Файл: Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников (История оценочной системы в школах России XVII- XX вв.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все эти особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования.

Планируемые результаты освоения программы начального образования по отдельным учебным предметам представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария. Они представлены в традиционной структуре школьных предметов и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достижениях выпускников начальной школы и объёме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курса, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в начальной школе. Система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы, в частности, предполагает:

Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии).

Использование критериальной системы оценивания.

Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:

как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;

субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;

интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);

самоанализ и самооценку обучающихся;

оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения [7, c. 155-161].

Современная система оценивания строится на следующих принципах:

оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.


оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

оценивать можно только то, чему учат.

критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.

В современной школе переход из одного класса в другой основывается на системе постоянного контроля, осуществляемого классным руководителем. Во многих случаях данный вид контроля дополняется такими формами, как тесты, зачёты, организуемые вне учебного заведения регулярно и в течение всего учебного года.

Рассмотрим несколько современных методов оценивания учебных достижений младших школьников.

Среди них наиболее распространен такой метод как «портфолио».

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, обучающихся в определенный период его образовательной деятельности. Особенностью портфолио является то, что его можно использовать и как внешнюю оценку, и как внутреннюю форму самоанализа, самооценки и проектирования индивидуальной траектории саморазвития самого обучающегося.

Портфолио индивидуальных образовательных достижений младших школьников разработан в соответствии с нормативными и правовыми документами («Закон об Образовании», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»).

Основная цель использования портфолио – обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивации на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку своей деятельности [35, c. 99-115] .

«Портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решить важные педагогические задачи как:

поддержать высокую учебную мотивацию обучающихся;

поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Помимо этого, преимущества, этого метода оценивания достижений младших школьников в том, что портфолио:


содержит задания, которые выстроены на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;

позволяет сфокусировать на процессуальном контроле новые приоритеты современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

позволяет учесть особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Портфолио имеет определённую структуру: оно представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки («Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Мои достижения») называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае [26].

Таким образом, учебное портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

К современным способам оценивания можно отнести и рейтинговую систему.

Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно - исследовательской работы.

Рейтинг – это число, которое предполагает набор баллов. Ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т.д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг. В ряде школ успешно используется рейтинговая система.

Цель рейтинговой системы оценивания – заключается в создание условий для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии реальными достижениям.

Рейтинг помогает устранить некоторые недостатки школьной системы оценки знаний, а именно:

узкий диапазон школьных оценок;

субъективность оценки, данной учителем, расплывчатость ее критериев;

ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов;


незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика.

итоговая оценка за четверть может ставиться по одному-двум ответам; Также, недостаточное стимулирование активной работы учащихся.

Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, написание научных рефератов и т.п.);

Внедрение рейтинговой системы начинается со стадии подготовки. Когда учитель и учащийся заключают «договор о критериях оценивания». Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Следовательно, данный вид оценки помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе.

Одним из наиболее известных современных способов оценивания учебных достижений является критериальная оценка.

Критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально в рамках перехода образовательных учреждений на новые Федеральные государственные стандарты. Суть критериального оценивания заключается в том, что учащимися даются конкретные критерии оценивания его учебной деятельности; как устных; так и письменных работ.

Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие задачи:

определить уровень подготовки каждого ученика на определенном этапе учебного процесса;

определить и отследить индивидуальный прогресс и коррекцию

мотивировать учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра, для достижения ожидаемых результатов обучения;

дифференцировать значимость оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

обеспечить обратную связь между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса

Большинство исследователей отмечают следующие преимущества технологии критериального оценивания [30]:

методика очень проста и прозрачна и соответствует учебным целям предмета;

знания учеников оцениваются объективно в соответствии с составленным критериям оценок, заранее знакомым все ученикам;

методика позволяет ученикам заранее подготовиться и способствует развитию навыков самооценивания, также приучает к самостоятельной подготовке по данному предмету;


повышает качество пройденного материала.

Таким образом, критериальная система оценивания является реальной системой, которая согласована с педагогическим коллективом, направлена на индивидуальное развитие компетенции учеников, соответствующей целям и содержанию современного образования.

Один из основателей педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили, предлагает использовать содержательную оценку. Содержательная оценка – это процесс соотнесения результата и хода деятельности, с намеченными в эталоне, для того, чтобы выяснить уровень и качество продвижения, наметить и принять задачи для дальнейшего роста ребенка. В основе содержательной оценки лежит действие контроля, т. е. процесс соотнесения хода и результата деятельности с эталонами, в котором обнаруживаются достижения и успехи ребенка, через призму которых рассматриваются пробелы, недостатки, ошибки.

Содержательная оценка формируется по трем направлениям:

Оценочная деятельность педагога как образец, эталон для ученика. Основой выступают эталоны результата, сначала исходящие от учителя и представленные в задаче, затем они становятся внутренними для ученика (он сам ставит задачу, планирует ее решение – сам выделяет эталоны). Обязательным условием содержательного оценивания является атмосфера взаимного доверия, уважения, так же педагог дает развернутую обстоятельную оценку в положительном ключе, множество отдельных положительных высказываний, расширяя направления для совершенствования, создавая общее оценочное мнение в классе.

Формирование содержательной оценки в коллективной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Здесь формируются общественные стандарты оценивания (нормы, взгляды, общественное мнение, связанное с результатом деятельности, и т. д.). Коллективная оценка осуществляется на основе оптимистичного, уважительного отношения к сверстнику.

Формирование оценочного компонента в самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьника. Это происходит на основе двух предыдущих направлений. Ученик анализирует свои знания, умения, навыки. Он определяет свои цели, планы, задачи, намерения, направления в самосовершенствовании. Развивается содержательное и критическое отношение к самому себе, к реальному планированию своего движения, развития.

Ш.А. Амонашвили, не только разработал, но и внедрил в своей школе безотметочное обучение. Он подчеркивал, что для одних отметка является «доброй феей», а для других «Бабой Ягой». Вместо отметок, считал педагог, нужно воспользоваться содержательной оценкой в словесной форме, например: «Я приятно удивлен», «Ты меня огорчил»,