Файл: Проблемы и механизмы реализации государственной инновационной политики (Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в европейских странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты управления инновационной деятельностью

1.1 Понятие и классификация инновационной деятельности

1.2 Цель и задачи государственной политики в области развития науки и технологий

1.3 Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в европейских странах

2 Основные направления государственного управления инновационной деятельности

2.1 Анализ современного состояния инновационной деятельности России

2.2 Государственное финансирование развития науки и технологий

2.3Государственное регулирование в сфере технологических инноваций

3 Направления совершенствования форм и методов управления инновационными процессами

3.1 Внедрение инноваций в системе государственного управления

3.2 Формирование инфраструктуры инноваций в России

3.3 Тенденции развития инновационной деятельности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Механизм перехода к стратегии представляет делегирование местным права разработки принятия нормативной документации, программ стратегий, отвечающих развития инновационной ЕС, национальной стратегии, их и нормативным способствующим развитию систем поддержки инноваций.

ЕС показал, только при адаптированности государственной региональной инновационной к реалиям нуждам региона модель развития через развитие деятельности в может быть реализована.

Внимание к в рамках поддержки инноваций учитывать сложившиеся перспективные межрегиональные способствовать их Государственная политика области региональной деятельности должна не предписывающей, поддерживающей. Для целесообразно создание комиссий, центров иных формообразований, развитию инноваций.

В целом поддержка инноваций региональном уровне по трем направлениям:

Инновационная политика, на стимулирование деятельности (в конкуренции, торговая политика);

Политика, направленная адаптацию к (развитие человеческого и инновационная в целом);

3. поддержки (социальная региональная политика целями перераспределения).[40, с.53]

В рейтинге глобальной конкурентоспособности-2015, который публикуется с 2004 года и включает 140 стран мира, указано, что около 38 стран мира сегодня находятся на этапе инновационного развития экономики - в основном это страны Европы (26 стран), а также США, Канада, Австралия и некоторые страны Азии (Япония, Сингапур, Республика Корея, Гонг Конг, Тайвань, Катар и т.д.). Также в отчёте приводится, что 20 стран мира (страны Латинской Америки, Юго-Восточной Европы, Малайзия, Россия, Турция, Оман) находятся на этапе перехода на инновационный путь развития

Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития в открытой базе данных «Основные показатели науки и технологий» мировыми лидерамипо общему объёму внутренних расходов на НИОКР в абсолютных суммах (по ППС) являются США, Китай, Япония, Германия, Корея. В целом, сумма расходов на НИОКР приведённых на рисунке стран составляют более 70% мировых расходов на НИОКР. Такие страны, как Корея, Франция, Великобритания, Россия имеют приблизительно равные расходы на НИОКР и одинаково положительную тенденцию их роста за анализируемый период.

Однако по отношению к ВВП, к первой десятке мировых лидеров среди стран, имеющих наибольшее значение расходов на НИОКР в процентах от ВВП, относятся такие страны, как Южная Корея, Израиль, Япония, Финляндия, Швеция, в которых в последние годы данный показатель превышал 3-4 % от ВВП.


Как видно из таблицы 1, даже в США, где в абсолютной сумме вкладываются самые крупные в мире вложения в НИОКР, в ВВП страны эти расходы составляют около 2,7 %, в Китае - около 2% - это объясняется большими объёмами ВВП в абсолютных суммах по сравнению с ВВП Южной Кореи, Израиля, Финляндии и ряда других стран, а также достаточно высокой численностью населения Китая и США.[40, с.56]

Таблица 1

Расходы на НИОКР в процентах от ВВП в различных странах мира

Страна

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Корея

2,53

2,63

2,83

3,0

3,12

3,29

3,47

3,74

4,03

4,15

4,29

Израиль

3,88

4,04

4,13

4,41

4,33

4,12

3,93

4,01

4,13

4,09

4,11

Япония

3,13

3,31

3,41

3,46

3,47

3,36

3,25

3,38

3,34

3,47

3,58

Финляндия

3,31

3,33

3,34

3,35

3,55

3,75

3,73

3,64

3,42

3,3

3,17

Швеция

3,39

3,39

3,5

3,26

3,5

3,45

3,22

3,25

3,28

3,31

3,16

Дания

2,42

2,39

2,4

2,51

2,78

3,07

2,94

2,97

3

3,06

3,05

Германия

2,42

2,42

2,46

2,45

2,6

2,72

2,71

2,79

2,87

2,83

2,84

США

2,49

2,51

2,55

2,63

2,77

2,82

2,74

2,76

2,7

2,74

2,80

Китай

1,32

1,32

1,38

1,38

1,46

1,68

1,73

1,79

1,93

2,01

2,05


Национальные инновационные системы отличаются друг от друга многообразием форм, методов и источников финансового обеспечения инновационной деятельности. В развитых странах финансирование осуществляется как из государственных, так и из частных фондов денежных средств. В странах с переходной экономикой основную часть инвестиций в инновационную деятельность образуют централизованные фонды. Распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и бизнес секторами в 2017 году в различных странах можно проанализировать в таблице 2.

