Файл: Основные функции в системе менеджмента (Функции менеджмента ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функции менеджмента

Цели и задачи управления и менеджеров являются отправной точкой, отправным моментом для определения объема и видов управленческой деятельности, которые обеспечивают их достижение. Речь идет об основных функциях, которые являются основными частями любого вида управленческой деятельности, как и говорилось выше, вне зависимости от размера работ, назначения, форм собственности (той или иной организации), функции менеджмента в организации не изменятся. Функции менеджмента – это устойчивый состав видов управленческой деятельности. Некоторые авторы, такие как, например, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают всего 4 основные функции менеджмента – это планирование, организация, мотивация и контроль, кроме этого, они выделяют еще 2 функции, обозвав их «связующими» - это коммуникация и принятие решений. Другие же авторы предлагают следующий состав менеджмента – это планирование, организация, мотивация, контроль и координация.

По данному факту можно предоставить рисунок для обозначения функций управленческой деятельности, который показывает содержание любого процесса управления. [16]

Рисунок №1

Взаимосвязь функций управления

Стрелки на данном рисунке показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса, а также с мотивированием работающих. В центре рисунка можно наблюдать функцию координации, которая обеспечивает согласование и взаимодействие всех остальных функций.

С функциональной точки зрения менеджмент есть не что иное, как исполнение следующих его основных функций, а именно:

  1. Планирование
  2. Организация
  3. Контроль
  4. Оперативное регулирование
  5. Мотивация.

Рассмотрим также и функции управления. Функции управления – это самостоятельные, специальные и обособленые участки менеджмента. Эти самые функции называются основными, так как они должны исполняться при учитывании все специфических функций. Под специфическими функциями имеется в виду те, для которых создаются функциональные службы на промышленных предприятиях, которые связаны со спецификой их деятельности. Выделение специфичных функций менеджмента важно для организации управления, формирования сотрудников и организационной структуры. Все это отражает специфику деятельности определенной экономической либо социальной системы.


Также хочется отметить, что все основные функции управления связаны между собой и образуют определенный цикл управления, который представлен на следующем рисунке: [17]

Рисунок № 2

Схема функционального управленческого цикла

Итак, вернемся к рисунку № 1 и подробней рассмотрим каждую функцию менеджмента, рассмотрим содержание каждой функции.

Планирование - это вид определенной деятельности, которая связана с составлением планов деятельности организации и ее составных частей. В планы работы входит – то, что должно быть сделано, последовательность действий, ресурсы на выполнение работ, а также время. Планирование также включает в себя:

1. установку целей и задач;

2. разработка стратегий, планов для достижения необходимых целей;

3. определение необходимых ресурсов, а также их распределение по определенным целям.

В системе планирование в организации выполняло роль инструмента определения задач и распределения ресурсов для исполнения заданных целей. Планирование также было средством контроля и оценки результатов, и создавало основу для стимулирования труда работников организации. Главная черта планирования – планирование как единой системы планов, каждый из которых должен точно выполнять предписанные ему задания и обеспечивать непрерывную работу всей деятельности предприятия. Однако в настоящее время предприятие добывает ресурсы для поставленных целей самостоятельно и несет полную ответственность за ассортимент, качество, результаты достигнутого. План работы становится основной деятельностью предприятия всех форм собственности, потому что без него невозможно обеспечивать согласованность в работе организации, контролировать определенные процессы, стимулировать трудовую деятельность работников на предприятии. Также процесс планирования позволяет отчетливо формулировать целевые утсановки организации, которые будут необходимы для последующего контроля, планирование также укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. Планирование – это непрерывные процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов.[18] Отсюда следует, что планы и планирование должно меняться в соответствии с конкретной ситуацией. Составной частью при этом становится составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, которые будут показывать будущее развитие предприятия. Прогнозы на будущее закладываются в основу стратегических планов, а в свою очередь, стратегические планы составляют основу текущих планов, при которых будет организовываться работа организации, что характеризует представленная ниже в виде рисунка модель:[19]


Рисунок №3

Модель процесса планирования

Организовывание – это вторая неотъемлемая функция управленческой деятельности, при помощи которой формируется структура предприятия, обеспечение всем необходимым для стабильной работы – сырьем, человеческими ресурсами, денежными средствами. Что значит организовать? Это значит разделения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. Я думаю, что при составлении любого плана работ на предприятии, всегда имеется этап организовывания – создание условий для достижения поставленных задач. Нередко это требует перестройки производства, для того чтобы более лучше приспособить свое производство к требованиям рыночной экономики. В настоящее время организации создают структуру менеджмента в соотвествии с собственными потребностями, как и говорилось выше, что предприятие добывает ресурсы для поставленных целей самостоятельно и несет полную ответственность за ассортимент, качество, результаты достигнутого. Также имеется и второй не менее важный аспект организовывания – это главное и самое основное – работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления у руководителей, подержка работников, склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать, брать на себя ответственность за решение проблем организации.

