Файл: Товарные запасы и управление ими в розничной торговле, на пример реально существующей организации ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ
1.1. Экономическая сущность понятия товарные запасы и их классификация
1.2. Показатели анализа товарных запасов
2 АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ ОПТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ «METRO CASH & CARRY»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности «Metro Cash & Carry»
2.2. Анализ подхода к управлению товарными запасами в компании
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях ведения бизнеса компании уделяют все больше внимания развитию собственной логистики, выделяя в своих организационных структурах департаменты цепей поставок с целью эффектиного управления материальным и сопутствующими потоками и получения конкурентных преимуществ. Ввиду сложившейся внешнеэкономиечской ситуации и снижения темпов роста как оптовой так розничной торговли рычагом воздействия на эффективность использования оборотных средств становится управление товарным запасом.
Спад объемов продаж, как правило, показывает насколько эффективно функционирует модель управления товарным запасом. Отдел планирования, реализующий данную функцию, становится заложником ситуации, когда неразрывно связанная функция размещения заказов, как управление товарным запасом распределены между несколькими отделами, например, такими как: отдел закупок, отдел операционного менеджмента. Такая ситуация свойствена компаниям ретейлерам.
Целью данной работы является совершенствование подхода по управлению товарным запасом с целью поддержания оптимального уровня затрат и уровня обслуживания клиентов.
Для достижение поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать существующие логистическую деятельность в компании «Metro Cash & Carry»;
- Изучить теоретические аспекты моделей управления товарным запасом;
- Исследовать проблемы подхода по управлению товарным запасом на примере проекта «Depot 2.0» и выявить причины неэффективности.
Объектом исследования является система управления товарным запасом «Metro Cash & Carry».
Предметом исследования является модель управления товарным запасом на проекте «Depot 2.0».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ
1.1. Экономическая сущность понятия товарные запасы и их классификация
Товарные запасы представляют собой часть товарообеспечения, которая является совокупностью товарной массы в процессе ее передвижения из производства к потребителю. Размер товарных запасов, в большинстве случаев, определяется структурой и объемом товарооборота торгового предприятия. Одной из важнейших задач торговых предприятий является оптимизация пропорционального соотношения величины товарооборота и размеров товарных запасов: так, возникают проблемы с товарным обеспечением товарооборота при недостаточной величине запасов; также избыток запасов могут вызвать дополнительные затраты и потери в виде кредитов, а также по выплате по ним процентов, увеличение расходов по хранению запасов, что в конечном счете ведет к ухудшению общего финансового состояния торгового предприятия. Таким образом, проблема количественного измерения объемов товарных запасов предприятия, а также определение необходимой их величины потребностям товарооборота является довольно актуальной.
С целью обеспечения необходимой отдачи от вложенных в бизнес средств, для обеспечения необходимых темпов роста фирмы актуальным является оптимизация необходимой величины товарных запасов.
Любой товар принадлежит к категории товарного запаса до момента продажи. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной. Данное обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы могут менять свой размер, так как постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Так как они заменяются иными партиями товаров, то есть возобновляются регулярно, запасы представляют собой постоянно существующую величину, размер которой изменяется в соответствии с конкретными хозяйственными условиями. В условиях рыночной экономики одним из важнейших составляющих предприятий торговли является оптимизация объема, состава и ускорения оборачиваемости товарных запасов. Также, одним из важнейших элементов товарных ресурсов предприятия является объем поступления товаров. Величина закупок товара зависит как от объема товарооборота, так и от состояния товарных запасов. Взаимосвязь данных показателей прослеживается в процессе проведения их анализа, она же должна быть обеспечена на необходимом уровне, а также при выявлении потребностей предприятия в товарных ресурсах на планируемый период [11, с.46].
Для определения содержания эффективности использования товарных запасов необходимо рассмотреть сущность категории «товарные запасы». Для изучения термина «товарные запасы» составлена табл. 1, содержащая информацию о развитии данного понятия в эволюционном разрезе [3, с.82].
Таблица 1 - Эволюция подходов к определению понятия «товарные запасы»
Автор |
Определение товарных запасов |
Грузинов В. П., Грибов В. Д. |
Совокупность производственной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для дальнейшего использования в производственном процессе |
Борисов А. Б. |
Количество товаров определенного вида, находящихся в данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах |
Каплина С. А. |
Запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т. е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути |
Карпова Е. В. |
Совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения, предназначена для продажи |
Баканов М. И., Шеремет А. Д. |
Масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их в торговлю из производства до момента реализации, т. е. в процессе перемещения от производства к потребителю |
Ерохина Л. И., Башмачникова Е. В. |
Количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящееся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату (п.127 стандарта «Торговля») |
Брагин Л. А. |
Часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю |
Продолжение таблицы 1
Автор |
Определение товарных запасов |
Соломатин А. Н. |
Товар, находящийся в процессе перемещения от производства до потребителя. |
Пензина Т. Р. |
Совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения, плюс запасы готовой продукции у производителей |
Петров А. А., Савинова О. И. |
Предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения |
Само по себе название категории «товарный запас» дает нам некоторое представление о его природе, сущности и выполняемых функциях.
