Файл: Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников (История оценочной системы в школах России XVII- XX вв.).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы оценивания учебной деятельности младших школьников
1.1 Сущность понятий: контроль, отметка и оценка
1.2 История оценочной системы в школах России XVII- XX вв.
2.1. Опыт работы учителей по проблеме оценки учебных достижений младших школьников
2.2. Рекомендации по современным способам оценивания для учителей начальных классов
Для начальной школы характерно:
изучение всех предметов в группах «смешенных способностей»;
порционное изучение учебного материала обучающимися;
проведение диагностических тестов после усвоения базовой учебной единицы, с целью выявления его успешности;
индивидуальная или групповая работа в период коррекции;
одновременное начало изучения новой базовой единицы;
постоянная забота педагога о гуманном характере взаимоотношений учащихся и благоприятном рабочем климате.
В начальной школе изучение всех предметов происходит в группах «смешанных способностей». Учебный материал преподносится частями. Когда заканчивается работа над базовой учебной единицей, с помощью диагностических тестов выясняется, насколько успешно учащиеся усвоили учебный материал. Тем, кто освоил, предлагается дополнительный, обогащенный материал. Тем, кто не освоил, предлагается повторное изучение откорректированного материала. Новую базовую учебную единицу все учащиеся начинают изучать одновременно, но время, отведенное на ее изучение, не фиксируется. Обучение в начальной школе идет по модели полного усвоения знаний.
Такая разноуровневая система обучения, дает возможность каждому ученику развиваться в собственном темпе и реализовывать себя в тех областях, которые его привлекают. Школа включает детский сад, начальную школу, гимназию, лицей, и классы педагогической коррекции. Имеются собственный театр, конюшня, флотилия с двумя пароходами и несколькими морскими ботами, мастерская художественных ремесел, кафе, парикмахерская, медицинские кабинеты. Переделать школьную систему под ребенка - идея не новая, однако методика Ямбурга отличается особой гибкостью и этим во многом интересна современным педагогам и родителям [40, c. 79-85].
Помимо опыта работы учителей начальных классов и ряда авторских школ России, рассмотрим основную образовательную программу начального общего образования «Школа 2100», в которой реализуются новые подходы к оцениванию, и которые лежат в основе достижения планируемых результатов.
Данная система оценки учебных достижений младших школьников полностью соответствует новым стандартам. Основная особенность её заключается в том, что она переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со «знаниевой» на «системно-деятельностную» базу образования, то есть то, что ученикам нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Происходит изменение инструментария: форм и методов оценивания.
Диагностика (контрольные, самостоятельные, проверочные работы и т.п.) составляется не репродуктивными заданиями (на воспроизведение информации), а продуктивными заданиями (задания, ход выполнения, которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки).
Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика в настоящее время должен стать портфель достижений, то есть портфолио. Официальный классный журнал не отменяется, но итоговая аттестация за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов ( предметных, метапредметных, личностных ), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?
В образовательной системе «Школа 2100» разработана и апробирована технология оценивания образовательных достижений, которая представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила и дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования [34].
Рассмотрим эти правила:
1-е правило. Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные.
2-е правило. Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
3-е правило. Ставим отметки по числу решённых задач.
4-е правило. Оценки и отметки накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
5-е правило. Текущие отметки ставим по желанию, за проверочные (самостоятельные) работы – обязательно.
6-е правило. Оцениваем по признакам трёх уровней успешности (базовый, программный, необязательный).
7-е правило. Определяем итоговые отметки.
Следовательно, при использовании всех этих правил технологии оценивания образовательных достижений, они позволят заметно снизить показатели уровня тревожности в различных ситуациях («публичные выступления», «отношения с учителем», «боязнь неуспеха»). Также возрастёт сознательное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной деятельности, и будут развиты качества контрольно-оценочной самостоятельности.
Применение всех описанных вариантов оценивания требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей, и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения - путь гуманизации росcийского образования.
Вывод: таким образом, рассмотрев и проанализировав, современные способы оценивания учебных достижений младших школьников можно сделать вывод, что контрольно-оценочная деятельность учителя с применением новых способов оценивания успеваемости учащихся положительно сказывается и на отношениях детей в классе между собой и на формировании положительной мотивации к учению каждого ребёнка.
Формируется уверенность ребёнка в себе, что помогает ему строить отношения с ребятами в классе, повышается его самооценка, развивается познавательная активность.
На таких уроках преобладает сотрудничество, как с учителем, так и между учащимися, никто не чувствует себя ущербным, не стесняется своих ошибок.
Используемые формы, виды и методы оценивания обеспечивают самое главное – комплексную оценку результатов.
