Файл: Основные функции в системе менеджмента (Функции менеджмента ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из этого следует, что современная Российская Федерация, действуя самостоятельно, взяла курс на проведение рыночных реформ, на проведение усовершенствования управленческой деятельности и менеджмента, что должно обеспечить благосостояние граждан, свободный рынок, ускоренное экономическое возрождение страны, рост и процветание экономики России.

Хочется также отметить, что в русском лексиконе «менеджмент» появилось лишь в конце ХХ века в период построения в России рыночной экономики и является необходимым уточнением более широкого понятия «управление». Термин менеджмент применяется для обозначения управления процессами на уровне фирмы, которая действует в данных рыночных условиях, хотя в последнее время данный термин стали употреблять и в отношениях, которые относятся и к непредпринимательской деятельности. Как и упоминалось выше и приводилось в таблице №1, оба термина тождественны между собой, так что можно употреблять термин управление в том же значении, что и термин менеджмент.

Современная наука менеджмент (управление) развивается очень интенсивно и соединяет в себе теоретические разработки, а также осмысление полученного опыта по данной тематике, сделанных из многолетней практической деятельности.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что как уже писалось ранее, термины управление и менеджмент между собой весьма похожи и практически во всех смыслах данных терминов – равнозначны и употребляются в учебных пособиях, управленческой деятельности организаций также одинаково.

Сущность и понятие системы менеджмента

В предыдущих параграфах мы рассматривали возникновение менеджмента, рассматривали историческое развитие, затем сравнивали понятия (термины) «управление» и «менеджмент». Однако для полного раскрытия темы курсовой работы необходимо также раскрыть понятие системы менеджмента и его основных функций, собственно, так и называется тема курсовой работы.

Необходимо начать с раскрытия понятия «системы менеджмента». Система от греческого systema буквально означает соединение, составленное из частей. Философский словарь трактует систему как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и, таким образом, образует определенную целостность и единство. Однако, не смотря на это, выше приведенное определение отражает сам предмет, но не наполняет его содержанием. Ученые пришли к выводу, что в самом общем виде понятие «система» характеризуется следующим: во-первых это наличие множества элементов, во-вторых – наличие между элементами определенных связей, и последнее – это целостный характер данного устройства или процесса.[11] На основании этого попробуем применить понятие «система» к экономике и рыночным отношениям. Экономика также имеет системный характер на всех ее уровнях, каждый более низкий элемент является подсистемой более высокого уровня.


На основании сказанного и основываясь на свойствах системы, характерной тем, что элементы могут рассматриваться как системы, можно принять организацию за самостоятельную экономическую систему, которая является подсистемой такой экономической системы как государства.

В процессе развития экономической системы и основным фактором достижения поставленной цели – конкретное конечное состояние, либо достижение желаемого результата. Всякий субъект экономики будь то, предприятие, отрасль, регион либо государство – развивается в соответствии с поставленной перед ним целью, а отсюда следует, что цель любой экономически устойчивой системы – стабильное функционирование и развитие. Правильное формулирование целей должно быть во всех областях, от которых может зависеть состояние и выживание определенной организации. Соответственно и цели в этих областях зависят от конкретных стратегий, например, в сфере производства – это достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности, при наименьших затратах. Примером также может послужить и построение правильно сформулированных целей, построения стратегии и в управлении персоналом – обеспечение условий, которые будут необходимы для развития потенциала работников, повышения их мотивации, заинтересованности, а также удовлетворении. Поэтому, цель организации – это конечное состояние, желаемый результат, за которым стремиться любая организация и желает наилучших показателей своей деятельности.

Также в понятие и сущность систем менеджмента и управления входит такое понятие как «задача», то есть определенная предписанная работа, серии работ, какая-либо часть работы, которая должна быть выполнена определенным образом за определенное время.

На основании вышесказанного можно дать обобщенную характеристику менеджменту (управлению), как целостной системе управления, которая ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. И цели, и задачи менеджмента образуют общее понятие и сущность систем менеджмента.

Итак, подводя итоги данного параграфа, сделаем общий вывод, что же такое система менеджмента. Система менеджмента – это целостный комплекс управленческих действий, которые взаимосвязаны, регулярно выполняемые и которые позволяют внедрять на долгосрочной основе стратегии компании с максимальной прибылью счет обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом, также на основании сказанного, можно сказать, что система менеджмента – это система управления разного рода ресурсами, а именно человеческими, финансовыми, техническими с целью решения определенных задач за определенный промежуток времени. [12]


Наряду с этим системы менеджмента имеют свою классификацию. Системы управленческой деятельности бывают открытыми и закрытыми. Закрытая система больше подходит для предприятий – монополистов при стабильной внешней среде и предсказуемой рыночной экономической ситуации. При закрытой системе менеджмент больше ориентируется на предвидение и корректирование обыденных задач, принятие каких-либо обязательств, оперативное управление, улучшение структуры производства. Также у данного типа системы имеются и недостатки, а именно недостаточно велико учитывает роль человеческой организации и деятельности, роль человеческого фактора.

Перейдем к рассмотрению следующей системы управленческой деятельности (менеджмента) – к открытой системе. Данная система свойственна к постоянно меняющейся окружающей среде, ежедневно развивающимся рыночным отношениям. В данном случае менеджмент и его процессы строятся в зависимости от стремительно развивающихся задач, которые зачастую сложно предвидеть, предсказать. Менеджмент в данной системе зиждется на творческом и новаторском подходе, понимании взаимосвязей и взаимозависимости систем и подсистем в целом с окружающей средой. Эффективность управленческой деятельности в открытой системе измеряется способностью к саморегулированию и самоорганизации, также достижение определенных целей при изменчивых внешних факторов и условий.

