Файл: Теория менеджмента. Организационная культура и ее роль в современных организациях..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Элементы организационной культуры сформированы в настоящее время практически в каждой организации, так как многие учреждения постоянно находятся в сфере пристального внимания клиентов, строго регламентированы законодательством, регулярно и комплексно проверяются надзорными органами и подстегиваются жесткой конкуренцией.

Современные организации рассматривают организационную культуру в качестве мощного стратегического инструмента, ориентирующего всех сотрудников на общие цели, мобилизацию их инициативы и обеспечение продуктивное взаимодействие.

Степень научной разработки. В настоящее время за рубежом накоплен теоретический и практический опыт исследований и формирования организационной культуры в организациях, отраженный в трудах таких классиков менеджмента, как К. Камерон, Р. Курнн, Дж. М. Лэй-хифф, Дж. М. Пенроуз, А. Менегетти, Эл Райс, Д. Траут, Ф. Дж. Роджерс и др.

Существует немало теоретических исследований посвященных вопросам формирования культуры организации в России. Такие авторы, как А. Л. Слободской, В. А. Спивак, О. А. Родин, Т. Ю. Базаров, С.В. Иванова, П. Н. Шихирев, Е. Черных.

Совершенствование организационной культуры включает в себя несколько ключевых этапов:

  • Исследование имеющейся системы приоритетов в коллективе;
  • Оценка их соответствия стратегии развития компании и ее целям;
  • Формирование новой культуры для данного коллектива;

Цель данной курсовой работы заключается в обосновании роли организационной культуры как решающего фактора повышения эффективности деятельности организации и совершенствовании механизма формирования и управления организационной культуры на примере СПК «Килачевский».

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить теоретические и методические основы исследования организационной культуры и ее влияния на эффективность деятельности организации;

2. Провести диагностику и оценку организационной культуры и ее реализации в организации;

3. Разработать практические рекомендации по совершенствованию механизма формирования и управления организационной культурой на предприятии.

Объектом исследования является СПК «Килачевский».

Предметом исследования  организационной культура организации.

В качестве теоретической и информационной основы исследования выступают законодательные и нормативно - правовые акты Российской Федерации, публикации в периодической печати, статистические данные электронные средства массовой информации, а также внутренние документы СПК «Килачевский».


При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный метод, методы оценки, тестирования, анализа, синтеза и другие методы.

В первой главе рассмотрены теоретические основы организационной культуры, ее особенности и влияние на экономическую деятельность организации.

Во второй главе представлена характеристика СПК «Килачевский», определен существующий тип организационной культуры, дана оценка ее эффективности.

В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию существующей системы организационной культуры.

Основные положения и выводы, содержащиеся в работе, расширяют представление о современной организационной культуре и ее влиянии на эффективность деятельности организации. Практические рекомендации исследования могут быть полезны в работе государственных, общественных и других организаций для оптимизации эффективности организационной культуры.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ ОРГАНИЗЦИИ

1.1 Понятие и сущность организационной культуры

Для любой организации очень важен такой феномен как организационная культура. Ее наличие, а точнее, четко разработаннаякультура повышают эффективность деятельности организации, способствуют реализации их целей и улучшают ее восприятие общественностью. Для начала необходимо рассмотреть, что представляет собой организационной культура.

Организационная культура – это система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действиям[1].

В современном бизнесе организационная культуравыступает важным условием успешной работы фирмы, фундаментом ее динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности.

На практике организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других.


С.П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации:

  • личная инициатива;
  • готовность работника пойти на риск;
  • направленность действий;
  • согласованность действий;
  • обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
  • перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
  • степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
  • система вознаграждений;
  • готовность сотрудника открыто выражать свое мнение;
  • степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.

Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.

1.2 Классификация организационных культур: виды, типология

Весьма распространенной на Западе является типология организационных культур по потенциалу для поддержания состояния и успеха компании (предложенная Джеффри Зонненфельдом).

Его классификация содержит 4 типа культур – «Бейсбольная команда», «Клуб», «Академия», «Крепость»[2].

Типология культур по Дж. Зонненфельду[3]:

  1. Бейсбольная команда  возникает тогда, когда в организации возникает необходимость в принятии рискованных решений, а также реализовывается немедленная и непосредственная связь с внешней средой. Решения принимаются быстро, поощряется талант, новаторство и инициатива. Успешные работники считаются «свободными игроками», а сотрудники с невысокими показателями попадают «на скамейку запасных». Как правило, компании, в которых существует такой тип организационной культуры, не превышают численностью десяти человек, также в них принимаются быстрые и рискованные решения.
  2. Клуб характеризуется лояльностью, преданностью и сработанностью членов коллектива, командной работой, поощрением сотрудников за их возраст, опыт, должностные преимущества. Повышение получают только работники данной компании, карьерный рост происходит медленно и постепенно. Такие компании изнутри представляют гибкие структуры, но со стороны выглядят как закрытые общества, в которых перемены происходят медленно и постепенно.

