Файл: Формы государственного устройства (Основные признаки федеративного государства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 313
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика форм государственного устройства
1.1. Основные признаки федеративного государства
Глава 2. Федеративное устройство России
2.1. Принципы государственного устройства современной России
2.2. Особенности конституционно-правового статуса Российской Федерации
Глава 3. Некоторые проблемы в развитии Российской Федерации
3.1. Эволюция конституционной модели федерализма
3.2. Симметричность или асимметричность федерации
Глава 1. Характеристика форм государственного устройства
1.1. Основные признаки федеративного государства
Федерация как форма государственного устройства имеет ряд особенностей:
- федерация имеет в своем составе различные государственные образования. Каждое государственное образование имеет собственное административно-территориальное деление;
- федерация имеет две системы высших органов государственной власти: органы составных частей федерации и федеральные органы власти. Федеральные органы государственной власти охватывают своей деятельностью всю территорию страны, а органы власти субъектов только на собственной территории. Предметы ведения и полномочия центральной власти и субъектов обычно закрепляются в Конституции, либо в Федеративном договоре. Разграничение центральной власти и власти субъектов осуществляется двояким образом.
Одни государства, такие как Канада, Мексика и Бразилия закрепляют исключительную компетенцию федерального центра и исключительную компетенцию субъектов государства. Другие государства, такие как Россия, Индия и Германия закрепляют исключительную компетенцию центра и субъектов, а также совместную компетенцию центра и субъектов. Также следует отметить, что в отдельных государствах существуют двусторонние договоры о разграничении полномочий центра и субъектов.
Существуют два вида субъектов федерации определяемые в зависимости от объема полномочий субъектов федерации по отношению друг к другу: асимметричные и симметричные субъекты федерации. В асимметричных федерациях субъекты не равны, а в симметричных равны. Российская Федерация является асимметричной федерацией;
- федерации состоят из субъектов, которые и образуют федерацию;
- в субъекте федерации наличиствует своя система законодательства, имеется своя конституция. Субъекту федерации запрещается вводить собственные региональные деньги и создавать свои вооруженные силы;
- в федерации, как правило, создается двухпалатный парламент. Верхняя палата парламента призвана выражать интересы субъектов федерации и формируется из представителей субъектов федерации;
- федерации строятся по трем признакам: территориальному, национальному и национально-территориальному;
При этом в основе их построения может лежать как один признак (например, территориальный — США, ФРГ, либо национальный — СССР), так и их совокупность (Россия).
Перечислим основные принципы федерализма:
- добровольность и равноправие субъектов, которые образуют единое государство;
- установление единого конституционного статуса субъектов федерации;
- суверенность субъектов федерации, суверенитет федерального государства;
- общность территории и гражданства;
- единая налоговая и таможенная системы федерации;
- единая армия федерации;
- единое правовое пространство федерации;
- верховенство федеральной конституции;
- верховенство законов на территории государства;
- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. Проблема соотношения предметов ведения и полномочий, суверенитета является одной из центральных в федеративном государстве.
Гармоничное сочетание суверенитетов субъектов и федерации достигается четким разграничением предметов ведения и полномочий и признанием верховенства федерации в вопросах и сферах жизни, определяемых природой федерализма и общей заинтересованностью в совместном решении задач.
Субъекты федерации равноправны в отношениях между собой и с федеральным центром, но в то же время могут иметь дополнительные права, если это связано с дополнительными функциями и обязанностями, что не должно повлечь за собой неравноправие субъектов. Принцип многообразия форм федеративных связей должен быть четко закреплен в законодательстве.
Порядок избрания или назначения высших должностных лиц органов исполнительной власти субъектов федерации неодинаков и во многом обуславливается особенностями процесса исторического становления и развития соответствующей федерации, а также установленной федеральной конституцией схемой организации государственной власти (в том числе и порядком разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами).
Существующие в демократических государствах системы выборов и назначений весьма восприимчивы к изменению политических, социально-экономических и иных процессов, происходящих внутри страны. В пределах относительно краткого исторического периода развития они могут переживать трансформацию, которая может быть результатом изменения политического соотношения сил внутри страны, необходимости адаптации избирательной системы к актуальным потребностям социально-экономического развития страны, защиты ее территориальной целостности и политической независимости. Например, Италия перешла от пропорциональной к смешанной системе формирования национального парламента, а Новая Зеландия — от мажоритарной к пропорциональной.
