Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение финансовой системы Российской Федерации
1.1. Становление и развитие финансовой системы РФ
1.2. Финансовая система: определение, функции, структура
2. Анализ и регулирование финансовой системы России
2.1. Трансформация регулирования в области обеспечения устойчивости финансовой системы РФ
Введение
Данная работа посвящена изучению общих аспектов функционирования финансовой системы в российской экономике. Актуальность выбранной темы обусловлена важной ролью финансовой системы государства в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния.
В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни.
Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами.
Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.
Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации (далее финансовая система РФ), знать её структуру и следить за её изменениями.
Целью представленной курсовой работы является рассмотрение составляющих финансовой системы РФ. Поставленная цель будет реализовываться путем решения следующих задач:
- рассмотрение понятия и сущности финансовой системы в экономике;
- обзор эволюции структуры финансовой системы нашего государства;
- анализ современной структуры финансовой системы РФ.
Объектом курсовой работы является финансовая система РФ. Предметом курсовой работы является финансовые и экономические отношения и их особенности, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, организациями и населением.
3
При проведении исследования применялись общенаучные методы, такие как анализ, сравнение, математические и статистические методы.
Информационной базой курсовой работы послужили нормативные правовые акты Российской Федерации, муниципального образования город Братск, статьи периодического издания «Финансы и кредит», а также информация, публикуемая на официальных сайтах Министерства финансов РФ, Российской газеты и др.
4
1. Определение финансовой системы Российской Федерации
1.1. Становление и развитие финансовой системы РФ
Финансовая система является важнейшим звеном в общем финансовом механизме государства, благодаря которому происходит распределение и использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства.
Благодаря грамотно выстроенной финансовой системе государства возможна эффективная реализация основных экономических целей и задач государства как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу [1, c. 66].
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, которые направлены на формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков.
Основными звеньями в финансовой системе являются:
1. Централизованные финансы, которые состоят из государственных финансов и финансов субъектов.
2. Децентрализованные финансы, которые состоят из финансов домашних хозяйств и финансов организаций. Все звенья в структуре финансовой системы взаимосвязаны и образуют эффективный механизм. Финансовые отношения существуют на протяжении существования государства. Однако на разных стадиях развития государств финансовая система страны менялась.
До начала XV–XVI веков финансовая система России была статична и первоочередно направлена на выполнение военных целей.
Как только начали происходить перемены в политическом устройстве страны, поменялась и экономическая сфера государства. Как известно, с приходом Петра I проводились многочисленные реформы во всех сферах жизни общества.
Налоговые реформы, проводимые Петром I, не приносили дохода в бюджет страны, так как развитие инфраструктуры требовало огромных ассигнований. Все вышеперечисленное оставляло свой след на экономике
страны, а ее неразвитость на фоне других стран была очевидной. Перемены XIX века также коснулись всех сфер жизни общества, особенно промышленности. Стали возникать рыночные отношения.
5
Во второй половине XIX столетия, с началом развития капитализма в экономике, появляются новые негативные тенденции.
В первую очередь - это незаконченный характер земельной реформы.
Во-вторых. противостояние дворянского сословия препятствовало развитию буржуазных отношений.
В-третьих, в отличие от стран Западной Европы в России существовал сильный государственный контроль в области экономики и финансов.
В следующую группу факторов, оказавших влияние на развитие финансовой системы в описываемый период, стало большое количество военных конфликтов в которых участвовала страна. Самым крупным из них стала череда войн с Наполеоновской Фракцией, в результате которых финансовая система страны понесла существенные потери. Так же стоит сказать о Крымской войне, которая в том числе оказала негативное влияние на финансовую систему страны.
Несмотря на все негативные факторы, финансовое устройство Российской Империи прошло поэтапное развитие, связанное с деятельностью многих известных экономистов, таких как Канкрин. Витте и других.
В ходе проведения реформы Витте произошло увеличение государственного имущества за счет создания золотого запаса и приобретения, железных дорог в собственность казны.
Успеху способствовала умелая бюджетная политика Витте, который отказался от экономии государственных средств. Этой бережливости он противопоставил финансовую активность, способствуя включению капиталов в промышленный оборот.
Как итог развития финансового сектора в Российской Империи стало создание к началу XX века устойчивой финансовой системы на основе злотого монометаллизма, которая стала опорой развития промышленности и железных дорог.
Государство изменило всю структуру финансовой системы при помощи национализации всех банков страны.
В 1900 году начался мировой экономический кризис. Это было самым сильным потрясением для России, больше, чем в остальных странах.
6
В 1902 году кризис достиг пика, до 1909 года промышленность пребывала в состоянии застоя (формально кризис продолжался до 1903 года).
Начало кризиса было в сфере легкой промышленности. Было закрыто более 3 тысяч предприятий, число уволенных рабочих достигало 112 тысяч человек. Правительство России оказывало совсем незначительное влияние на экономическую жизнь страны до начала весны 1915 года.
