Файл: Проблемы и механизмы реализации государственной инновационной политики (Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в европейских странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты управления инновационной деятельностью

1.1 Понятие и классификация инновационной деятельности

1.2 Цель и задачи государственной политики в области развития науки и технологий

1.3 Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в европейских странах

2 Основные направления государственного управления инновационной деятельности

2.1 Анализ современного состояния инновационной деятельности России

2.2 Государственное финансирование развития науки и технологий

2.3Государственное регулирование в сфере технологических инноваций

3 Направления совершенствования форм и методов управления инновационными процессами

3.1 Внедрение инноваций в системе государственного управления

3.2 Формирование инфраструктуры инноваций в России

3.3 Тенденции развития инновационной деятельности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3 Направления совершенствования форм и методов управления инновационными процессами

3.1 Внедрение инноваций в системе государственного управления

Система управления и государственных услуг должна быть в соответствии требованиями инновационного развития.

системе государственного продолжится внедрение технологий в числе в создания электронного С помощью технологий управления пересмотр способов инструментов предоставления услуг и государственных функций.Для на основе развития информационного в Российской утвержденной Президентом Федерации 7 2008 г., реализовываться государственная Российской Федерации общество (2011 2020 годы)", рамках которой необходимые мероприятия завершению перевода предоставляемых органами населению, в форму, развитию и телекоммуникационной внедрению информационных в систему управления и внедрению электронного документооборота.

качества предоставления услуг станет при условии внедрения принципа окна", в с которым граждан появится получения полного услуг в месте. Во субъектах Российской планируется создать центры предоставления и муниципальных обеспечить создание эффективное функционирование государственных и услуг, а возможности получения перечня государственных и юридически значимых в электронной с использованием электронной карты. региональная сеть центров будет не только уровне региона целом, но отдельно взятого образования.

В рамках государственной автоматизированной системы "Управление" созданы эффективные обмена информацией системе государственных в режиме времени и общедоступных информационных по различным реализации государственной Будет достигнут иной уровень для общества о деятельности власти. Будет кадровый состав органов за постоянного обмена частным сектором сектором некоммерческих квалифицированными специалистами, эффективно использовать государственном управлении технологические и решения.

Предусматривается модернизировать переподготовки и квалификации государственных в частности:создать стимулирования сотрудников государственного управления уровне​й к переподготовки и квалификации, а возможности для государственными служащими (до 2 отпусков с содержания и для прохождения обучения в по программам высшего и профессионального образования, том числе зарубежных университетах; модернизировать систему квалификации государственных муниципальных служащих, государственных и учреждений. Важне​йшими повышения квалификации обеспечение освоения информационных и технологий, в числе технологий документооборота, управления а также механизмов государственной поддержки и закупок инновационной Будет создана система квалификации государственных и служащих, сотрудников государственных муниципальных учреждений в соответствующих навыков.


системе государственной также как науке, образованию бизнесу, будут требования к открытости для в том в плане иностранных пользователей объемом актуальной о реализуемой политике.

этого будет перевод на язык нормативных актов, затрагивающих потенциальных зарубежных и их в сети

3.2 Формирование инфраструктуры инноваций в России

направлениями развития инфраструктуры поддержки проектов стать:

- преодоление дефицита проектов, приемлемых финансирования венчурными в рамках Фонда содействия малых форм в научно-технической и фондов инвестиций;

- постепенное увеличение частных инвестиций инновационных проектах, с использованием средств, в числе за совершенствования механизмов государственных развития из проектов, а увеличение требований привлечению частного к вновь с участием венчурным фондам одновременным совершенствованием нематериальной поддержки и работы фондов;

- увеличение доли на предоставление кредитов на инновационных проектов общем объеме в рамках поддержки малого среднего предпринимательства акционерного общества Банк поддержки и среднего до 30-40 Также будет определение квот предоставление гарантий целях поддержки проектов в гарантийных фондов, в рамках поддержки малого среднего предпринимательства;

создание прямых инвестиций инновационные проекты предприятия высокотехнологичных экономики с государственной корпорации развития и деятельности (Внешэкономбанк)", том числе профинансированных фондами, поддержку из открытого акционерного "Российская венчурная на предыдущей инновационного цикла;

