Файл: Товарные запасы и управление ими в розничной торговле, на пример реально существующей организации ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ
1.1. Экономическая сущность понятия товарные запасы и их классификация
1.2. Показатели анализа товарных запасов
2 АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ ОПТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ «METRO CASH & CARRY»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности «Metro Cash & Carry»
2.2. Анализ подхода к управлению товарными запасами в компании
1.2. Показатели анализа товарных запасов
В процессе анализа товарных запасов можно установить, как товарные запасы обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное снабжение населения необходимыми товарами. А так же выявить причины отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов.
К основным задачам анализа товарных запасов можно отнести:
- анализ структуры товарных запасов по ассортименту;
- изучение скорости товарообращения;
- анализ соответствия товарных запасов объему реализации;
- выявление влияния отдельных факторов на величину товарных запасов.
Структура товарных запасов торгового предприятия должна соответствовать структуре реализации.
Для наиболее эффективного управления товарными запасами, нужно решить следующие задачи [22, с.138]:
1. Изучить товарные запасы по местонахождению и ассортименту.
2. Выявить факторы, влияющие на объем и состав товарных запасов.
3. Вычислить и проанализировать скорость обращения товаров.
4. Определить влияние уровня товарных запасов на прибыль.
Только при решении этих и ряда других задач можно достичь наиболее эффективного управления товарными запасами, что приведет к повышению рентабельности предприятия.
Размеры товарных запасов напрямую связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение темпа оборачиваемости товаров имеет важное значение: оно повышает экономическую эффективность всего общественного производства, влияет на темпы воспроизводства. Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счет усовершенствования всей торгово-коммерческой системы предприятия. Для этого важно выявить факторы, оказывающие влияние на формирование товарных запасов.
Основными факторами, влияющими на величину товарных запасов, являются [22, с.139]:
1. соотношение между спросом и предложением. В ситуации превышения спроса над предложением резко ускоряется оборачиваемость товарных запасов, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. При увеличении предложении происходит замедление оборачиваемости запасов. Изучение спроса – важное условие нормализации размера товарных запасов;
2. квалификация кадров;
3. уровень организации бизнес-процессов в организации;
4. организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары, тем меньшим размером запаса может обойтись организация;
5. потребительские свойства товаров. Могут уменьшать или увеличивать время оборота;
6. транспортные условия;
7. состояние материально-технической базы;
8. особенности фасовки товаров и др.
В анализе товарных запасов особое внимание уделяется их оборачиваемости.
Под оборачиваемостью запасов понимается продолжительность прохождения ими отдельных стадий обращения. Время, в течение которого запасы находятся в обороте, т.е. переходят из одной стадии в другую, составляет период оборота запасов [17, с.55].
Ускорение оборачиваемости способствует условному высвобождению средств из оборота. Высвобожденные средства затем вновь вовлекаются в оборот и приносят дополнительные доходы.
Оборачиваемость оборотных средств показывает, через сколько дней авансируемые в запасы средства или их составляющие, снова принимают денежную форму. Уменьшение этого показателя в динамике является положительным фактором.
Рентабельность оборотных активов характеризует отношение прибыли от продаж к средней стоимости оборотных средств.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств способствует сокращению потребности в них (абсолютное высвобождение), приросту объема продукции и росту прибыли. В результате улучшается финансовое состояние предприятия, укрепляется платежеспособность. В то же время замедление оборачиваемости требует привлечения дополнительных средств для продолжения хозяйственной деятельности предприятия хотя бы на уровне прошлого периода [17, с.55].
Аналитические процедуры по использованию материально-производственных запасов заключаются в расчете показателей оборачиваемости запасов, материалоемкости продукции и рентабельности использования запасов (табл. 4).
Таблица 4 - Показатели для анализа [5, с.172]
Показатели |
Ед. изм. |
Методика расчета |
Оборачиваемости |
||
Коэффициент оборачиваемости запасов (КОЗап ) |
ед. |
КОЗап = В/Запср |
Длительность оборота запасов (ДОЗап) |
дни |
ДОЗап = (n×Запср )/В |
Рентабельности |
||
Рентабельность запасов по чистой прибыли (РЗАП) |
% |
РЗАП = ЧП/Запср×100% |
Рентабельность запасов по валовой прибыли (РЗ) |
% |
РЗАП = ВП/Запср×100% |
где В – выручка, руб.; Запср – средняя за период величина запасов, руб.; n – число дней периода, дн.; ЧП – чистая прибыль, руб.; ВП – валовая прибыль, руб.
Анализ использования запасов в оценке хозяйственной деятельности призван выявить возможные проблемные аспекты в управлении запасами. При этом расходы на приобретение и использование запасов, как и основных средств, анализируются с двух позиций: с позиции потребленных в отчетном периоде запасов и с позиции авансированных в запасы ресурсов, готовых к использованию в будущих отчетных периодах. Представленные в табл. 6 алгоритмы расчета показателей использования запасов можно использовать для расчета оборачиваемости, рентабельности каждого отдельного их элемента (сырья и материалов, товаров, готовой продукции, незавершенного производства) [5, с.173].
В экономической литературе для оценки оборачиваемости, как в целом запасов, так и, в частности, сырья и материалов, наряду с выручкой рекомендуют использовать показатель себестоимости продаж продукции (работ, услуг).
Применять показатель себестоимости продаж, во-первых, для всех запасов возможно, если товары учитываются в организации по покупной стоимости, и во-вторых, его следует использовать учета амортизационных затрат, непосредственно связанных с использованием в деятельности основных средств.
Рекомендуемая методика расчета имеет вид:
Коэффициент оборачиваемости запасов [5, с.174]:
(1)
где СП – себестоимость продаж, руб.; Ам – амортизация отчетного периода, руб.
Соответственно, длительность оборота запасов рассчитывается в данном случае по рекомендуемому уточненному показателю.
Для более глубокой оценки использования запасов в хозяйственной деятельности считаем возможным предложить показатель запасоемкости продаж (ЗапЕ) по следующему алгоритму расчета [5, с.174]:
(2)
Данный показатель отражает потребности организации в наличии средней величины запасов в отчетном периоде для успешного генерирования планируемой выручки.
Анализ товарных запасов торговой организации должен состоять из двух этапов.
1 этап. Необходимо провести анализ ключевых факторов, определяющих успех данной компании, определить наиболее значимые из них, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность торговой организации.
2 этап. Анализ структуры запаса. Позволяет выявить тенденции и закономерности, оказывающие влияние на уровень запасов, определить доли запасов в динамике по отношению к общей сумме оборотных активов. На данном этапе необходимо рассчитать продолжительность одного оборота, коэффициент оборачиваемости средств, коэффициент загрузки средств в обороте. Это позволяет рассчитать сумму сэкономленных средств по формуле [22, с.139]:
(3)
где ΔКз – коэффициент загрузки средств в обороте.
В случае экономии оборотных средств от всего объема выручки данный показатель будет отрицательным.
После этого необходимо провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности, что позволяет получить информацию для оптимизации структуры дебиторской и кредиторской задолженности и показывает их влияние на деятельность организации в целом.
Проблемой оптимального управления товарными запасами является не- возможность точно спрогнозировать спрос. Наличие точного прогноза продаж позволило бы решать проблему закупок идеально: «закупать ровно столько товара, сколько сможем продать до момента следующей закупки», но на практике это практически невозможно.
Есть множество методов прогнозирования, но ни один из них не может гарантировать качество, т.к. любой прогноз базируется на вероятностной оценке будущего.
Для покрытия неопределенности, связанной с невозможностью точного прогнозирования, необходим страховой запас. Есть различные стратегии расчета страхового запаса [22, с.140]:
1. Жестко заданное количество для каждого товара / категории.
2. Среднемесячные, недельные продажи.
3. Процент от прогнозируемого объема.
4. Оценка вероятности отклонения прогноза.
На практике сложно однозначно выбрать тот или иной метод из-за недостатка данных, их плохого качества и постоянных отклонений.
Применение всех описанных способов оптимизации все равно не гарантирует отсутствия неликвидного или просроченного товара. Следовательно, система оптимизации запасов должна позволять как можно раньше выявлять подобные товарные позиции и предлагать инициировать действия для минимизации потерь. Рекомендуется использовать маркетинговые акции, кросс-продажи, программы скидок, при необходимости возвращать товар поставщику.
Таким образом, существенно улучшить управление материально-производственными запасами можно, совершенствуя применяемые учетные и аналитические процедуры, используя наиболее эффективные методы учета запасов в учетной политике организации и их анализа с учетом специфичных реальных условий хозяйствования.
Разработка теории и практических методов управления товарными запасами, их оптимизация весьма сложна. Не может быть единой, стройной, во всех деталях разработанной теории и практических методов управления товарными запасами, позволяющими рекомендовать готовые рецепты организациям. Каждая организация стремится разработать механизмы управления товарными запасами, отражающие специфику их деятельности, способствующие максимизации прибыли данного хозяйствующего субъекта.
Имеются только некоторые элементы, модели, годные для определенных условий.
Чаще всего разработка и внедрение системы управления (далее СУ) товарными запасами включает в себя этапы, представленные в таблице 5.
Таблица 5 - Этапы разработки и внедрения системы управления товарными запасами
№ п/п |
Этапы |
1 |
Изучение предъявляемого спроса и установление товарной единицы управления запасами (далее ТЕУЗ), их состава |
2 |
Прогнозирование спроса |
3 |
Установление критерия оптимальности и анализ функционирующей СУ запасами, размера ассортиментной структуры запасов, их оборачиваемости, периода и партии завоза, затрат на функционирование системы, в частности на заказ, завоз и хранение товаров, потерь от дефицита, имеющихся ограничений (складских площадей, емкостей, оборотных средств, моментов представления заказа и завоза товаров, уровня обслуживания и др.) |
4 |
Построение модели управления запасами |
5 |
Расчет параметров модели, установление порядка снабжения товарами, пополнения запасов с учетом ограничений |
6 |
Разработка информационного обеспечения, системы сбора, обработки, хранения и выдачи по мере необходимости информации о состоянии запасов |
7 |
Разработка математического обеспечения |
8 |
Адаптация системы к взаимодействию с бухгалтерским учетом, анализом и аудитом |
9 |
Моделирование процесса управления запасами, его имитация на ЭВМ |
10 |
Контроль за функционированием СУ запасами, текущее ее регулирование, периодическое уточнение параметров модели управления запасами, состава ТЕУЗ в соответствии с изменениями условий, выявление и изъятие из запасов товаров, не пользующихся спросом, расширение ассортимента товаров, пользующихся спросом, внедрение новых товаров |
Товарные единицы управления запасами могут быть разновидностями или группами не взаимозаменяемых по спросу товаров. Если единица управления представляет собой группу товаров, то в ее пределах все товары и их разновидности взаимозаменяемы, следовательно, дифференциация ТЕУЗ, их состав обусловлены различием спроса на те, или иные разновидности или группы товаров. В связи с этим управление запасами начинается с изучения спроса и выявления указанных различий.