Мотивация – деятельность, которая способствует и главная ее цель это повысить производительность людей, активизировать их способности, а также побудить их эффективно трудиться.

Данный процесс включает:

  1. Установление или оценка неудовлетворенных потребностей;
  2. Формулировать цели, которые будут направлены удовлетворение потребностей;
  3. Определять действия, которые станут необходимы для удовлетворения потребностей.

Мотивация включает в себя, соответственно, экономическое и моральное стимулирование, создает условия для проявления творческого потенциала трудящихся и их саморазвития. Прибегая к этой функции, управляющие предприятием должны постоянно воздействовать на факторы результативности трудящихся и трудового коллектива. К данному фактору относятся: разнообразие работы по своему содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работников, удовлетворение от полученной деятельности и так далее.

Контроль – деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка, а также учет результатов работы предприятия. Имеется два основных аспекта:


1.контроль за выполнением работ по созданному плану;

2. меры по корректировке всех отклонений от плана работ.

Главными основными инструментами выполнения данной функции – это наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет работы, анализ работы на предприятии. Эффективно поставленный контроль в организации( предприятии) непременно имеет стратегический курс, ориентир на результат, а также своевременен и прост. Простота контроля особенна важна в современных условия, поскольку многие организации стремятся выстраивать свою работу на принципе доверия к людям, а это, в свою очередь, приводит к сокращению контрольных функций, которые выполняют управляющие. В подобных условиях контроль становится менее жестким и в большей степени экономически выгодным, что показано на рисунке ниже:[20]

Рисунок № 4

Модель процесса контроля

Основными элементами модели процесса контроля являются:

  • Информационный блок целей и стратегических планов организации.
  • Блок определения показателей результативности деятельности организации (стандарты и критерии оценки текущего состояния по достижению целей).
  • Блок установления масштаба допустимых отклонений.
  • Блок измерения текущих результатов и сравнения их со стандартами.
  • Блок формирования данных об отклонениях.
  • Блок решения о вмешательстве менеджера в процесс реализации плана.
  • Блок оценки выполнимости установленных стандартов.
  • Блок определения причин возникшего отклонения.
  • Блок принятия конкретных мер по устранению отклонений.

Координация – еще немаловажная функция управления, которая обеспечивает стабильность, бесперебойность, непрерывность работы. Главная задача – это достижение согласованности в работе путем установления правильных связей между всеми звеньями предприятия. Характер подобных связей может быть самым разнообразным, так как зависим от координируемых процессов. И в связи с этим, для выполнения данной управленческой функции могут быть использованы всевозможные отчеты, докладные, аналитические материалы, а также результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях. Огромную роль при этом играют технические средства связи, которые помогают незамедлительно реагировать на отклонения в нормальном ходе работ на предприятии.[21]

При помощи этих форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами предприятия, осуществляется рациональное использование ресурсов, обеспечивается согласование всех стадий процесса управленческой деятельности – планирования, организовывания, мотивации и контроля, соответственно и действий руководителя.


Итак, в данном параграфе мы рассмотрели все основные функции в системе менеджмента. На мой взгляд, основными функциями являются – функции планирования и контроля, хотя и другие функции также немаловажны для управленческой деятельности. Ведь содержание функции планирования состоит в обоснованном определении основных направлений и развития производства с учетом материальных источников, его обеспечения и спроса рынка. Также это и разработка определенных целей, при помощи которых возможно достижение конкретных результатов с учетом наиболее эфективного использования ресурсов. Функция контроля же очень тесня связана с планированием, так как при получении определенной информации при функции контроля, у управляющего имеется возможность вносить необходимые корректировки в ранее назначенные планы производства, а именно планировать производственную деятельность с более четкими целями и задачами.

Взаимосвязь функций и методов менеджмента

Впервые анализ управленческой деятельности процесса в качестве набора функций, связанных между собой, провел Анри Файоль[22], отец школы административного менеджмента, классической школы менеджмента. В сегодняшнем мире и в настоящее время такой анализ позволяет более лучше и правильней объединить различные управленческие школы менеджмента и применять сутационный подход к принятию управленческих решений, который позволяет более лучше достичь поставленных целей на предприятии путем грамотно выстроенных функций менеджмента. Отсюда можно сделать вывод, что каждая функция менеджмента, которую используют на предприятии, представляет собой некую совокупность видов деятельности, для которой характерна однотипность поставленных целей, действий, а также субъектов или объектов управления. Основные функции управления не зависят от особенностей деятельности определенного предприятия, так как любая предпринимателькая деятельность в том или ином виде вынуждена их реализовать, чтобы обеспечивать свою деятельность. Содержание данных функций не зависят от отрасли организации, ее масштабов или организационной струкртуры, но способы их реализации, имеется в виду методы менеджмента, могут варьироваться в зависимости от организационной специфики. Также выбор конкретных методов и инструментов менеджмента происходит в процессе дифференциации функций менеджмента ( разделения функций менеджмента), когда в рамках каждой функции выделяются также виды и задачи деятельности, которые можно как-то упорядочить, а также создаются и правила их выполнения