Возникновение категории товарных запасов обусловлено самой природой существования торгового процесса. Причиной, объединяющей всех субъектов создания товарных запасов, является стремление к экономической безопасности. При этом следует отметить, что стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта не способствуют возрастанию значимости дорогостоящей резервной сети «безопасности» для руководителей, поскольку объективно противоречат повышению эффективности деятельности. Теоретически можно допустить функционирование торговых предприятий без наличия товарных запасов, однако практика показывает, что это весьма маловероятно [6, с.264].
Товарные запасы выполняют в национальной экономике и товаропровдящих системах целый ряд функций, главной из которых является демпфирование по времени и обеспечение относительной независимости между параметрами спроса и предложения на всех стадиях коммерческой деятельности.
Товарные запасы являются текущими материальными активами, при этом формируя оборотные средства торговой организации. Так как по степени ликвидности товарные запасы — это медленно реализуемые активы, то эффективное и целенаправленное управление ими будет способствовать избеганию иммобилизации финансовых ресурсов и, соответственно, перенаправлять их на стратегически эффективное развитие деятельности предприятия.
Анализируя определения, отраженные в табл. 1, можно выделить основные характеристики товарных запасов: функции, факторы и мотивы создания (табл. 2).
Таблица 2 - Основополагающие характеристики товарных запасов
Функции товарных запасов |
Факторы, обусловливающие необходимость создания товарных запасов |
Мотивы создания товарных запасов |
|
|
|
Товарные запасы классифицируются по различным признакам (табл. 3).
Таблица 3 - Классификация товарных запасов [3, с.83]
Признак |
Вид товарного запаса |
Характеристика |
1. Назначение товарных запасов |
1.1. Текущее хранение |
Основная масса всех запасов торгового предприятия, предназначенная для удовлетворения повседневной потребности торговли в товарах |
1.2. Сезонное накопление |
Сезонность производства и потребления отдельных видов товаров |
|
1.3 Долгосрочный завоз |
Обеспечение бесперебойной торговли в отдаленных районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий |
|
1.4. Целевое назначение |
Выполнение определенной задачи |
|
1.5. Периодическое возобновление |
Стратегические запасы, резервы государства и т. п. |
Продолжение таблицы 3
Признак |
Вид товарного запаса |
Характеристика |
2. Местонахождение товарных запасов |
2.1. В оптовой торговле |
Размещение товаров сезонного хранения, резервов |
2.2. В розничной торговле (в магазинах) |
Размещение скоропортящихся товаров |
|
2.3. В пути |
Запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировок |
|
3. Срок |
3.1. Входные или начальные |
Запасы на начало года |
3.2. Выходные или конечные |
Запасы на конец года |
|
3.3. Отчетная дата |
Средние товарные запасы на определенный период |
|
4. Единицы измерения товарных запасов |
4.1. Абсолютные |
В стоимостном и натуральном выражение |
4.2. Относительные |
В днях оборотах |
|
5. Наличие норм запаса |
5.1. Нормируемые |
Запасы в пути, запасы на складах и базах организации; товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк на инкассо в пределах сроков, установленных для сдачи документов в обеспечение ссуд |
5.2. Ненормируемые |
Товары, отгруженные по расчетным документам, по которым истекли сроки сдачи их в обеспечение ссуд, материалы, отгруженные по переданным в банк на инкассо расчетным документам, сроки оплаты которых еще не наступили; товары отгруженные, но не оплаченные в срок |
|
6. Размер товарных запасов |
6.1. Максимальные |
Образуются в период очередного завоза товаров |
6.2. Средние |
Рассчитываются как средняя арифметическая минимальных и максимальных запасов |
|
6.3. Минимальные |
Образуются в период перед очередным завозом товаров |
Одним из важнейших условий достижения высоких финансовых результатов от торговой деятельности предприятия, а также повышение эффективности является формирование оптимального объема товарных запасов и качественное управление ими. Принятие решений в части управления товарными запасами предприятия сказывается на всех этапах хозяйственной деятельности: объем реализации товаров, прибыль и рентабельность, расходы на продажу, величину доходов. В связи с этим, для любой организации наиболее важную функцию приобретает анализ эффективности и оценка политики управления запасами. Целевой направленностью управленческого решения в области товарных запасов являются рост объема продаж и минимизация общих расходов, которые связаны с формированием и хранением данных товарных запасов.