Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях ( Причины и последствия конфликтов ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Причастность сотрудников к вопросу решения проблемы, если вопрос решается способом, приемлемым для обеих сторон, участвующих в конфликте.
  • На примере удачно разрешенного конфликта сотрудники в будущем будут стремиться решать проблемы посредством сотрудничества, а не борьбы.
  • Улучшение качества процесса принятия решений за счет того, что в процессе разрешения конфликта сотрудники отходят от «группового» мышления и не боятся высказать свое мнение, даже если оно отличается от мнения большинства [4].
  • Улучшение социально-психологического климата в коллективе и улучшение взаимопонимания между его членами.
  • Повышение эффективности деятельности сотрудников и, следовательно, улучшение работы всей организации.

Дисфункциональные последствия конфликта [13]:

  • Ухудшение социально-психологического климата в коллективе, текучесть кадров, снижение производительности.
  • Нежелание сотрудничать для разрешения конфликтов в будущем.
  • Формирование резко отрицательного отношения к другой стороне.

Таким образом, конфликты могут иметь как функциональные, так и дисфункциональные последствия, что оказывает важное влияние на успешность протекания процессов в коллективах.

1.3. Управление поведением в конфликте и стратегии его урегулирования

Управление конструктивным конфликтами представляет собой процесс целенаправленного воздействия на его участников с целью устранения причин, приведших к конфликту, и приведения поведения участников конфликтной ситуации в соответствие с нормами взаимоотношений в коллективе.

Существуют четыре основные модели поведения участников конфликтной ситуации:

  • деструктивная: ориентирована на достижение субъективных преимуществ [8];
  • конформная: связана с односторонними или взаимными уступками (не следует путать ее с неучастием или пассивной агрессией) [18];
  • конструктивная: предполагает совместный поиск решения (компромисса), являющегося выгодным для всех сторон;
  • игнорирование, избегание, уклонение от решения проблемы.

Модель нахождения компромисса состоит в том, что стороны конфликта пытаются урегулировать его, совершая взаимные уступки [13]. В управленческих ситуациях способность к компромиссу ценится очень высоко, поскольку она сводит к минимуму агрессивность и недоброжелательность, что зачастую позволяет быстро разрешить конфликт и удовлетворить обе стороны.


Однако применение модели компромисса на раннем этапе развития конфликта, произошедшего по важной проблеме, может снизить поиск альтернатив и привести участников к неверному решению. Также недостатком данного стиля служит то, что одна сторона может свои требования преувеличить, дабы после выглядеть великодушной и уступить раньше другой [10].

Также полезен в ходе конфликта поиск баланса интересов. Поиск баланса интересов предполагает предварительное установление соотношения интересов сторон, то есть выявление общих, разделяемых всеми сторонами, и различных интересов. Установление общих интересов предполагает ответ на вопросы типа: Есть ли общая заинтересованность в сохранении отношений? Каковы возможности в отношении развития сотрудничества и достижения взаимной выгоды? Общие интересы формулируются в качестве общей цели: «Для нас всех важно»; «Мы все стремимся»; «Всем нам необходимо и т.п.» [11].

Как правило, удовлетворение интереса одной стороны связывается с удовлетворением интереса другой стороны, то есть осуществляется взаимодополнение, компенсация интересов: «я сделаю то-то, если вы...»; «если вы дадите мне нечто, я отвечу тем же...» и тому подобное. Причём условия для подобных действий создаёт именно разнонаправленность интересов сторон. Благодаря ей появляется возможность того, что тот или иной аспект оказывается весьма выигрышным для одной стороны, но малоценным для другой стороны [8]. Стороны могут использовать эту возможность для взаимовыгодного обмена в переговорах: каждая сторона передаёт другой нечто несущественное, малозначительное для себя, но имеющее ценность для другой стороны, а в обмен просит нечто ценное для себя, но несущественное для другой стороны.

Гораздо сложнее сбалансировать взаимоисключающие, антагонистические интересы, которые обычно проявляются в открытом конфликте, в конкурентной борьбе [17].

Наиболее целесообразный способ балансирования таких интересов – поиск объективных справедливых норм, на которых должна основываться договорённость. Например: в ситуации явно завышенной цены на какой-либо товар настоять на том, чтобы предложенная цена была обоснована рыночной стоимостью, ценами конкурентов, затратами на производство и тому подобное.

Итак, чтобы установить баланс интересов, необходимо установить соотношение интересов, потребностей, критериев. Наконец, сформулировать предложение, отражающее итог балансирования интересов [9].

Обобщая сказанное, кратко охарактеризуем в сравнении основные черты речевого поведения в рамках двух типов решения кофликта – неконструктивного и конструктивного.


Сравнительную характеристику для большей наглядности представим форме таблицы 1.

