразрывно связано с лидерскими качествами руководителя, умения вести за собой людей и направлять их к достижению необходимых результатов.

Происходящие в последнее время серьезные изменения на российском рынке, заставляют заново переоценивать нормы и ценности руководства людьми в организациях. Поэтому в условиях развития рыночных отношений, роста конкуренции, перед любым предприятием стоят задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от лидерских качеств руководителя, умения позиционировать свой авторитет внутри коллектива

Цель данной курсовой работы – определить с помощью теоретических, практических методов основных факторов лидерства в системе менеджмента.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Изучить сущность лидерства и менеджмента;

2. Рассмотреть основные компетенции руководителя;

3. Рассмотреть основные стиля управления;

4. Дать краткую характеристику выбранной нами организации;

5. Провести анализ тестов и методов, выявляющих лидерские качества руководителя и его позиционирование внутри коллектива;

6. Определить пути совершенствования лидерских качеств руководителя.

Объектом курсовой работы является межличностное взаимодействие, предметом – взаимодействие руководителя и подчиненного.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они позволяют оценить стиль руководства и эффективность управленческой деятельности, как с психологической, так и социально-экономической сторон, а также определить влияние стиля руководства на эффективность деятельности организации в целом.


Выбор стиля управления, который стоит осуществить, влияет не только на эффективность деятельности организации в целом, но и на социально-психологический климат в коллективе. Изучение теоретического материала позволило определить особенность каждого стиля, выявить их достоинства и недостатки, возможность применения в том или ином случае.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

1. Теоретические аспекты лидерства и авторитета

1.1 Основные аспекты лидерства и авторитета в менеджменте

В нашем социуме лидерство – это тоже процесс влияния, за счет которого человек для достижения цели получает поддержку от других членов сообщества. Иначе говоря – способность вести за собой людей, что такое лидерство

Рассказывая о том, что такое лидерство, нельзя не уделить им долю внимания. Итак, есть теории великого человека. Согласно им, способности к лидерству являются врожденным, то есть великими рождаются, а не становятся. Еще есть теории характерных черт. Они чем-то схожи с предыдущими чертами. Их сторонники считают, что лидерские качества и черты людям передаются по наследству [22, c 98].

Теория обстоятельств уже рассматривает не происхождение этих задатков, а стиль поведения. Считается, что нет универсального – того, который бы подошел в любой ситуации. Поэтому лидер должен быть гибким, уметь приспособиться к обстоятельствам, подобрать наиболее эффективный стиль поведения для воздействия на людей при конкретных обстоятельствах. Еще существует понятие и теория ситуационного лидерства. В его рамках все рассматривается иначе. Считается, что лидерство – характерная черта определенной ситуации, а не личности. В бихевиористских теориях утверждается, что лидерами не рождаются, а становятся. Ибо здесь имеет значение не внутреннее состояние человека или его психические качества, а умение учиться, наблюдать, стремиться к той или иной цели. Также есть теория, в которой внимание концентрируется на влиянии и силе, создаваемых лидером.

Считается, что именно к нему ведут все дороги, а не к культуре организации и последователям. В трансакционных теориях рассматривается взаимная выгода в отношениях лидера и последователей. Он предлагает вознаграждение или ресурсы, а в ответ получает признание. Последняя основная теория – трансформационная. Рассматривает внутреннюю мотивацию при отношениях обмена. Не купленную благами преданность и лесть, а истинную приверженность последователей идеям лидера


Модель личностного лидерства простыми словами, это совокупность личностных и профессиональных качеств, которая эффективно соотносится с поставленными задачами. Персональных моделей существует бесчисленное множество, собственно, как и самих лидеров. Однако есть универсальные. Считается, что идеальной моделью лидерства является сумма личностных качеств и приобретенных навыков, умноженная на психологическую установку и поведенческую компетентность [12, c 56].

Другим примером часто является модель, разработанная американским психологом, доктором Университета штата Огайо Ральфом Стогдиллом. Она включает в себя: сочетание врожденных качеств и темперамента. Индивидуальные черты развиваются на протяжении всей жизни. Поведение, приобретенное в результате развития коммуникативных навыков и умственных способностей. Кризисные ситуации, требующие разрешения, послужили стимулом для саморазвития. Согласно этой модели, личная оценка лидера напрямую зависит от его социально-экономических и интеллектуальных возможностей, а также от жизненных ценностей, деятельности и потребностей. Компетенции их тоже нужно перечислять, говорить о том, что такое лидерство. Как известно, компетентность-это личная способность специалиста решать определенные профессиональные задачи.

Перечень основных профессиональных качеств:

- Готовность нести ответственность за коллектив, отвечать за результат команды даже в случае неудачи.

Поставить общий результат выше личного. Позитивное и объективное отношение к каждому члену команды.

Есть желание совершенствоваться и учиться. Уметь слышать и прислушиваться к мнению других.

Не бойтесь сильных подчиненных.

Уметь вдохновлять и быть готовым к этому.

Готовность учить других, делать это эффективно. Быть отличным менеджером и экспертом в своей области.

Уметь привнести в коллектив концентрацию и организовывать людей, вдохновлять на активную деятельность.

Имейте свою точку зрения.

Мыслить масштабно.

Будьте готовы предложить и сделать нестандартные решения.

Нет желания самоутверждаться за счет других.

Но самая главная компетенция-это готовность стать лидером, стремление к этому статусу и желание руководить людьми.