В большинстве федеративных государств с президентской формой правления (США, Мексика, Бразилия) глава исполнительной власти субъекта федерации (губернатор штата) избирается населением в ходе прямых выборов. При этом из перечисленных государств только для США такой опыт формирования института региональной власти является удачным. Подобная практика в других странах, с точки зрения соблюдения общегосударственных интересов, не всегда бывает удачной.
В федерациях, являющихся парламентскими республиками (Германия, Канада, Австрия, Швейцария), глава правительства (исполнительной власти субъекта федерации) избирается или утверждается в должности региональным парламентом или одной из его палат в зависимости от итогов выборов в него [12,с.168].
1.2. Виды федераций
Существует определенная классификация федераций, которая делит федерации по следующим основаниям: по путям возникновения, по характеру взаимоотношений между субъектами и федерацией в целом, по структуре. Существуют определенные группы федераций, каждая из которых наделена совокупностью своеобразных черт. По данным чертам федерации можно классифицировать, выделить различные формы, виды и модели федераций. В доктрине классификация федераций, как правило, проводится по способу возникновения, по структуре и по характеру взаимоотношений между федерацией и ее субъектами.
По способу возникновения федерации классифицируются на конституционные или автономные и на договорные или союзные. По структуре федерации бывают симметричные и асимметричные. По характеру взаимоотношений между федерацией и субъектами федерации выделяют централизованные и децентрализованные федерации.
По составу и структуре федеративные государства неодинаковы. Существует немало федераций, в которые входят одинаковые по своему статусу субъекты, такие федерации получили название симметричных. Но все же большинство федераций являются асимметричными, структура и состав таких федераций являются неодинаковыми, в состав таких федераций входят субъекты, которые обладают различным правовым статусом. Примером асимметричной федерации выступает Российская Федерации, потому что в состав Российской Федерации входят различные по правовому статусу субъекты: города федерального значения; автономные округа; автономные области; республики; области и края. Также примером асимметричной федерации является США, где в состав федерации входят штаты, федеральный округ; ассоциированные территории.
Стоит заметить, что на сегодняшний день полностью симметричных федераций, в которых субъекты имели бы одинаковый правовой статус практически не существует. Даже те федерации, которые признаются в мире симметричными имеют некоторые элементы асимметрии. В главном и основном федерация может быть симметричной, но при этом она может иметь в своем составе разнородные территориальные единицы.
Как было сказано выше федерации могут отличаться по содержанию и характеру взаимоотношений между субъектами федерации и федерацией в целом. Федерализм изначально предполагает высокую децентрализацию власти в сравнении с унитарным государством. Федерации различаются по уровню распределения и характеру распределения предметов ведения и полномочий между субъектами федерации и федеральным центром. В одних Федерациях почти вся полнота государственной власти сосредотачивается в федеральном центре, а предметы ведения и полномочия субъектов ограничиваются решением местных проблем, которое к тому же полностью контролируется федеральным центром. Данные федерации называются в доктрине централизованными. Примерами таких федераций можно назвать Пакистан и Индию.
Другие федерации отличаются широкой совокупностью предметов ведения субъектов федерации и ограниченностью предметов ведения и компетенции органов федерального центра. В таких федерациях субъекты обладают большой самостоятельностью и не подвержены тотальному контролю со стороны федерального центра. Данные федерации получили название децентрализованных. В качестве примеров таких федераций можно привести ФРГ, Швейцарию и США. Стоит заметить, что федерация может превратиться из централизованной в децентрализованную и наоборот.
Выделяют различные виды федераций:
- дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;
- национально-территориальные федерации;
- договорно-конституционные федерации;
- симметричные федерации;
- асимметричные федерации, т. е. в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации [2,с.49].
Глава 2. Федеративное устройство России
2.1. Принципы государственного устройства современной России
Российская Федерация создается и функционирует на основе строго определенных принципов, которые закрепляются в Конституции РФ и детализируются в текущем законодательстве. В наиболее общем и в то же время концентрированном виде они представлены в ст. 5 Конституции России. В ней официально провозглашается и конституционно закрепляется, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.
В более развернутом виде на конституционном уровне эти принципы закрепляются в ряде других статей российской Конституции [11,с.310].
В юриспруденции под принципами понимаются основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Как указано в ст. 5 Конституции федеративное устройство основано на ее государственной целостности, единстве системы органов государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов, равноправии и самоопределении народов страны. Исходя из содержания данной статьи, можно сформулировать следующие принципы государственного устройства.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон.
Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».
Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов.