Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (Перспективы для реформирования пенсионной системы России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что вследствие частых изменений нормативных и законодательных положений пенсионную систему России в настоящее время можно отнести к категории трудноподдающихся исследованию систем.

Все мировое сообщество в последние годы столкнулось с проблемой нерациональности и неэффективности государственных распределительных пенсионных систем.

Причиной выступает совокупность факторов: экономического, демографического, социального, морально–психологического. Социальные реформы в каждой стране наиболее важны для населения и показывают уровень заботы государства о своем народе. Пенсионеры читаются одними из наименее защищенных категорий населения, поскольку по выходу на пенсию должны рассчитывать только на размер своего пособия.

Пенсионная система в РФ является крайне важным социальным институтом, характеризуясь совокупностью создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Отметим, что впервые пенсионное обеспечение в нашей стране появилось еще в древние времена, затем поступательно развиваясь вплоть до нашего времени. Пенсионная система в России не всегда имела такой вид, как сейчас. Современный облик она приняла 1 января 2015 года, включая в себя отношения по формированию, назначению и выплате таких видов пенсий, как социальная, страховая и накопительная. Более того, в нашем государстве имеется механизм доплаты к пенсии за детей. В 2017 году пенсии получили 43 млн. граждан согласно Федеральной службе государственной статистики. Однако почти каждый год возникают разного рода поправки в отношении пенсионной системы в РФ, которые и будут рассмотрены в данной работе.

В России новая пенсионная реформа надела много шума и пока не все граждане разобрались – в чем же суть данных изменений.

Новая пенсионная реформа 2019 значительно снизила рейтинг правящих властей, а также вызвала негодование среди населения страны. Подобные нововведения свидетельствуют о жестких мерах регулирования пенсионного законодательства и холодного отношения к мнению народа.
Цель работы – анализ реформирования программы пенсионной реформы и пути ее реализации

Задачи работы:

  • рассмотреть теоретические аспекты реформирования пенсионной системы в России;
  • рассмотреть направления реформирования пенсионной системы на современном этапе;
  • исследовать перспективы и дать оценку последствий реформирования пенсионной системы.

Объектом исследования является пенсионная система РФ.

Предметом исследования являются этапы становления и тенденции развития пенсионной системы в РФ.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области пенсионного страхования населения по вопросам пенсионного страхования работников в целом, нормативные документы, регулирующие сферу пенсионной системы России.

Структурно дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

1.1. Тенденции развития пенсионного обеспечения в России. Советский период

На территории современной России первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых становится на все более регулярную основу[11].

Уже в 1663г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались «лечебные» денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.

В дальнейшем такие традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы. Размеры пенсий также были увеличены.

Но в основном пенсионное обеспечение распространялось на государственных служащих и военных. Только во второй половине XIX в системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство. Вошел в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах. При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия. Эту систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.


Радикальные преобразования в пенсионном обеспечении стали осуществляться после социалистической революции. В 1917 году вышло постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных» В 1918 году Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся» [12].

В 1924 году было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 году установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.

Тогда же, в 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам. Эта система сохранялась вплоть до распада СССР.

Стабильное развитие государственного пенсионного обеспечения пришлось на 1930-х годы.

В послевоенное время, начиная с 1956 года пенсионное обеспечение по старости охватывало уже всех рабочих, а спустя несколько лет - и колхозников. Оно приняло форму, которая практически не менялась до распада СССР[13].

Следует подчеркнуть, что пенсия в СССР выплачивались далеко не всем и не сразу. Работающим стала выплачиваться сравнительно небольшая часть пенсии, а при заработке немного выше среднего выплата пенсии вообще не производилась. Впоследствии эти правила неоднократно корректировались и изменялись: пенсия выплачивалась одним в полной сумме, другим в размере 50 – 75 %, более льготные условия были предусмотрены для рабочих, младшего обслуживающего персонала, некоторых специалистов, худшие – для многих категорий служащих[11].

В целом можно сделать вывод, что при достаточно высоком уровне пенсий вводились существенные ограничения в выплате пенсий работающим пенсионерам, а при снижении уровня пенсий, когда на пенсию прожить было трудно, ограничения смягчались и даже полностью отменялись. Однако в прошлом пенсия никогда не рассматривалась как заработанная, заслуженная трудом выплата, а ее получение – как неотъемлемое право человека. Этим и объяснялись существенные изменения порядка выплаты пенсии работающим пенсионерам.

Все эти элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли своего апогея в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться с возложенными на неё функциями.


Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно была несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства.

Таким образом, вторая половина 80-х гг. для Советского Союза ознаменовалась коренными переменами. Эта эпоха вошла в историю под названием «перестройка». Необходимость проведения преобразований была вызвана кризисом советской системы, необходимо было решить основной вопрос социальной политики государства – как стабилизировать и существенно поднять материальное положение пенсионеров, а также резко сократить численность малообеспеченных граждан.

Был принят Закон РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» [1]. Этот документ стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и довольно отчетливо были урегулированы принципы обязательного государственного пенсионного страхования.

Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда, который был создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ [8]. По мнению законодателя, финансирование ПФР должно было достигаться за счет сбора страховых взносов при полном отказе от дотаций из бюджета. С 1991 г. в формировании пенсии принимает участие работодатель и работник. Это начало адаптационного периода.

В 1991 году экономика перешла от централизованного планового руководства к рыночным методам, и возможности пенсионной системы перестали отвечать требованиям дня.

Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость.

Существовавшие в те годы в пенсионном обеспечении проблемы в первую очередь были вызваны сужением финансовой базы пенсионного обеспечения. Доля заработной платы, с которой взимались взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения сократилась с 69,9 % в 1992 году до 46,6 % в 1994 году. Одновременно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера.

По отношению к среднемесячной заработной плате эти выплаты составляли в 1994 году в различных отраслях от 17 до 30 %. А взносы на пенсионное обеспечение с этих сумм не взимались. Наряду с этим постоянно уменьшалась численность занятых в народном хозяйстве, которая с 1991 по 1994 год сократилась с 75,8 млн. чел. до 69,4 млн. чел. Усилился и процесс уклонения от уплаты налогов. В результате всех этих негативных явлений сложилась ситуация, при которой расчетное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение к численности пенсионеров составляло менее 1,4 к 1, в то время как, по статистическим данным о численности занятых, оно должно было составлять 1,8 к 1 [16].


В такой ситуации рост страховых тарифов не мог решить проблемы стабильного финансирования пенсионного обеспечения, ведь повышение ложилось преимущественно на плечи законопослушных работодателей, численность которых неуклонно снижалась.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков пенсионных взносов и пенсионеров было обусловлено рядом особенностей российской пенсионной системы, среди которых правительство выделяло следующие:

  • относительно низкий пенсионный возраст;
  • высокую долю пенсионеров-льготников;
  • возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста;
  • приток пенсионеров из республик бывшего СССР [18].

Переход к рыночным отношениям все больше и больше вскрывал недостатки, которые свойственны распределительной пенсионной системе и без устранения которых невозможны были ее устойчивое развитие и повышение уровня пенсионного обеспечения в будущем.

Государство стало искать пути решения проблемы и пришло к выводу, что предотвратить углубление кризиса пенсионной системы, создать предпосылки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансирования пенсий.

В начале 90-х годов специалистами Всемирного банка было проведено глобальное комплексное исследование проблем старения населения и пенсионного обеспечения. Итоговый доклад «Предупреждение кризиса старения населения: политика защиты престарелых и содействия экономическому росту» (1994 г.) содержал оценку существующих пенсионных схем и перспектив их развития; концептуальные подходы к пенсионному реформированию; оценку практических действий отдельных стран в этой области. В докладе сделан вывод о том, что финансовое обеспечение лиц пенсионного возраста и экономический рост наилучшим образом обеспечиваются, если параллельно развиваются три пенсионные системы (рисунок 1) [10].

Рис. 1 Концепция «трех опор» Всемирного банка

Концепция «трех опор» включала следующие элементы: государственная пенсионная система, скромная по размерам, целью существования которой является уменьшение бедности в стране; частная обязательная система, по своему характеру – полностью накопительная с четко установленными размерами отчислений для каждого работника; добровольные сбережения лиц, которые хотят иметь достаточно высокие доходы после выхода на пенсию [17].