Файл: Основные функции в системе менеджмента (Функции менеджмента ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
Введение
При условиях формирования рыночной экономики повышаются требования к управлению – это обусловлено сложностью, как производства продукции, так и сложностью реализации товаров и услуг. В связи с этим возникает необходимость рационального решения огромного количества повседневных проблем, задач и услуг, связанных с предоставлением предприятию квалифицированной рабочей силы, обеспечением сырья, определенными материала, выгодными рынками сбыта товаров и услуг. Однако без понимания выбранной тематики и специальных знаний решить данный обширный круг проблем практически невозможно. Таким образом, на основании данного вопроса и тематики приходит на помощь обособленная сфера управленческой деятельности – менеджмент, а также его основные функции, системы и методы.
Актуальность исследования данной темы курсовой работы вызывает у общества повышенный интерес, поскольку российскому менеджменту около 20 лет, наука сравнительно очень молодая, и история не дала ему время на подготовку к историческому противостоянию западу, а также следует уделить огромное внимание на изучение проблем формирования и становления управленческой деятельности в России.
Также актуальность исследования данной темы заключается в том, что на сегодняшний момент Российской Федерации, как никогда, необходимы качественные системы управленческой деятельности, которые бы обеспечили предприятию или организации достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках.
Целью данной курсовой работы является исследование понятия менеджмента, подробного рассмотрения, раскрытия сущности и содержания основных функций в системе менеджмента, выяснить что такое система менеджмента, а также его методы.
Возникновение менеджмента
В настоящее время ни для кого не секрет, что управление выступает предметом изучения многих наук, в том числе естественных, и является функцией биологических и технических систем, которые обеспечивают сохранение присущих им структур, а также поддерживают определенный режим деятельности. В общем виде управление представляется как целенаправленный, планируемый и сознательно организованный процесс, который способствует достижению максимального эффекта при минимальных затратах ресурсов, усилий и времени. Иными словами, управление – это упорядочение структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития данной системы.[1]
Управление присутствует не только в социальных системах, но и в неживой природе (каких-либо технических системах), а также и в организмах (биологических). Из вышеперечисленного стоит выделить понятие «управление в социальных системах», так как оно связано, в первую очередь, с управлением людьми и охватывает воздействие на деятельность людей, которые объединены в группы, общества с их различными интересами. Стоит отметить, что это наиболее сложная область управления, и она является объектом изучения социальных наук, например, как социология и психология.
Возникновения управления как особого вида деятельности обусловлено, прежде всего, появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов.[2]
Менеджмент же выделился в самостоятельную, если можно так, выразиться в науку, область человеческих знаний лишь в конце XIX – в начале XX века. К этому промежутку времени относятся уже и первые работы ученых, которые на основании накопленных знаний пытались обобщить опыт управления и сформировать основы управленческой деятельности.
Отцом – основателем школы управления как научного метода считается Фредерик Уинслоу Тейлор, годы жизни 1856-1917. Великий, труд Тейлора «Принципы научного менеджмента» был опубликован только через шесть лет после его смерти. В нем ученый излагает свои идеи «научного управления», которые значительно отличаются от традиционных методов менеджмента, базирующихся на «инициативе и поощрениях». Ко всем своим идеям автор пришел благодаря собственной рабочей карьере и включил в книгу ряд наглядных примеров из собственного опыта. Принципы научного управления по Фредерику Тейлору таковы.
- Каждая часть работы «по-научному» анализируется, и в результате определяется наиболее эффективный метод ее выполнения — единственный, наилучший рабочий метод. Для этого нужно исследовать все орудия и инструменты, необходимые для выполнения данной работы, и определить ее максимальный объем, который может выполнять первоклассный специалист за день. Впоследствии выполнения такой нормы ожидают от всех работников.
- Для выполнения любой работы выбирается наиболее подходящий человек — опять же с применением научного подхода. Людей обучают выполнять работу конкретным, научно разработанным методом. Тейлор утверждал, что каждый человек обладает в том или ином деле первоклассными способностями, а задача менеджеров заключается в том, чтобы определить, какая работа наиболее подходит для каждого подчиненного, и подготовить его так, чтобы он выполнял свое дело на высочайшем уровне.
- Менеджеры должны сотрудничать с персоналом — только так они смогут гарантировать, что работа будет выполняться научными методами.
- Необходимо четкое разделение труда и ответственности менеджера и работника. Менеджер берет на себя те задачи, которые может выполнить лучше, чем рабочие, в частности планирование и контроль, а реальным воплощением поставленных целей занимается персонал.[3]
Разницу между своими принципами управления и традиционным подходом Тейлор кратко описывал следующим образом:
«При традиционном подходе практически все проблемы ложатся на плечи работника, в то время как научный менеджмент добрую половину проблемы позволяет возложить на менеджеров… Главной целью менеджмента должно быть обеспечение максимального процветания для работодателя в сочетании с максимальным процветанием для каждого работника». Фредерик Тейлор сумел доказать действенность своих методов, потому что понимал: достижение его долгосрочной цели приведет к «снижению уровня бедности и ослаблению страданий работников».[4]
Однако если более углубиться в понятие об управлении, иными словами – способности эффективно применять накопленный опыт на деле, то вышеуказанные понятия сложились еще в глубокой древности, когда границы мира искусства и мира науки не осознавались так отчетливо как это заметно в сегодняшнем современном и быстро развивающимся мире. Искусство управления в течение всей истории развития менеджмента, насчитывающей, как нам известно, несколько тысячелетий. Возможно даже сказать, что управление как понятие зародилось не просто в древнем Шумере, а со времен создания мира, с религиозной точки зрения, и появления социальных обществ, с точки зрения классической социологии. Однако следует заметить, что именно в древнем Шумерском государстве, когда зародилась письменность, одним из важнейших результатов которого стало образование особо слоя жрецов – бизнесменов, успешно применяющих термин «управление» в управлении людьми, организациями и успешно осуществляющих религиозно – коммерческие, и торговые операции. В последующие годы лишь происходило накопление искусства в области как управления государственными делами, так и управления бизнесом.