Таблица 1 – Варианты проведения переговоров во время делового конфликта

Неконструктивные переговоры во время конфликта

Конструктивные переговоры
во время конфликта

1. Безразличное или подозрительному отношение к собеседнику-сопернику (обезличенное обращение, выражение сомнения в его компетентности, демонстрация отсутствия интереса к переговорам, сдержанность: "Поживём – увидим!”).

Доброжелательное отношение к собеседнику-партнёру обращение по имени, при случае признание его авторитета и компетентности.

Демонстрация готовности к конструктивному ведению деловых переговоров: «Приступим к делу».

2. Отсутствие гибкости. Проявляется в категоричном, резком выражении своей позиции и упорстве в её отстаивании (тактика каменной стены – крайнее упорство):

- прямые утверждения и отрицания,

категоричность которых усиливается

словами, конструкциями типа совершенно, абсолютно, однозначно, нет, никакого сомнения, бесспорно, глубоко и тому подобное.

Например:

Я абсолютно (совершенно) убеждён в том, что...; Все согласятся; Никто не станет спорить; Вы абсолютно не правы; Вы глубоко ошибаетесь; Я никогда не соглашусь на такие условия; Ваше предложение не имеет под собой никакой почвы; Я никогда не изменю своего мнения и тому подобное.

Гибкость. Проявляется в лояльном, корректном выражении своей позиции и в открытости для доводов, убеждения другой стороны, готовности рассматривать другие варианты:

- использование вопросов в роли прямого утверждения (Не кажется ли вам, что...;
А что, если мы поступим так...; Почему бы нам не сделать следующее... тому подобное;

- приёмы “да... но”, “подстройка” плюс “наступление на проблему” при отстаивании своей точки зрения (позитивное отрицание);

- категоричность прямых утверждений смягчается словами, конструкциями типа возможно, кажется, может быть, вероятно, я могу ошибаться, я допускаю и иную точку зрения, вы можете не согласиться со мной, как это видится мне, мне представляется, я думаю (полагаю), к сожалению, если я не прав, пожалуйста, поправьте меня и тому подобное;

- формулирование предложения (позиции) как одного из возможных наряду с другими, а не как категоричного требования.

3. Нежелание идти навстречу собеседнику. При любой возможности опровергается позиция другой стороны, подчёркиваются различия в позициях:

- Нет, вы не правы;

Не могу согласиться с вами;

Это неприемлемо для нас;

Наши позиции не совпадают;

Не видим никакой возможности договориться и тому подобное.

Готовность идти навстречу собеседнику. При любой возможности подчёркивается то, что объединяет позиции, выражается согласие с позицией другой стороны. При этом признать позицию не означает принять её. Речь идёт о признании права на существование, законность иной точки зрения:

- Да, я вижу, как это представляется вам; Я прекрасно понимаю, что вы имеете в виду; Да, здесь вы правы; По этому вопросу наши позиции совпадают и тому подобное.

4. Необъективность. Проявляется прежде всего:

- в недостаточной аргументированности своей позиции;

- в использовании эмоционально окрашенных выражений, “вы-высказываний”, голо­словных критических замечаний, стандартных возражений типа: Это слишком дорого!; Вы за кого меня принимаете; Да, вы просто придираетесь;

- в использовании некорректных приёмов ведения деловых переговоров как попыток избежать рационального принципиального обсуждения.

Объективность. Проявляется прежде всего:

- в аргументированности, обоснованности своей позиции;

- в использовании проверенных, очевидных фактов, цифровых материалов, в избегании голословных утверждений, в употреблении “я- высказываний”, обращении к объективным нормам, справедливым критериям, к разумным интересам, потребностям сторон и тому подобное.

5. Закрытость позиции. Выражается в том, что стороны пытаются скрыть, утаить отдельные моменты своей позиции, пытаются ввести в заблуждение относительно своих подлинных интересов, потребностей, намерений (тактика введения в заблуждение) и тому подобное.

А также: в избегании открытых вопросов и прямых конкретных ответов на них (тактика ухода, введения в заблуждение и тому подобное).

Вопросы рассматриваются как опасность, ловушка, средство манипулирования.

Открытость позиции. Проявляется, прежде всего, в том, что стороны достоверно и в полной мере информируют друг друга по интересующим моментам своей позиции, прямо говорят о своих интересах, потребностях, намерениях и тому подобное.

А также: в широком использовании открытых вопросов, ориентирующих собеседников на откровенное и достоверное обсуждение проблемы.

Вопросы рассматриваются как проявление интереса к собеседнику, как желание установить с ним конструктивные отношения.

