Файл: Формы государственного устройства (Основные признаки федеративного государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Характеристика форм государственного устройства

1.1. Основные признаки федеративного государства

Федерация как форма государственного устройства имеет ряд особенностей:

- федерация имеет в своем составе различные государственные образования. Каждое государственное образование имеет собственное административно-территориальное деление;

- федерация имеет две системы высших органов государственной власти: органы составных частей федерации и федеральные органы власти. Федеральные органы государственной власти охватывают своей деятельностью всю территорию страны, а органы власти субъектов только на собственной территории. Предметы ведения и полномочия центральной власти и субъектов обычно закрепляются в Конституции, либо в Федеративном договоре. Разграничение центральной власти и власти субъектов осуществляется двояким образом.

Одни государства, такие как Канада, Мексика и Бразилия закрепляют исключительную компетенцию федерального центра и исключительную компетенцию субъектов государства. Другие государства, такие как Россия, Индия и Германия закрепляют исключительную компетенцию центра и субъектов, а также совместную компетенцию центра и субъектов. Также следует отметить, что в отдельных государствах существуют двусторонние договоры о разграничении полномочий центра и субъектов.

Существуют два вида субъектов федерации определяемые в зависимости от объема полномочий субъектов федерации по отношению друг к другу: асимметричные и симметричные субъекты федерации. В асимметричных федерациях субъекты не равны, а в симметричных равны. Российская Федерация является асимметричной федерацией;

- федерации состоят из субъектов, которые и образуют федерацию;

- в субъекте федерации наличиствует своя система законодательства, имеется своя конституция. Субъекту федерации запрещается вводить собственные региональные деньги и создавать свои вооруженные силы;

- в федерации, как правило, создается двухпалатный парламент. Верхняя палата парламента призвана выражать интересы субъектов федерации и формируется из представителей субъектов федерации;

- федерации строятся по трем признакам: территориальному, национальному и национально-территориальному;


При этом в основе их построения может лежать как один признак (например, территориальный — США, ФРГ, либо национальный — СССР), так и их совокупность (Россия).

Перечислим основные принципы федерализма:

- добровольность и равноправие субъектов, которые образуют единое государство;

- установление единого конституционного статуса субъектов федерации;

- суверенность субъектов федерации, суверенитет федерального государства;

- общность территории и гражданства;

- единая налоговая и таможенная системы федерации;

- единая армия федерации;

- единое правовое пространство федерации;

- верховенство федеральной конституции;

- верховенство законов на территории государства;

- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. Проблема соотношения предметов ведения и полномочий, суверенитета является одной из центральных в федеративном государстве.

Гармоничное сочетание суверенитетов субъектов и федерации достигается четким разграничением предметов ведения и полномочий и признанием верховенства федерации в вопросах и сферах жизни, определяемых природой федерализма и общей заинтересованностью в совместном решении задач.

Субъекты федерации равноправны в отношениях между собой и с федеральным центром, но в то же время могут иметь дополнительные права, если это связано с дополнительными функциями и обязанностями, что не должно повлечь за собой неравноправие субъектов. Принцип многообразия форм федеративных связей должен быть четко закреплен в законодательстве.

Порядок избрания или назначения высших должностных лиц органов исполнительной власти субъектов федерации неодинаков и во многом обуславливается особенностями процесса исторического становления и развития соответствующей федерации, а также установленной федеральной конституцией схемой организации государственной власти (в том числе и порядком разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами).

Существующие в демократических государствах системы выборов и назначений весьма восприимчивы к изменению политических, социально-экономических и иных процессов, происходящих внутри страны. В пределах относительно краткого исторического периода развития они могут переживать трансформацию, которая может быть результатом изменения политического соотношения сил внутри страны, необходимости адаптации избирательной системы к актуальным потребностям социально-экономического развития страны, защиты ее территориальной целостности и политической независимости. Например, Италия перешла от пропорциональной к смешанной системе формирования национального парламента, а Новая Зеландия — от мажоритарной к пропорциональной.


В большинстве федеративных государств с президентской формой правления (США, Мексика, Бразилия) глава исполнительной власти субъекта федерации (губернатор штата) избирается населением в ходе прямых выборов. При этом из перечисленных государств только для США такой опыт формирования института региональной власти является удачным. Подобная практика в других странах, с точки зрения соблюдения общегосударственных интересов, не всегда бывает удачной.