эффективной координации деятельности развития, направленной на инновационных проектов с формирования целостной сбалансированной обеспечивающей необходимый уровень на всех стадиях процесса, в том в рамках многостороннего о взаимодействии институтов в сфере обеспечения финансирования инновационных проектов всех стадиях инновационного Это направление должно комплексное использование финансовых нефинансовых инструментов государственной инновационных проектов в от потребностей бизнес-сообщества.[1]

Выстраивание цепочки финансирования будет параллельно с компетенции институтов по типам инновационных проектов совершенствованием отраслевой технологической приоритезации деятельности институтов Будут сформированы трансфера технологий управленческих компетенций, к применению финансировании проектов, и программ иностранных юрисдикциях. целью оптимального ресурсов институтов будет организовано на стыках ответственности институтов по мере проектов и их реализующих.Кроме координация деятельности развития и органов исполнительной в целях эффективности коммерциализации получаемых в федеральных целевых будет обеспечиваться рамках соответствующих о сотрудничестве процедур совместной над проектами. частности, разработки, в рамках федеральных целевых и получившие положительные результаты, быть в поддержаны инвестициями развития, прежде открытым акционерным "РОСНАНО" и корпорацией "Банк и внешнеэкономической (Внешэкономбанк)".


Для создания обмена информацией, постоянное взаимодействие сопровождении и инновационных проектов, обеспечено создание ресурса, объединяющего информационные возможности развития и органов исполнительной власти.

создать единый портал в Интернет о институтов развития поддерживаемых ими проектах, а об инновационных органов исполнительной власти в обеспечения доступа заинтересованных лиц полной и информации о системе государственной инновационной деятельности.

Важне​йшей мерой развития инфраструктуры инноваций адаптация существующих создание новых и договорных для целей венчурных фондов инвестируемых ими компаний, для будут внесены изменения в законодательство Российской Федерации.

Основными направлениями инновационной инфраструктуры являются следующие:

- распространения рыночных формирования и объектов инновационной инфраструктуры;

- дополнительной поддержки особых экономических и совершенствование их создания функционирования;

- обеспечение дополнительной наукоградов других обособленных образований, имеющих научный и потенциал и регулирования их и функционирования;

обеспечение поддержки совершенствованию объектов инновационной инфраструктуры; инновационного центра "Сколково".[1]

целях поддержки рыночных моделей и развития инновационной инфраструктуры обеспечить преимущественную создания таких с преобладающим участием при сохранения доступности инновационных компаний сервисов и услуг.

Для обеспечения поддержки и регулирования наукоградов и муниципальных и образований, имеющих научный и потенциал, планируется более конкретные, и обоснованные присвоения статуса наукограда, отражающие реальный научно-технического и инновационного и перспективы для инновационного развития.

В основе развития наукоградов должен будет проектный подход, направленный обеспечение высокой степени отдельных элементов инновационной создание и реальное новых технологий, специальных условий для комфортной бизнеса и международного сотрудничества.

Обеспечение целенаправленной совершенствованию деятельности инновационной инфраструктуры предполагает в числе повышение требований к предоставляемых ими софинансируемых средств федерального и бюджетов Российской Федерации, образовательной и поддержки деятельности инновационной инфраструктуры.


3.3 Тенденции развития инновационной деятельности в России

Анализ мирового опыта показывает, что важным фактором развития современной эконо­мики являются активная научно-техническая деятельность и ускоренное внедрение ее ре­зультатов в хозяйственную практику, что обеспечивает систематический рост интенсифика­ции производства и повышение благосостояния населения. В связи с этим большое значе­ние приобретает разработка прогнозов перспектив развития научно-технической и иннова­ционной деятельности и ее эффективности.

Анализ результатов проведенного исследования показывает, что инновационная актив­ность в промышленности, определяемая долей инновационно-активных предприятий в об­щей их численности в отрасли, имеет в России невысокий уровень. В частности, динамика показателя за последние годы не превысила 9,2 % (рис. 5). В прогноз­ном периоде соответствующие значения показателя инновационной актив­ности в промышленности, рассчитанные по двум сценариям социально-экономического развития, определенным Минэкономразвития России, базовому и умеренно-оптимистично­му, имеют еще более низкие, чем в предшествующем периоде, значения.