2.2. Рекомендации по современным способам оценивания для учителей начальных классов
На основе изученного опыта, нами были разработаны рекомендации для учителей начальных классов по использованию современных способов оценивания учебных достижений младших школьников. Выбраны и проанализированы наиболее востребованные способы оценивания учебных достижений младших школьников, с целью выявить какие у этих способов имеются достоинства и недостатки. Наиболее востребованными для современной начальной школы являются такие способы как портфолио, тестирование, рейтинг, критериальная оценка.
Одной из наиболее распространенных систем оценивания в обучении учащихся является тестирование. На что следует обратить внимание при использовании тестов, что они должны быть валидными и объективными. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. Существуют и определенные требования к составлению тестовых заданий, а именно:
составленные задания должны предшествовать программе начальной школы по предметам;
после прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать (подчеркни, вставь, допиши, найди);
формулировки заданий должны быть разнообразны (закрытый, краткий, развернутый ответы);
тестовые задания должны легко читаться;
тестовые задания должны выполняться без значительных вычислений;
постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность отгадывания ответа;
тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны содержать 3–5 вариантов ответов.
Составленные тесты, с применением указанных требований, будут удобны для проведения итогового, текущего контроля знаний и умений учащихся.
Учителю нужно помнить что, при использовании тестов, даётся точная количественная характеристика не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но и уровня общего развития [17, c. 224]. Достоинство данного способа состоит в том, тесты имеют разнообразные формы подачи информации, повышают интерес к изучаемой теме, и экономят время учителя, полностью автоматизируя процесс проверки тестовых работ и систематизации результатов [18, c. 147- 152].
В современной школе может быть использован метод рейтинговой системы. Рейтинг учащегося – это индивидуальная комплексная оценка его успеваемости. За выполнение разнообразных заданий обучающиеся получают фиксированное количество баллов по шкале, разработанной учителем, эти баллы суммируются и служат основой для выставления определённой оценки. Рейтинговая система оценки учебных достижений достаточно гибкая: её можно ввести по одному учебному предмету или по всем изучаемым предметам [11, c. 3-13].
Рейтинговая система отличается от традиционной шкалы контроля знаний тем, что:
ориентируется на текущий контроль успеваемости;
даёт возможность определить уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса;
отражает текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда.
При этой системе оценивания младшие школьники постепенно начинаются готовиться к оцениванию в средней школе, и в старших классах. У них вырабатывается усидчивость и познавательный интерес к учебе [21].
В начальной школе может широко использоваться портфолио. Портфолио интересно тем, что оно:
смещает акцент с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет;
интегрирует количественную и качественную оценку;
переносит акцент с учительской оценки на самооценку.
Особенность портфолио в том, что в него нужно помещать лишь официальные документы (с печатями и подписями). Он должен быть индивидуальным инструментом оценивания учащихся [15, c. 345].
Наиболее известный и применяемый современный способ оценивания учебных достижений младших школьников это – критериальное оценивание.
Под критериальным оцениванием понимается процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования.
При переходе образовательных учреждений на новые федеральные государственные общеобразовательные стандарты, критериальная оценка особенно востребована. Она имеет свои преимущества среди других систем оценивания, например такие как: соответствие учебным целям предмета; повышение качества пройденного материала; знания оцениваются объективно, по составленным критериям, которые известны и детям, и родителям, поэтому родители не имеют претензий к учителю по методике оценивания.
Формирование объективной самооценки у учащегося предполагает наличие умения объективно оценивать себя у учителя. Прежде чем педагогу начинать работу по безотметочному обучению, ему нужно проверить свой уровень самооценки, то есть, как оценит себя, свою работу, свои знания, умения. Для этого педагог может использовать диагностику, в форме тестирования, разработанную Г.Н. Казанцевой, которая позволит учителю быстро определить уровень своего самооценки. В этом опроснике нужно ответить на вопросы быстро, одним вариантом из трех, не раздумывая, соотнеся с тем, как вы бы поступили в аналогичной ситуации. Тест состоит из двадцати вопросов, все они разнообразны.
Помимо этого формируя умения контроля и самооценки у учащихся, необходимо выяснить начальный уровень учебной мотивации. Для этого можно использовать анкету – «Оценка уровня школьной мотивации», разработанная Н.Г. Лускановой. Анкета состоит из 10 вопросов. Они отражают отношение детей к школе, учебному процессу. После проведения анкеты, учитель самостоятельно или совместно со школьным психологом, обрабатывает результаты. Такая анкета легко позволяет определить уровень мотивации (повышенный, хороший, положительный интерес, низкий, негативный) ученика к учебной деятельности.
После того как педагог определил свой уровень самооценки, и мотивацию обучающихся к учебной деятельности, он может выбрать способ оценивания учебных достижений, который кажется ему более подходящим. При этом, педагог не должен забывать и об обучающихся, которым тоже, выбранный педагогом, способ оценивания, должен быть интересным. И при умелой организации безотметочного обучения, в классе будет создаваться атмосфера психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.