3.Академия характеризуется ориентированностью на постепенный рост сотрудников, готовых к долговременному сотрудничеству с компанией. Академия приветствует работу узких специалистов, что представляет собой возможность продвижения по карьерной лестнице для такого сотрудника, как правило, на работу принимают выпускников определенных вузов. В таких компаниях высоко чтятся традиции и обычаи компании.

4.Крепость характерна для компаний, потерявших свои былые позиции на рынке в результате неудачно принятых решений или низкой адаптации к изменениям внешней среды. Частая реструктуризация производственных отношений, непродуктивная атмосфера отношений, традиции перекладывания вины на внешние факторы, ограниченные возможности карьерного роста, часто нанимаются антикризисные менеджеры.

Таблица 1.2  Сравнительный анализ культур по Дж. Зоннерфельду

Параметры

Бейсбольная команда

Клуб

Академия

Крепость

Характеристика сотрудников

Наличие работников-«звезд», индивидуализм каждого сотрудника

Сотрудники работают по многу лет, они очень преданны и лояльны компании и могут отказываться от других, более выгодных предложений из-за приверженности своему «клубу»

Готовы набирать молодых специалистов без опыта работы (или с минимальным опытом) и растить их у себя. Важным фактором для компании является желание молодого специалиста расти и развиваться именно в ней

Для сотрудников работа в такой компании «не сахар», но нанятые антикризисные менеджеры в случае успешного вывода фирмы из сложившегося тупика имеют все шансы на повышение своей яркости как «звезды» для следующих клиентов.

Карьерный рост

Быстрый вертикальный рост

Карьерный рост происходит медленно и постепенно

Карьерный рост здесь, как правило, возможен только по вертикали, в рамках одного направления (отдела)

Крайне ограниченные возможности профессионального роста

Сущность

Обычно небольшие компании, часто носит характер командной, проектной, где каждый отвечает за свой блок работы, каждый на виду.

«Клубная культура» характеризуется лояльностью, преданностью и сработанностью, командной работой.

Характеризуется готовностью пополнять ряды сотрудников компании на стартовые позиции молодыми кадрами - выпускниками профильных вузов

Характерен частыми реструктуризациями системы управления, непродуктивной атмосферой отношений


Исходя из проделанного исследования, можно сделать выводы о значении организационной культуры для функционирования организации.

Организационная культура влияет на работоспособность сотрудников, качество принимаемых решений, коммуникаций с внутренней и внешней средой. В зависимости от степени демократичности она может, как положительно влиять на организацию, так и отрицательно. Примечательно, что авторитарные и излишне демократические организационные культуры одинаково негативны в оказываемых эффектах. Стоит подчеркнуть, что организационная культура является важным элементом эффективности менеджмента компании и психологическом состоянии её сотрудников.

1.3 Влияние организационной культуры на экономическую деятельность организации

В условиях рыночной экономики перед руководством любой компании постоянно возникает проблема повышения эффективности ее деятельности. Эти проблемы актуальны как для зарубежных, так и для российских организаций. Лишь высокая эффективность, может обеспечить конкурентоспособность предприятия, а в следствии этого их благополучие и коммерческий успех. Один из подходов к решению сложившейся проблемы состоит в поиске резервов, повышения эффективности деятельности предприятия. Для достижения эффективности деятельности необходимо внедрять на предприятии научно-обоснованные формы хозяйствования и управления. Эффективная деятельность предприятия предполагает комплексное решение задач, на основе показателей экономического эффекта, получаемого в результате, изменений основных сторон деятельности субъекта хозяйствования[4]:

  • объем выпуска продукции в натуральном выражении;
  • затраты на производство и реализацию продукции;
  • повышение качества выпускаемой продукции;
  • освоение новой прогрессивной продукции;
  • рост производительности труда работников;
  • использование капитальных вложений

Влияние культуры на принятие решений осуществляется через разделяемые верования и ценности, формирующие у членов организации устойчивый набор базовых предположений и предпочтений. Так как организационная культура может способствовать сведению к минимуму разногласий, то процесс принятия решений становится более эффективным[5].