Из данных, представленных на рис. 1, следует, что в течение 2010—2017 гг. фактическая и прогнозируемая инновационная активность промышленных предприятий не только имеет низкий в целом уровень, но и существенно колеблется под воздействием различных факто­ров, прежде всего, объемов финансирования инновационной деятельности.[11, с.55]

Рисунок 5 -Инновационная активность в промышленности

При этом до 2016 г. инновационная активность промышленных предприятий будет сни­жаться по обоим (базовому и умеренно-оптимистичному) сценариям прогноза. Максимальное различие величин показателей инновационной активности для базового и умеренно-опти­мистичного сценариев развития прогнозируется на уровне, не превышающем 0,1 %. Лишь в 2017 г. ожидается незначительное увеличение инновационной активности промышленных предприятий. Причем в случае реализации базового сценария развития она достигает 8,1 % (на 0,2 % больше, чем в 2010 г), а в случае умеренно-оптимистичного варианта — 8,3 % (на 0,4 % больше, чем в 2010 г).

Таким образом, прогнозируемые результаты социально-экономического развития России в условиях складывающейся мировой экономической ситуации до 2018 г. обусловливают лишь возможность поддержания инновационной активности в промышленности на уровне, примерно равном уровню 2010 г. Существенное повышение инновационной активности промышленных предприятий, необходимое для ускоренного ее развития, потребует прове­дения дополнительных, стимулирующих этот процесс мероприятий.


Основным направлением инновационной деятельности в промышленности является вне­дрение технологических инноваций, на реализацию которых в отрасли приходится большая часть инновационного финансирования.

В 2018 г. прогнозируется резкий рост затрат на технологические инновации, что в итоге составит 115,8 % относительно 2010 г. в базовом сценарии и 125,3 % в умеренно-опти­мистичном сценарии развития. Однако данный рост затрат на технологические инновации будет ниже уровня 2012 г.

Следует отметить, что с учетом неравномерности затрат на технологические инновации в прогнозируемом периоде их динамика в целом будет неустойчивой и получит заметный по­ложительный рост лишь в 2018 г. Это вполне коррелируется с отмеченным выше низким уровнем инновационной активности промышленных предприятий.

Следует также отметить, что достаточно заметное различие в динамике затрат на техно­логические инновации при базовом и умеренно-оптимистичном вариантах прогноза (9,5 %) будет наблюдаться лишь в 2018 г. В другие годы это различие не будет превосходить 3,8 %.[11, с.56]

Важным условием повышения вклада исследований и разработок в развитие технологиче­ских инноваций в промышленности является повышение их доли в финансировании инно­вационной деятельности. Однако, как показывают данные, по обоим сценариям прогноза, доля затрат на исследования и разработки в затратах на технологиче­ские инновации заметно не возрастает и остается в итоге практически на уровне 2010 г. Соответственно, не будет расти и их вклад в интенсификацию промышленного производства.

Следует отметить, что инновационная активность и увеличение темпов социально-эко­номического развития страны в значительной мере зависят от состояния и развития таких перспективных направлений инновационной деятельности, как связь и деятельность в об­ласти вычислительной техники и информационных технологий.

Финансирование исследований и разработок в сфере вычислительной техники и инфор­мационных технологий в отличие от других видов затрат на технологические инновации в течение всего рассматриваемого периода 2010—2017 гг. демонстрируют существенное устой­чивое увеличение, что характеризует их большую значимость для развития инновационной экономики.

Отмеченные негативные тенденции развития инновационной деятельности в экономике России обусловлены рядом сдерживающих факторов.

К главным из них относятся недостаточное финансирование научных исследований и разработок, направленных на инновационное развитие экономики, невысокое качество проводимых НИОКР, что сдерживает внедрение их результатов в секторах экономики, включая промышленность, невысокая активность отечественного бизнеса в проведении ин­новационных мероприятий по внедрению результатов НИОКР, недостаточное налоговое стимулирование предприятий и организаций по активизации инновационной деятель­ности.