6. Слушание ради говорения.
В процессе слушания обдумывается и формулируется собственный ответ, возражения и тому подобное. Слушание до тех пор, пока не созрела ответная реплика. Приёмы слушания:

- вопросы для переключения собеседника на предмет собственного, уже подготовленного высказывания;

- советы, поучения (Я бы на Вашем месте поступил иначе и тому подобное);

- оценочные суждения, критика, поддёвки (Я же вас предупреждал, надо было меня слушать и тому подобное);

- интерпретация (Вы так говорите. потому что...: Вы одержимы собственническим инстинктом и тому подобное) и другие.

Слушание ради слушания.

В процессе слушания предельное внимание к словам собеседника.

Стремление понять смысл услышанного, при необходимости уточнение высказывания.

Приёмы активного слушания.


Как видно из таблицы, манера речевого поведения в конфликте, представленная во второй колонке, в большей мере способствует созданию особой благоприятной психологической атмосферы в процессе разрешения конфликта и характеризуется взаимным доверием, открытостью и доброжелательностью [19]. И напротив, манера речевого поведения, представленная в первой колонке, способствует созданию атмосферы напряжённости, взаимного недоверия, подозрительности [17]. Только вторая манера речевого поведения обеспечивает подлинное сотрудничество сторон в поиске взаимовыгодного решения конфликта.

Резюмируя, можно сказать, что большинство конфликтов не разрешаются самостоятельно, «сами по себе», и, если их долго игнорировать, они могут разрушить коллектив изнутри. В связи с этим лицам, управляющим коллективом, необходимо брать ситуацию в свои руки и заниматься урегулированием конфликта.

2. Анализ уровня социального конфликта и выявление его причин в организации «Леонардо»

2.1. Общая характеристика организации «Леонардо»

«Леонардо» – это федеральная сеть универсальных и современных хобби-гипермаркетов, успешно функционирующих во многих регионах России и Республике Беларусь. Все магазины «Леонардо» объединены в масштабную розничную сеть, созданную в 2008 году. Сегодня сеть состоит из 94 хобби-гипермаркетов: 93 магазина расположены в 40 российских городах и 1 магазин – в г. Минск.

Основной целью организации является предпринимательская деятельность с целью извлечения прибыли. Сегодня федеральная сеть «Леонардо» является лидером рынка РФ в области торговли товарами для хобби.

Организационная структура «Леонардо» показана в Приложении. На предприятии существует линейно-функциональная организационная структура. Данный тип структуры является самым оптимальным для управления финансово-хозяйственной деятельностью компании «Леонардо».

Управлением предприятия занимается команда квалифицированных руководителей. К топ-менеджменту предприятия относятся: генеральный директор, заместители генерального директора, финансовый директор, коммерческий директор. Менеджеры среднего звена представлены начальниками дирекций и начальниками отделов. К менеджерам низового звена относятся управляющие магазинов сети.


Наглядно уровни управления в торговой организации «Леонардо» показаны на рисунке 1.

Генеральный директор

Заместители ген.директора

Финансовый директор

Коммерческий директор

Начальники дирекций

Начальники отделов

Управляющие магазинов

Менеджмент

высшего звена

Менеджмент

среднего звена

Менеджмент

низового звена

Рисунок 1 – Уровни управления в организации «Леонардо»

Можно заключить, что система управления на предприятии «Леонардо» сформирована грамотно.

Структура персонала «Леонардо» и удельный вес каждой категории сотрудников отражен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура персонала по категориям работников

Можно заключить, что обеспеченность предприятия работниками различных категорий находится на высоком уровне.

Структура персонала «Леонардо» по уровню образования отражена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Структура персонала по уровню образования

Структура персонала «Леонардо» по стажу работы показана на рисунке 4.

Рисунок 4 – Структура персонала по величине трудового стажа

Таким образом, можно заключить, что профессионально-квалификационная структура предприятия «Леонардо» отличается наличием опытных и квалифицированных работников различных категорий.

2.2. Описание конфликтов в организации и выявление их причин

В целом взаимотношения в коллективе «Леонардо» отличаются доброжелательностью и умеренной конфликтностью. Однако с момента укрупнения Отдела маркетинга на предприятии увеличилось число конфликтных ситуаций, связанных с работой данного структурного подразделения.

Ситуация №1. Задания работников Отдела маркетинга связаны с взаимодействием с сотрудниками из других отделов. Однако при обращении к сотрудникам других отделов посредством электронных сообщений или лично результат отсутствует. Начальник Отдела маркетинга не может решить проблему на своем уровне, и для этого приходится подключать Заместителя генерального директора. Работники других отделов недовольны, что их отвлекают, а сотудники Отдела маркетинга, в свою очередь, недовольны, что работа движется крайне медленно.

Ситуация №2. В Отдел маркетинга пришел новый руководитель. Он стал часто задерживать на работе сотрудников Отдела реализации, не подчиненного ему. Это вызывало недовольство работников отдела, а также привело к конфликту между руководителем Отдела реализации и новым начальником Отдела маркетинга.