Данные классификации систем характеризует таблица, которая приведена ниже:[13]

Таблица № 2

Классификация систем менеджмента

Фактор сравнения

Система

закрытая

Открытая

Основная

цель

Экономическая

Выживание в условиях неопределенности, нестабильная внешняя среда

Продолжение таблицы № 2

Внешняя

Среда

Прогнозируемая

Совершенно неопределенная

Функция

Точно описанные права, методы

Точные инструкции отсутствуют

Контроль и ответственность

В соответствии с иерархией на предприятии

Каждый несет ответственность за отдельную проблемы

Факторы престижа

Положение в иерархии, должность

Личностные качества, компетентность

Управление

Авторитарное – инструкции, правила, решения

Демократическое – информация, предложения, советы


Таким образом, на основании приведенных данных и указанной таблицы в настоящем параграфе, можно сделать вывод, что система менеджмента позволяет предприятию выйти на более высокий уровень развития по производительности, предоставлению качественных услуг и т.д., а именно:

  1. Улучшить управленческую структуру управления и повысить ее эффективность;
  2. Снизить затраты на производство;
  3. Повысить безопасность обслуживания и продукции;
  4. Осуществлять выпуск качественной продукции;
  5. Увеличить число потребителей рынка, занять место более качественного поставщика услуг и товаров;
  6. Увеличить объем выпуска продукции и предоставления услуг;
  7. Своевременное реагирование на изменение условий рыночной экономики;
  8. Повышение производительности, а также защита своей торговой репутации.

Таким образом, научный подход к раскрытию и применению классификации систем в управленческой деятельности имеет место быть, поскольку менеджеры без правильного построения стратегии и выбора оптимальной системы менеджмента в организации, на производстве, а также без специальных научных знаний в данной области могут привести организацию, в которой они осуществляют управленческую деятельность, к краху или исчезновению.

Основные функции в системы менеджмента

В данном параграфе мы рассмотрим, можно сказать, основное, что есть в менеджменте – это, конечно, после изучения понятия «менеджмент» и его необходимых систем, а именно это основные функции менеджмента. Ведь для правильного построения управленческой деятельности знания в области менеджмента и понимания всех его аспектов – жизненно необходимы.

Итак, рассмотрим же главные и значимые аспекты менеджмента – его основные функции. Но сначала мы определим понятие функций менеджмента. Что же такое функции менеджмента. На мой взгляд, это самое основное и главное в управленческой деятельности, поскольку сам процесс управления организацией очень не прост и требует серьезного, и правильно подхода к управлению не только организацией, предприятием, но и имеет упор на человеческий фактор, чтобы раскрыть потенциал работника, использовать человеческие ресурсы для наибольшей производительности с наименьшими затратами, но и чтобы рабочий персонал также был удовлетворен.

Итак, перейдем к раскрытию определения функций менеджмента. Функции менеджмента представляют собой однородный вид деятельности, которая необходима для того, чтобы происходил процесс воплощения целей функционирования, а также обособленное, относительно однородное направление в сфере осуществления управленческой деятельности, которое составляет процесс менеджмента. [14]


При этом хочется сделать одно замечание, а именно, функции менеджмента отражают непосредственно процесс управления, а также формируют виды менеджмента, управленческой деятельности. Подбор целей, выбор стратегий, выбор человеческих ресурсов, то есть команды – все это является в дальнейшем результатом менеджмента организации. Функции управленческой деятельности благоволят правильной расстановке приоритетов, грамотному анализу целей и результатов, формирует благоприятной производительности – все это является неотъемлемой частью управления, а также в умелых руках и главным оружием. Функции управленческой деятельности являются в какой-то степени обособленные и несут цель осуществления влияния на объект управления, а также направлены на достижение поставленной цели.

Все функции менеджмента выделены по какому-либо признаку, среди которых можно выделить – специфику и масштабы производства, форму организации деятельности предприятия и связь между структурными подразделениями. Специфическими функциями по управлению можно назвать такие как:

  1. Основной производственный процесс
  2. Вспомогательный процесс или обслуживающий
  3. Оперативное управление производством, предприятием
  4. Основные технические начала подготовки производства
  5. Сбыт и реализация товара.

Однако процесс приготовления систем для производства или управления компанией нельзя представить без того, чтобы определить состав функций управленческой деятельности. Для данного исследования необходимо много факторов, например, таких как характеристики компании, в качестве системы, жизненные этапы цикла товаров, промежутки времени с принятием управленческих решений, а также самого содержания процесса управленческой деятельности.

Также хочется сказать, что функции менеджмента представляют собой назначения и типы деятельности в сфере управления. Исследование функций менеджмента очень важно в практической деятельности, так как это в большей степени определяет структуру менеджмента организаций. [15] На мой взгляд, все функции обязаны нести строго определенный смысл, а также обладать четкими отработанными механизмами, с выраженной структурой. Само содержание функций управления зависит от структуры организации, ее масштабов, а также формы, уровня управленческой деятельности, имеется в виду, уровня управленческой иерархии, а также других факторов. Также хочется отметить, что при изменении размеров и типа производства, функции менеджмента остаются неизменными. Меняется лишь объем работ, направленный на их реализацию и исполнение, где на небольшом предприятии, если функцию управленческой деятельности исполняет один человек, то на крупном же будет создан целый отдел.