Так же можно сказать, что управление как искусство базируется на том, что организации – это сложные социально – технические системы, на функционирование которых воздействуют разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями – это самый главный фактор, который требует не только изучение и использование научного подхода, но и искусства управленческой деятельности в конкретных ситуациях. Так как каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою определенную систему ценностей и мотивы к труду и так далее. Поэтому нередко управление рассматривается как искусство, которое подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств управляющего (менеджера), а также их способности применять полученные знания на практике.[5] Чтобы люди, работающие в организации, направляли все свои усилия на достижение целей организации, в которой они трудятся, а также и управляющим (менеджеры) необходимо постоянно взаимодействовать с работниками организации и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала своих работников.
Иными словами, можно сделать вывод, что управление – это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники. Управление – это процесс, ориентированный на достижение определенных целей. [6]
Менеджмент и управление
В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства с привычным словосочетанием – управление организацией или предприятием стало более употребляемым – менеджмент организации или предприятия. В настоящее время эти два понятия чаще используются как понятия тождественные. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским словом «менеджмент». Изначально в советском энциклопедическом словаре (который был издан в начале 80-х годов) понятие управление определяют как элемент, организация различных систем различного происхождения, которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Однако в одном из первых отечественных учебников по научным основам управления производством, управление определялось как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства.[7] В Оксфордском русско-английском словаре 1994 года слово «управление» переводится на английский язык такими терминами как menegement, administration, direction, также можно сказать, что они рассматриваются как синонимы. Вообще, если брать понятие менеджмент, то оно раскрывается более широко и многосторонне, например, оно применительно как способ управления, руководства, направления или контроля, искусство управления и руководства, а также это люди, которые контролируют и направляют работу организации, управляют персоналом. Менеджмент – это эффективное использование и координация ресурсов как капитал, здания, материалы, труд для достижения определенных целей с наибольшей эффективностью. Вот такое определение приводится в «Международном справочнике по менеджменту».[8]
Также хочется отметить, что менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются с одних и тех же позиций. И такое совпадение отнюдь не случайно, так его основу составляют примеры развития общества, протекающие объективные процессы в них, которые оказывают влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. На основании этого мы используем термины «менеджмент» и «управление», как уже приводилось выше в данной курсовой работе, как понятия тождественные.
Таблица №1
Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента
управление |
Искусство выполнения работы |
менеджмент |
Наука (область человеческого знания) |
||
Функция (вид деятельности) |
||
Процесс |
||
Люди, управляющие организацией |
||
Орган или аппарат управления |
На основании данной таблицы, можно сказать, что менеджмент и управление рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что наглядно представлено в таблице № 1, где наиболее часто используются подходы к определению их сущности и роли в обществе. [9]
Также хочется отметить, что на рубеже 50-60х годов в научных разработках по управлению организациями произошел, если можно так выразиться, качественный перелом, который оказал огромное влияние на все последующие теории о менеджменте и управленческой деятельности. В первую очередь, это было связано с использованием системного подхода к управлению организациями, которые стали рассматриваться как открытые системы и активно взаимодействующие с окружающей средой. Научные разработки, базирующиеся на количественном и системном подходах к менеджменту и управленческой деятельности, углубили понимание сложных управленческих проблем путем их моделирования и позволили шире применять количественные методы при принятии решений в сложных ситуациях. На основе исследования операций и математических моделей стали решаться сложнейшие задачи управления запасами, распределение ресурсов и так далее. Разработки в области системного подхода намного увеличили возможности управленческой деятельности и контроля за всеми переменными, которые оказывают воздействие на успех организации.
Научный фундамент управления и менеджмента продолжает пополняться новыми знаниями. Примерно с середины 80-х годов в центре внимания теоретиков и практиков оказались проблемы культуры организации и инновационного менеджмента, однако в 90-е на первое место вышли разработки по лидерству, в котором современные организации связывают надежды на будущее.
Также хочется отметить, что глобальный и крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистического строя к экономике рыночно-предпринимательского типа вызвал необходимость разработки новой парадигмы управленческой деятельности.
Осуществляемые в стране экономические реформы позволяют интегрировать народное хозяйство России в мировую экономику и занять в ней достойное место при соблюдении двух главных условий: первое- в основу реформ должны быть положены механизмы, господствующие в мировой экономике; второе – при проведении реформ должны быть учтены особенности предшествующего развития и современного состояния экономики страны, национальная культура и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований и другие факторы и условия, которые формируют развитие страны.[10]