В федерациях, являющихся парламентскими республиками (Германия, Канада, Австрия, Швейцария), глава правительства (исполнительной власти субъекта федерации) избирается или утверждается в должности региональным парламентом или одной из его палат в зависимости от итогов выборов в него [12,с.168].

1.2. Виды федераций

Существует определенная классификация федераций, которая делит федерации по следующим основаниям: по путям возникновения, по характеру взаимоотношений между субъектами и федерацией в целом, по структуре. Существуют определенные группы федераций, каждая из которых наделена совокупностью своеобразных черт. По данным чертам федерации можно классифицировать, выделить различные формы, виды и модели федераций. В доктрине классификация федераций, как правило, проводится по способу возникновения, по структуре и по характеру взаимоотношений между федерацией и ее субъектами.

По способу возникновения федерации классифицируются на конституционные или автономные и на договорные или союзные. По структуре федерации бывают симметричные и асимметричные. По характеру взаимоотношений между федерацией и субъектами федерации выделяют централизованные и децентрализованные федерации.

По составу и структуре федеративные государства неодинаковы. Существует немало федераций, в которые входят одинаковые по своему статусу субъекты, такие федерации получили название симметричных. Но все же большинство федераций являются асимметричными, структура и состав таких федераций являются неодинаковыми, в состав таких федераций входят субъекты, которые обладают различным правовым статусом. Примером асимметричной федерации выступает Российская Федерации, потому что в состав Российской Федерации входят различные по правовому статусу субъекты: города федерального значения; автономные округа; автономные области; республики; области и края. Также примером асимметричной федерации является США, где в состав федерации входят штаты, федеральный округ; ассоциированные территории.


Стоит заметить, что на сегодняшний день полностью симметричных федераций, в которых субъекты имели бы одинаковый правовой статус практически не существует. Даже те федерации, которые признаются в мире симметричными имеют некоторые элементы асимметрии. В главном и основном федерация может быть симметричной, но при этом она может иметь в своем составе разнородные территориальные единицы.

Как было сказано выше федерации могут отличаться по содержанию и характеру взаимоотношений между субъектами федерации и федерацией в целом. Федерализм изначально предполагает высокую децентрализацию власти в сравнении с унитарным государством. Федерации различаются по уровню распределения и характеру распределения предметов ведения и полномочий между субъектами федерации и федеральным центром. В одних Федерациях почти вся полнота государственной власти сосредотачивается в федеральном центре, а предметы ведения и полномочия субъектов ограничиваются решением местных проблем, которое к тому же полностью контролируется федеральным центром. Данные федерации называются в доктрине централизованными. Примерами таких федераций можно назвать Пакистан и Индию.

Другие федерации отличаются широкой совокупностью предметов ведения субъектов федерации и ограниченностью предметов ведения и компетенции органов федерального центра. В таких федерациях субъекты обладают большой самостоятельностью и не подвержены тотальному контролю со стороны федерального центра. Данные федерации получили название децентрализованных. В качестве примеров таких федераций можно привести ФРГ, Швейцарию и США. Стоит заметить, что федерация может превратиться из централизованной в децентрализованную и наоборот.

Выделяют различные виды федераций:

- дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;

- национально-территориальные федерации;

- договорно-конституционные федерации;

- симметричные федерации;

- асимметричные федерации, т. е. в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации [2,с.49].

Глава 2. Федеративное устройство России


2.1. Принципы государственного устройства современной России

Российская Федерация создается и функционирует на основе строго определенных принципов, которые закрепляются в Конституции РФ и детализируются в текущем законодательстве. В наиболее общем и в то же время концентрированном виде они представлены в ст. 5 Конституции России. В ней официально провозглашается и конституционно закрепляется, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

В более развернутом виде на конституционном уровне эти принципы закрепляются в ряде других статей российской Конституции [11,с.310].

В юриспруденции под принципами понимаются основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Как указано в ст. 5 Конституции федеративное устройство основано на ее государственной целостности, единстве системы органов государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов, равноправии и самоопределении народов страны. Исходя из содержания данной статьи, можно сформулировать следующие принципы государственного устройства.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон.

Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов.