Файл: Анализ живописного произведения Клода Моне «Стога сена в Живерни» 1895г..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема моей курсовой работы «Анализ живописного произведения Клода Моне «Стог сена в Живерни».

Объект исследования - описание репродукции картины

Предмет исследования - анализ произведения картины Клода Моне «Стог сена в Живерни».

Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Темой по моей курсовой работе будет картина Клода Моне «Стог сена в Живерни». Так как меня впечатляет техника данного художника и то, как он умело изображает свет. Выполняя эту работу, я рассчитываю на то, что, хотя бы на малую долю процента смогу понять, как Клод Моне рисует солнце.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества Клода Моне в контексте эпохи.

Оскар Клод Моне (1840-1926) – один из лучших представителей французского импрессионизма, который помимо следования течению способствовал его процветанию основывая теории. Живописная манера Моне послужила многим импрессионистам примером за счет чего его техника стала классической. Она отличалась письмом раздельными мазками чистого цвета. Данная техника позволяла создавать богатые световые эффекты и передавать особенности световоздушной среды.

Клода Моне всегда интересовал и привлекал свет, если обратить внимание на его работы, то можно будет заметить наличие огромного количества однотипных работ, нарисованных в разное время суток. На самом деле, эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать её красоту в своей живописи. Этот художник оттачивал своё мастерство, даже когда был в отпуске и отдыхал с семьёй. Таким образом, в 1895 году мир получил серию очередных работ Клода Моне «Стога сена в Живерни». На мой взгляд, именно в этой серии Оскар К. М. смог добиться совершенства в плане передачи игры света и теней.

Далее предлагаю провести анализ основных параметров живописного произведения. Посмотрев на картины из серии работ «Стога сена в Живерни» мы не испытываем эффекта «Вау!», на них изображён обычный сельский пейзаж французской глубинки. Однако, если присмотреться, то можно будет увидеть едва уловимые лучи света на небе и его отражение от земли и сена.


Горизонтально картину можно разделить на несколько планов: темно-зелёная затененная трава на переднем плане является как бы обрамлением, смысловым ограничением полотна, там же стоят люди. На втором плане мы видим часть поля, с которого уже собрали урожай. Этот план представляет собой яркую область, залитую солнечным светом, трава из темно-зелёной становится ярко-салатовой, с жёлтым отливом. Художник чётко изобразил границу света и тени. Расположил он её немного под углом, что добавляет в изображение немного динамики. На этом же плане изображён главный герой картины – стог сена, который привлекает внимание. На нем художник подробнее изобразил то, как свет падает на объект. Меня искренне поразило то, на сколько умело Клод Моне смог показать структуру сена используя свет и тени, продолжая нарочито оставлять его неидеальным с целью усилить реализм изображения.

Третий план картины – это ряд деревьев, которые благодаря техники Клода Моне кажутся легкими и невесомыми делая таким же весь пейзаж.

Год написания картины: 1885;

Размеры: 65 см х 81 см;

Материал: холст;

Техника написания: масло;

Жанр: пейзаж;

Стиль: импрессионизм;

Галерея: частная коллекция;

Копия этой картины подходит для интерьера в стиле: эклектика, деревенский стиль.

1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей.

Как я уже говорила ранее, Моне привлекла идея изобразить свет на холсте, в итоге это превратилось в одержимость и вылилось в многолетние эксперименты, целью которых было зафиксировать на холсте мимолетные, ускользающие оттенки природы.

С опытом, Клод Моне узнал о том, что, рисуя на открытом воздухе, можно уловить больше цвета и света, и соответственно успеть зарисовать их. Картины, написанные на природе, обладают уникальной свежестью и жизненностью, которых невозможно достичь, работая в мастерской, в которой художник заранее представляет себе то произведение, которое он собирается создать. Совет, данный Моне художникам, четко раскрывает его собственный подход к картине: «Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, - о дереве, доме, о поле, о чем угодно. Просто думайте, что в этом месте - маленький синий квадрат, там - продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами». Таким образом, впечатление представляет собой зрительный импульс, создаваемый увиденным в данный конкретный момент.


Для всех импрессионистов, и для Моне в особенности, основной целью искусства было запечатлеть ускользающее, мимолетное впечатление. В то время такая мысль казалась революционной и шокировала не меньше, чем неприкрытый реализм Курбе в его картине «Каменотесы» или авангардные работы Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия». Сам Моне стал знаменем импрессионистов благодаря своей любви ко всему современному и свежей манере письма.

Для достижения поставленных целей художнику требовались новые технические приемы письма. Моне, в частности, выработал собственную технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи. Моне одновременно работал над всем пространством картины, веря, как он позже говорил, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен».

Совершенно по-новому, революционно, Моне использовал цвет, вдохновленный, без сомнения, открытиями Эжена Шевреля о способе зрительного восприятия. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим важным его открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет — это просто способ, которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета. Как и его товарищи-импрессионисты, Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.

Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются как размытые пятна, а четкие очертания имеют только неподвижные предметы. Этот эффект явно отразился в силуэтах людей, которых мы видим на картинах Моне.

Вывод к главе 1:

В заключении могу сказать то, что Клод Моне несомненно сумел добиться успехов среди импрессионистов. Ему удалось не только создать свою уникальную технику, которую вскоре возжелали освоить начинающие художники, вдохновленные его трудами, но также увидеть и запечатлеть свет с помощью чистых красок, чего увы не удалось сделать мне.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ


2.1 Общий колорит

Композиционная схема и ее функции: Представленная картина в данной курсовой работе является пейзажем, в котором за основу взят стог сена. Размер данного художественного произведения составляет – 65*81 см. Так же могу сказать, что здесь присутствует соотношение изображения и формата. В этой картине есть геометрические схемы и трёхходовое удаление взгляда по всей картины.

Основные композиционные линии в картине: В данном художественном произведении перспектива является горизонтальной.

Анализ композиции картины: на картине «Стог сена в Живерни» изображено поле, на котором располагаются стога сена, однако выделяется только одно из них, благодаря своим размерам. Далее на втором плане расположены люди, которые прогуливаются в тени деревьев. На третьем плане находятся деревья.

В данной картине явного горизонта не видно, и центр картины визуально смещается вправо - здесь стог сена четко и выразительно прописан, а также увеличен в размерах, в то время как слева нарисованы размытые силуэты людей, а в глубине сено и деревья размыты и отдалены. Скопление деревьев сзади уравновешивается участком голой, земли по центру.

Яркие оранжево-желтые цвета прекрасно сочетаются с бледным, прохладным небом. Таким образом художник показывает нам то, как солнце освещает не только участки земли, но и сам воздух, конкретнее небо.

Композиционный узел: в данной картине — это стог сена. Он является основной частью картины. Внимание и постоянное возвращение взгляда на него обосновывается тем, что Клод Моне именно этого и хотел. Что бы люди смотрели на то, как лучи падают на сено, создавая прекрасные тени. К слову, тут открытая композиция.

В этом художественном произведении я заметила динамичность. Она проявляется в том, что все листья деревьев, трава и стог сена устремляются к левому краю, однако, всё это сочетается со статичностью.

Глубина пространства: в этой картине заметна глубина пространства, она передана с помощью уходящих вглубь стогов сена и деревьев на третьем плане, за которыми можно заметить еле заметный горизонт.

В картине Клода Моне «Стог сена в Живерни» можно заметить, что объекты доминируют над пространством, таким образом с помощью них пространство становиться более объемным.

Пространство и его функции: так как линия имеет особенное свойство и может быть использована как средство передачи пространства, то получается, что, если несколько плоскостных на которые наложены более темные цвета, они будут создавать объёмность за счет теней в определённом участке. На картине «Стог сена в Живерни» это заметно с первого взгляда. Однако, тени больше на переднем плане, после него начинает доминировать свет.


Из всего сказанного получается, чем ближе объект, тем насыщеннее тень, чем дальше объект, тем больше света. В картине «Стог сена в Живерни» Клода Моне, есть ещё одна интересная особенность, принято считать, что объекты расположенные вверху картины ассоциативно воспринимаются дальними, так и на картине вверху мы можем увидеть кромки деревьев.

Время суток и источник света: в данном художественном произведении Клода Моне «Стог сена в Живерни» изображен день, так как солнечный свет, который падает сверху на стога сена, освещает их и пространство с левой стороны. Возможно, это позднее утро.

Анализ светотени: Типом освящения в картине Клода Моне «Стог сена в Живерни», является естественный дневной свет, который явно изобразил художник в художественном произведении. Светотень на картине является условной, так как при написании с натуры присутствует много нюансов попадания света на отдельные участки объектов, поэтому сложно передать точно все до каждой детали. Функция светотени в данном произведении направлена на создание объемов объектов, а также можно утверждать, что светотень здесь является средством передачи эмоционального отношения к картине, что дает нам воспринимать написанное как реально существующее.

2.2 Анализ колористических решений

Колорит картины: Колорит — это соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.

Контрастные цвета — это цвета, которые находятся на противоположных сторонах цветового круга или отстоят друг от друга на 180 градусов и образуют белый цвет при их смешении.

Цветовой круг — это схема, которая показывает переход одного цвета в другой. В основе - цвета радуги.

Таким образом, мы можем найти несколько контрастных моментов в картине. Например, стога сена рыже-жёлтые, а платья на девочках синее или голубое. Чтобы убедиться в их комплементарности, мы можем посмотреть на цветовой круг Иттена

Благодаря тому, что цвета этих фрагментов в картине являются комплементарными, получается поддержанная, гармоничная, уравновешенная композиция.

Основные цвета: моими основными цветами в картине являются: светлая охра, золотистый, оранжевый, зелёный, тёмно-зелёный (Рис.2.2)

Рис.2.2

Хотя по большей части, важную рол в его работах, играет свет. Соответственно, первые три цвета являются по большей части доминантными.