Файл: Формы государственного устройства (Основные признаки федеративного государства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика форм государственного устройства
1.1. Основные признаки федеративного государства
Глава 2. Федеративное устройство России
2.1. Принципы государственного устройства современной России
2.2. Особенности конституционно-правового статуса Российской Федерации
Глава 3. Некоторые проблемы в развитии Российской Федерации
3.1. Эволюция конституционной модели федерализма
3.2. Симметричность или асимметричность федерации
Глава 3. Некоторые проблемы в развитии Российской Федерации
3.1. Эволюция конституционной модели федерализма
Ни одна из существующих на данный момент моделей государственного устройства не может считаться совершенной. Единственное, что можно констатировать, так это то, что некоторые государства выбрали федеративную форму государственного устройства и это принесло положительные плоды: в данных странах наблюдаются стабильность и целостность.
Основные критерии федеративного государства, которые предложены в доктрине носят большей частью оценочный характер, отсутствует единая классификация данных критериев, поэтому представляет сложности идентификация государства, как федеративного. Некоторые государства, которые считаются унитарными достигли такой степени децентрализации, что по параметрам автономии превзошли субъектов федеративных государств.
Можно констатировать, что в мире идет процесс демократизации федеративных отношений и увеличение объема функций и полномочий государственной власти.
В современных федерациях все большее значение получают согласительные и координационные процедуры взаимодействия. Федерализм в современных федерациях все больше приобретает следующую форму: он становится нецентрализованным, симметричным (субъекты становятся все более равноправными), федерализм приобретает кооперативный характер (федерализм основывается на взаимной ответственности и сотрудничестве сторон федеративных отношений), идет построение федерализма на основе территориального принципа организации государственной власти по вертикали.
Российская Федерация имеет в своем составе самое большое количество субъектов. Российская Федерация отличается асимметрией и разнородностью входящих в ее состав субъектов (в основном, с социально-экономических и демографических характеристик).
В Российской Федерации имеются серьезные противоречия в правовом регулировании федеративных отношений, это в частности выражается в том, что конституции, уставы и законодательство субъектов часто не соответствуют положения Конституции РФ. Это свидетельствует о том, что Россия на данный момент является кризисной и неустойчивой федерацией.
Российская Федерация построена как классическое симметричное федеративное государство. В Российской Федерации установлен принцип равноправия субъектов. В Конституции Российской Федерации в статье 72 установлен перечень предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов. В статье 73 Конституции РФ закреплен принцип остаточной компетенции субъектов Федерации. Все это свидетельствует о том, что в Российской Федерации расширены элементы кооперативного федерализма и элементы нецентрализации. Однако, следует признать, что многие прогрессивные идеи в области федерализации России так и не были доведены до конца. Об этом свидетельствует практика Конституционного Суда, который за время своей работы обнаружил недостатки регулирования федеративных отношений в технико-юридическом и содержательном плане.
Обнаруживаемые в Конституции противоречия имеют различную природу. Одним из основных противоречий является противоречие между закрепленным в Конституции РФ принципом равноправия субъектов и разной конституционно-правовой природой субъектов Российской Федерации, отсюда вытекают различия в правовом статусе составных частей Российской Федерации.
Также серьезным противоречием является соединение национального и территориального факторов в государственном устройстве России, в том виде, в каком оно имеет место на данный момент в Российской Федерации. В Конституции РФ имеет место принцип равноправия граждан Российской Федерации, а также принцип равноправия субъектов Российской Федерации, из данных принципов вытекает, организация федерации должна строится на основе территориального, а не национального фактора.
В Конституции Российской Федерации существует неопределенность в части определения ответственности органов и должностных лиц Федерации и субъектов Российской Федерации за несоблюдение Конституции и федеральных законов.
Существующие противоречия объективно снижают эффективность федеративных связей, необходимо искать пути решения данных проблем.
Подводя итог, заметим, что современная модель российского федерализма имеет своей целью создание сильной федерации построенной на принципах равноправия, конституционного разграничения предметов ведения и полномочий, централизованной судебной системы. Чтобы в России был построен федерализм необходимо преодоление всех тех факторов, которые негативно влияют на развитие и стабильность федеративных отношений; необходимо создать действенный механизм, который обеспечивал бы соблюдение Конституции.
3.2. Симметричность или асимметричность федерации
Конституция является правовой основой государства, благодаря Конституции государство эффективно функционирует. Единство системы государственной власти и государственная целостность страны являются основой государственного устройства России. Это установлено статье 5 Конституции РФ. Статьи 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации разграничивают предметы ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами.
В статье 76 Конституции Российской Федерации устанавливается, что Российская Федерация по своим предметам ведения принимает федеральные конституционные законы. Кроме того, Конституцией также предусмотрено, что поправки к главам 3-8 принимаются в порядке, который предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов. Данные поправки вступают в силу, только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Можно сделать следующий вывод: новые договоры не способны отменить или хотя бы изменить конституционные установления по разграничению предметов ведения и полномочий федеральных органов и органов субъектов федерации.
В Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность заключения договоров между федеральным правительством и правительствами субъектов, а также между министерствами и ведомствами по отраслям управления. Не могут быть заключены договоры между Российской Федерацией и субъектами федерации как равноправными государствами. В Конституции РФ закреплено равноправие субъектов между собой, но не установлено равноправие Российской Федерации и ее субъектов.
Конституция России имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ. Федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие по предметам ведения Российской Федерации. Доминирующее положение в правовом регулировании страны отведено Конституции РФ, а Конституция устанавливает конституционную, а не договорную природу Российской Федерации.
Однако, в законодательстве России также установлено, что политическая децентрализация не должна строиться на математическом равенстве субъектов, а должна исходить из конкретной обстановки децентрализуемого региона. Идея ассиметричной федерации проявила себя в полной мере во время подписания договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Асимметрия стала одним из факторов консолидации российской государственности.
Возникает закономерный вопрос: может ли федерация быть стабильной, если тому или иному субъекту предоставляется особый статус, который не соответствует Конституции? При такой асимметрии, которая полностью игнорирует Конституцию может расти недовольство субъектов, которым не предоставлен особый статус. Упомянутый выше договор напоминает договор между самостоятельными государствами, а не договор между федеральными властями и властями субъекта федерации.
Данный вопрос не является продуктом казуистики, а является попыткой обратить внимание на недопустимость отступлений от положений Конституции.
Важно отметить, что входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). В настоящее время ни одно государство мира не закрепляет права сецессии за субъектами федерации [13,с.68].
На данный момент в Конституции существует серьезная коллизия, которая проявляется в противоречии между принципом равноправия субъектов Российской Федерации и разными статусами республик, краев, областей и автономных округов.
Данная коллизия имеет место в частности из-за того, что Российская Федерация базируется на территориальном и национально-государственном принципах.
3.3 Национальные интересы и государственный строй
С одной стороны нам предлагаются демократические права и свободы, а с другой - свобода только в рамках тех законов, которые диктуются условиями благоденствия «народных избранников», олицетворяющих власть демоса. Мы уже понимаем, что такая свобода кабальна, а с принятием закона о новой управленческой парадигме, выросшей на инновационной волне, беззаконие будет узаконено окончательно.
Свобода везде и во всём, - только за такую свободу всегда и везде мы вынуждены платить держателям денег: банкирам - ростовщикам. К сожалению, это ещё одна власть в государстве, хотя и негласная - власть банковского капитала (она также духовна, только с отрицательным знаком), который неподконтролен даже государству.
Продаётся и покупается всё: совесть, честь, порядочность, правда, закон. В таких условиях человек не может быть свободен, его природа не позволяет ему даже жить в них, потому что всё начинает измеряться количеством денег, а ведь духовный мир человека такому измерению не подлежит. Поэтому, именно при демократии люди умирают с геометрической прогрессией гораздо чаще, чем рождаются.
Православие - это жизнеутверждающая духовная сила, по законам которой жила традиционная Россия. Её монархическая форма осуществления государственной власти строилась посредством последовательной передачи полномочий: сверху вниз, от держателя власти Верховной к нижестоящим структурам государственной власти, действуя по принципу властной вертикали.
В правильно организованном государственном строе, осуществляющим свою управленческую задачу сверху вниз, был системный порядок, позволяющий государству развиваться и быть цельным организмом. Сейчас этот порядок разрушается и вытесняется представителями антисистемы, которые присутствуют во всех социальных слоях общества и действуют в своих собственных эгоистических интересах.
Именно демократия с её либеральным дном и принципом разделения властей, дала возможность проникать силам разрушения во все властные структуры и подменять властную вертикаль управленческой сетью на горизонтальных уровнях.
Как правило, такие антисистемные структуры являются оккультными. Это уже не отдельные люди, которые практикуют магическое влияние на себе подобных, - теперь это организованные группировки в самой системе государственных учреждений, которые практикуют массовое воздействие на сознание людей на уровне государственной политики. И мы это видим не только в печатной прессе, радио, телевидении, интернете, - практически каждый представитель государственной власти, начиная с депутатов ГД РФ, глав министерств и ведомств, постоянно апеллирует к скорейшей модернизации и инновациям именно в духовной сфере человека, связанной с его разумом и сознанием, чем, собственно, всегда и занимались оккультисты. Эта сфера изначально подчиняется Творцу мироздания и сейчас это подчинение переходит к тем, кто как бог хочет управлять душой человека.
Согласитесь, что цифровая экономика, цифровое правительство, цифровые дети и цифровые граждане - всё это методика оккультистов, которые приспособили для своей практики новейшие цифровые технологии с их неотвратимым воздействием на сознание человека. Именно на этом фоне происходит замена системных созидающих процессов на антисистемные - разрушающие. Поэтому мы и должны ставить вопрос о несоответствии существующего государственного строя нашим национальным интересам. И не только потому, что демократия у нас представлена неправильной формой - охлократией, просто демократия всегда будет принимать искажённый вид в силу того, что она выходит за рамки своего иерархического места в системе государственного устройства, а, значит - будет разрушать государство.