Хоть и были предприняты многочисленные попытки оценки цен на продукты питания и проведения государственных закупок продовольственных продуктов, все мероприятия закончились неудачами, и реорганизация не была проведена. Осенью 1917 года народное хозяйство России достигло стадии настоящего развала. Как оказалось, единственным путем оказалось завоевание власти беднейшим крестьянством и пролетариатом и движение к социализму.
В экономике СССР на рубеже с 20 - х годов XX века до 1980 годов наблюдались различные программы, направленные на модернизацию национальной экономики и ее развитие. В частности, в 20 - е годы XX века в СССР проводилась НЭП, направленная на «оживление» национальной экономики и хозяйства.
Данная политика не привнесла существенных позитивных изменений и обострила существующие проблемы. После 1930 года в СССР проводились так называемые «пятилетки» основной целью которых было сокращение отставания СССР от мировых стран по различным социально - экономическим показателям [3, c. 34].
Основными причинами перехода России к рыночной экономике можно назвать:
1. Либерализацию экономики;
2. Приватизацию;
3. Макроэкономическую стабилизацию;
4. Повышение роли государства в экономике страны.
Переход России к рыночной экономике осуществлялся в несколько этапов. Первый этап характеризуется периодом – 1985 - 1987 годы. В данный временной отрезок наблюдается так называемое «кризисное состояние советского общества». Данное состояние явилось переходным периодом от одной формы устройства хозяйства РФ к другой.
7
Второй этап проходил в период с 1987 по 1988 годы под лозунгом «больше демократии». В данный временной интервал экономика РФ формировала рыночные условия, появилась демократия и свобода слова.
Последний третий этап рыночных преобразований в экономике РФ проходил в период с 1989 - 1990 гг. В данные годы активно шло реформирование промышленности и сельского хозяйства. В РФ вопросами государственного регулирования финансовой системы занимаются органы государственной власти.
В системе государственной власти РФ, осуществляющей государственное регулирование финансовой системы, присутствуют разнообразные органы, наделенные определенным спектром полномочий и функций. В частности, Министерство финансов РФ занимается вопросами реализации финансовой политики, Центральный Банк формирует кредитно - денежную политику страны и т.д.
Данные органы власти используют различные инструменты государственного регулирования финансовой системы в зависимости от цикла развития.
Государство может применять различные направления государственного регулирования финансовой системы: повышать или понижать учетную ставку, покупать или продавать государственные ценные бумаги и т.д.[2, c. 54].
8
1.2. Финансовая система: определение, функции, структура
Вопрос определения и сущности финансовой системы долгое время являлся предметом научной дискуссии. Одним из наиболее распространенных подходов является функциональный подход, сторонники которого определяют финансовую систему как совокупность финансовых рынков, финансовых посредников, а также прочих финансовых институтов, благодаря которым реализуются финансовые планы домашних хозяйств, предприятий и органов государственной власти. Данный подход является далеко не единственным. С более подробным анализом научной дискуссии по теме определения финансовой системы можно ознакомиться в работах С.В. Рябцева [7] и Е.А. Ермолаева [3].
Рис 1. Структура финансовой системы
9
В общем виде к функциям финансовой системы относят: перемещение ресурсов во времени и пространстве, управление риском, расчетно-платежные функции, объединение ресурсов и разделение долей участия в капитале компаний, а также информационную функцию [1, с. 27–31].
Авторы отмечают, что основной, базовой функцией финансовой системы является аллокационная функция, обеспечивающая межвременное, межотраслевое и межстрановое перемещение финансовых ресурсов.
Многие исследователи предлагают свои трактовки функций финансовой системы, которые, впрочем, не противоречат приведенному выше списку, а в той или иной степени дополняют и расширяют его. В рамках данного исследования
наиболее значимым для автора аспектом финансовой системы является ее структура.
Как правило, в ней выделяют три основные, системообразующие сферы: централизованные финансы, включающие государственные и муниципальные финансы; финансы хозяйствующих субъектов, в том числе финансовых посредников, и финансы домашних хозяйств.
Финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств, как правило, объединяют в группу децентрализованных финансов.
Данного представления о структуре финансовой системы придерживается большинство финансовых специалистов, в том числе М.В. Романовский [6], Л.Л. Игонина [4], Е.А. Ермакова [2]. Тем не менее, существуют и другие точки зрения на данный вопрос.
В частности, представители классической школы финансов связывают категории финансов и финансовой системы исключительно с деятельностью государства. В научной литературе можно встретить и другие взгляды на структуру финансовой системы.
Данная классификация в большей степени соответствует неоклассической теории финансов, в рамках которой акцент делается на частных (корпоративных) финансах, финансовых посредниках и финансовых рынках.