Как видно из таблицы, в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в различных странах активно участвуют субъекты бизнеса. В таких странах, как Япония, Южная Корея, Китай, Германия, США доля бизнеса в финансировании НИОКР в несколько раз превышает объёмы финансирования со стороны государственных учреждений и составляет более 60-70% от общего объёма финансового обеспечения. [40, с.148]

Таблица 2

Структура источников финансирования НИОКР в странах мира

Показатели

НИОКР, млн. долл. США

бизнес

государство

иностранные инвесторы

Прочие источники

США

456 977

60,9

27,7

4,5

6,9

Китай

333 521,6

74,6

21,1

0,9

3,4

Япония

162 347,2

75,5

17,3

0,5

6,7

Германия

102 573

66,1

29,2

4,3

0,4

Южная Корея

68 051,5

75,7

23,8

0,3

1,1

Франция

57 986,8

55,4

35

7,6

2,0

Великобритания

41 743,4

46,6

27

20,7

5,7

Россия

36 614

28,2

67,6

3,0

1,2

Польша

8 114

30

61

5,6

3,4


Активность субъектов бизнеса в финансировании инновационной деятельности в этих странах достигнута благодаря благоприятному инвестиционному климату в стране, широкого применения со стороны правительств методов финансового стимулирования инновационной деятельности, в результате чего снижена нагрузка на государственный бюджет данных стран. Данные таблицы свидетельствуют, что в государствах с переходной экономикой, доля средств государственного бюджета в финансирование инновационной деятельности значительна и составляет более 60 %. Поэтому в данных странах постепенно внедряются элементы государственно-частного партнёрства в финансировании инновационной деятельности, совершенствуется законодательная база в пользу расширения косвенных мер по стимулированию и активизации инновационной деятельности субъектов рынка.

Изучив мировую практику финансового обеспечения инновационной деятельности можно заметить ряд закономерностей, присущих всем субъектам мирового хозяйства в последние десятилетия:

Во-первых, роль инноваций, как фактора экономического роста и повышения конкурентоспособности страны, постепенно усиливается, что вызывает интерес государств и корпоративных структур к увеличению объёмов инвестирования в НИОКР.

Во-вторых, по мере развития экономики, удельный вес негосударственных источников в финансировании инновационной деятельности растёт, а на долю государства остаётся в основном финансовое обеспечение фундаментальных исследований и создание инновационной инфраструктуры. Органы государственного управления стран, вступивших на инновационный путь развития, переходят от прямого финансирования инновационной деятельности к косвенным методам регулирования, к применению мер по стимулированию развития инновационного бизнеса.

В-третьих, ещё одна тенденция - появление в инновационной сфере профессиональных инвесторов, специальных фондов, экспертов по отбору инновационных проектов, связующих звеньев между институциональными, неформальными инвесторами и разработчиками инноваций, учёными и инженерами.

Кроме того, в масштабах мировой экономики можно наблюдать рост активности в инновационной сфере развивающихся стран: Китая, Южной Кореи, Индии, Израиля и др. В этих странах наблюдается динамичный рост высокотехнологичного производства, объёмов финансирования НИОКР, количества учёных и исследователей, научных публикаций и т. д.

Таким образом, финансирование инновационной деятельности в масштабах мирового хозяйства имеет цель не только повышение конкурентоспособности национальных экономик или отдельных компаний, но и обеспечение устойчивого экономического роста за счёт коммерциализации достижений науки и поднятие экономики на качественно новый, инновационный этап развития.


2 Основные направления государственного управления инновационной деятельности

2.1 Анализ современного состояния инновационной деятельности России

Сегодня России локомотивом инновационной деятельности государство. Для благоприятной инновационной и развитие секторов экономики нашей стране ряд государственных Стратегия инновационного Российской Федерации период до 2032 года, Стратегия безопасности РФ 2020 г., развитие и экономика, Развитие и технологии другие. Также создаются и институты развития, появление и инноваций: научно-технологические государственные корпорации направленности, бизнес-инкубаторы, предпосевных и инвестиций, федеральные региональные фонды, исследовательские и научно-исследовательские и другие. наиболее известным развития инноваций отнести: фонд Фонд «Сколково», «Фонд содействия малых форм в научно-технической (Фонд содействия инновациям).[26, с.55]

Несмотря определенные в инновационной в России негативные моменты данной сфере: взаимодействие государства бизнес-структур при и реализации политики; неэффективное финансовых ресурсов предназначенных на значительные барьеры распространения в новых технологий, отраслевым регулированием, сертификации, таможенным налоговым администрированием; качество бизнес-среды; инвестиционный климат т.п. Особенно проблемы актуализируются нынешних условиях функцио экономической системы.

Сложившаяся России политическая экономическая ситуация, частности введение и контрсанкций образом повлияли инновационную сферу. с одной прослеживается стимулирующее санкций. По Национальной Ассоциации и развития технологий (НАИРИТ) нашей стране 2017 году рост инновационной отечественных предприятий. отраслях, где наибольшая зависимость западных технологий, наблюдается значительный в биотехнлогиях - на 18%,микроэлектронике на 17%, - на Значительный рост проследить и сфере создания средств и - на %.

С другой по данным в результате санкций за 2016-2017 годы отрасль в России 85 долларов инвестиций. сократилось финансирование за счет государственного бюджета на 30%.