Атрибутивное лидерство. В основе этой концепции лежит причинно-следственная связь между тем, что уже произошло, и тем, что люди воспринимают как причину произошедшего. Вот как это выглядит в контексте обсуждаемой темы: выбор лидера, как и поведение последователей, обусловлено его реакцией на них. Отношения очевидны. Лидер, наблюдая за тем, как работают члены его команды, получает информацию, на основании которой делает выводы о поведении каждого из них [3, c 87].


Харизматическое лидерство -еще одна концепция, заслуживающая внимания. Понятие лидерства неразрывно связано с харизмой. Это-исключительность человека, особый талант,"изюминка". Харизматичный лидер-это человек, который подвержен предоставлению глубокого воздействия на своих последователей из-за индивидуальных качеств. Если обобщить, то получим такую характеристику: Этот человек уверен в себе, умеренно чувствителен к внешней среде, способен видеть решение проблемы вне статус-кво (возвращение в исходное состояние) и способен передать команде информацию любой сложности простыми словами. У него также есть жажда деятельности, которая настолько заразна, что передается другим людям. Как правило, никто не сомневается в способностях и авторитете харизматичного лидера. Но чтобы стать таким, мало иметь к себе [11, c 60].

Лидерство в организации может быть присуще только тому человеку, который, помимо личной привлекательности, имеет возможность предложить новые, эффективные, ранее не существовавшие варианты видения проблемы и способов ее решения. Кроме того, он должен быть в состоянии донести важность своих взглядов до последователей, чтобы распространять их и поощрять команду к работе. Следует отметить, что данное понятие относится к пресловутой теории ситуационного лидерства. Харизматичный подход наиболее эффективен в критических условиях в организации или при каких-то радикальных изменениях-когда необходим быстрый поиск новых решений, которые могли бы сэкономить.

В стабильных ситуациях он не всегда эффективен. ситуационное лидерство.

Власть-это понятие, которое напрямую связано с лидерством, тоже нельзя обойти стороной. Власть-это способность навязывать свою волю, способность контролировать людей даже против их сопротивления [5, c 87].

Влияние. И тот факт, что оба качества должны быть присущи каждому лидеру. Для эффективного функционирования организации необходимо осуществлять ее полномочия. Если менеджер не обладает влиять на людей зависит от деятельности компании, она не будет работать. Существуют также весомые факторы, которые отличают понятия власти и лидерства. Это равновесие. Если речь идет о власти, то она необходима. Умный руководитель понимает, что его подчиненные тоже имеют над ним власть. Ведь именно они являются движущей силой его предприятия. Поэтому руководитель должен управлять работниками так, чтобы у них не было чувства непослушания и протеста [24, c 99].

Формы власти, чтобы перечислить их тоже. Существует пять форм: власть, основанная на принуждении. Худшие формы как подчиненным внушают: руководитель имеет право и возможность наказать их. Сила, основанная на вознаграждении. Подчиненные считают, что руководитель удовлетворит их потребности, если они выполнят все, что им приказано. Эксперт власти. Сотрудники считают, что менеджер обладает знаниями для удовлетворения их потребностей. Эталонная мощность. Это связано с психологией лидерства. Менеджер обладает такими привлекательными личными и профессиональными качествами, что хочется последовать его примеру. Лучшие формы. Законная власть. Строится на убеждении подчиненных в правильности следующего сценария: руководитель отдает приказы, а они подчиняются. Первая форма не только худшая, но и неэффективная. Для воздействия через страх обычно приводит к неудовлетворенности работой подчиненных, что приводит к снижению производительности. В результате многие организации просто разваливаются. социальную сущность явления исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что такое лидерство [29].


Это процесс социальной организации и управления общением в определенной группе людей. То есть процесс явно психологический. Лидерство-это социальное явление. Хорошим руководителем может быть только тот, кому команда доверяет. Человек, чьи заслуги и заслуги признаются и уважаются всеми членами команды. Кого люди готовы следовать без принуждения. И лидеру приходится нелегко. Во-первых, он сильно зависит от команды. Он должен выражать все свои интересы, выслушивать каждого, тем самым демонстрируя уважение к сотрудникам, что мотивирует их к работе. После обретения лидерства в группе, человек обязан инициировать деятельность, координировать деятельность персонала, обеспечивать внутренние и внешние коммуникационные ресурсы для управления межличностными отношениями. Проще говоря, лидер должен быть успешно социализированным человеком, способным эффективно руководить без власти и учитывать интересы каждого члена команды [9, c 73].

Борьба за статус конечно, без упоминания темы обойтись невозможно. Борьба за лидерство-явление, знакомое многим. Как правило, тяга к этому статусу приводит к желанию самоутвердиться, завоевать уважение, признание, власть или авторитет. И если в ситуации, когда вопрос выбора лидера действительно актуален, два человека сталкиваются, соответствующие всем ранее упомянутым качествам, начинается настоящая борьба. Это не образное выражение. Как выглядят два лидера, каждый из которых намерен занять определенную позицию? Это два активных, смелых, решительных, сильных человека, отличающихся напористостью, развитыми коммуникативными навыками, харизмой и стремлением.

Приведем сравнение новой и старой парадигм лидерства, т.е. основных атрибутов, описывающих это явление:

Таблица 1 – Парадигмы к определению лидерства [16, c 43]

Старая парадигма

Новая парадигма

Стабильность

Изменения и кризисный менеджмент

Контроль

Делегирование властных полномочий

Конкуренция

Сотрудничество

Единообразие

Разнообразие

Эгоцентризм

Более высокие цели

Героизм

Скромность

Индивидуум может обладать большим количеством характеристик из одного набора по сравнению со своим коллегой, но в идеальном варианте менеджер достигает баланса между менеджментом и лидерством.

Таблица 2 – Основные качества лидера и менеджера [8, c 87]