Файл: Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников (История оценочной системы в школах России XVII- XX вв.).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы оценивания учебной деятельности младших школьников
1.1 Сущность понятий: контроль, отметка и оценка
1.2 История оценочной системы в школах России XVII- XX вв.
2.1. Опыт работы учителей по проблеме оценки учебных достижений младших школьников
2.2. Рекомендации по современным способам оценивания для учителей начальных классов
Введение
Современная начальная школа стоит на позициях многообразия и вариативности, где особо важную роль играет система работы учителя, направленная на максимальное раскрытие личности каждого ученика.
Работа по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения направлена на создание системы образования, предполагающей не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности, важной для создания прочной основы последующего обучения. Основной задачей и критерием оценки учебных достижений выступает не освоение обязательного минимума содержания образования, а усвоение системы способов действий с изучаемым учебным материалом. При этом учебный материал рассматривается, как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств учащегося.
Успешность решения этой задачи во многом зависит от того, каким образом организуется система диагностики и контроля учебных достижений учащихся, которых обучают по разным учебно-методическим комплексам, как она стимулирует и поддерживает детей; насколько точную обратную связь обеспечивает; каким образом включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Необходимы серьезные изменения в контрольно – оценочной деятельности педагога, поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся, позволяя преодолеть недостатки существующей системы оценивания, а также, был понятен и детям и родителям.
Отсюда, актуальной проблемой становится разработка системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в сoответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( ФГОС НОО ).
Объект исследования: обучение младших школьников в современной начальной школе.
Предмет исследования: современные формы и методы оценивания учебных достижений младших школьников.
Цель исследования – изучение особенностей контроля и оценки, и выявление наиболее эффективных форм и методов оценивания в современной начальной школе.
Методы исследования: изучение научной и методической литературы по проблеме исследования, изучение школьной документации, опрос учителей и учащихся, наблюдение, анкетирование.
Задачи:
раскрыть сущность понятий: контроль, оценка, отметка;
изучить историю оценочной системы в школах России;
определить основные формы, методы, виды оценивания в современной начальной школе;
провести анализ и обобщение опыта учителей начальной школы, по проблеме оценивания младших школьников;
разработать рекомендации для учителей начальных классов по современным способам оценивания.
Глава 1. Теоретические основы оценивания учебной деятельности младших школьников
1.1 Сущность понятий: контроль, отметка и оценка
Как в деятельности учителя, так и в образовательной деятельности младших школьников, контроль и оценка являются обязательными и необходимыми компонентами.
Педагогический контроль – это система проверки результатов обучения и воспитание обучающихся, являющаяся средством установления прямой и обратной связи между учителем и обучающимся [19, c. 62]. Контроль учебной деятельности осуществляется для своевременной ее коррекции с целью достижения наибольшей эффективности. Постоянный контроль позволяет своевременно реагировать на те или иные отклонения учебного процесса от намеченной общей и множества конкретных целей. Таким образом, главное назначение контроля – это регулирование (коррекция) учебной деятельности. Педагогический контроль предполагает проверку процессов и результатов учебного процесса через оценку качества усвоения обучаемыми учебной программы.
К традиционным видам контроля можно отнести: предварительный, текущий, периодический, итоговый [28]. Рассмотрим каждый из видов контроля подробнее.
Предварительный контроль: применяется для определения исходного уровня обученности учащихся. На основе полученных результатов проводят адаптацию процесса обучения к особенностям данного конкретного ученика. Учителю начальных классов очень важно установить исходное соответствие познавательных возможностей каждого отдельного учащегося, чтобы рационально организовывать процесс обучения. Трудность для учителя состоит в том, что уровень подготовки, поступающих в первый класс существенно отличается. Следовательно, хорошо подготовленных детей иногда приходится искусственно «тормозить», а с остальными учениками вести работу по доведению до необходимого уровня. Предварительный контроль также осуществляется и перед изучением отдельных тем дисциплины, в начале учебного года или четверти. В том случае его цель – ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету.
Следующий вид контроля – текущий: он проводится на каждом уроке; разнообразен по методам и формам. Текущий контроль состоит в наблюдениях за учебной деятельностью учеников, усвоением ими учебного материала, выполнением домашнего задания, формированием учебных умений и навыков. Этот контроль выполняет и функцию обратной связи в обучении, и функцию подкрепления и мотивации. По результатам текущего контроля учитель дает словесную оценку учебной деятельности ученика и выставляет отметку. При этом следует учитывать возможное воздействие оценки на учебную работу ученика: если учитель решит, что отметка не произведет нужного воздействия, то он может ее не выставлять, а ограничиться оценочным суждением.
Ещё один вид контроля периодический или тематический: проводится обычно после изучения важных тем и больших разделов, а также в конце учебной четверти. Его цель – установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям учебной программы. Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, синтезировать, анализировать его, выделяя главное. Специфика этого вида контроля в том, что ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать материал, исправить полученную неудовлетворенную отметку. При выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний бал, а может учитывать лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие более низкие, что делает контроль более объективным. У ребенка есть возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его интерес к учению. К формам проведения периодического контроля относятся: письменная к/р, диктант, изложение, тест, зачет и другие.
Последний вид – это итоговый контроль: он проводится в конце учебного года и цель его установить уровень подготовки, необходимый для продолжения обучения. Формы итогового контроля: контрольные работы, тесты, сочинения, экзамены. По его итогам определяется успешность обучения по данному предмету и готовность ученика к дальнейшей учебе.
Контроль выполняет определенные функции, которые помогают учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.
К этим функциям можно отнести: диагностическую, проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную, организующую, контрольно- корректирующую, образовательную, учетную [13, c. 303]. Рассмотрим каждую из данных функций.
Воспитательная функции – это показ ученику его достижений в работе, побуждение ответственно относиться к учению, воспитание трудолюбия и понимания необходимости систематически трудиться, выполнять все виды учебных заданий. Особое значение эта функция имеет в начальных классах, когда у младшего школьника еще не сформированы навыки систематического учебного труда.
Обучающая функция заключается в углублении, повторении, закреплении, обобщении и систематизации знаний в ходе контроля; выявление искажений в понимании учебного материала; активизация мыслительной деятельности учащихся.
Функция, которая развивает логическое мышление, когда требуется умение понять вопрос или задание, определить, что является причиной и следствием; развивает умение сопоставлять, сравнивать, обобщать и делать выводы; развивает умения и навыки при решении графических, практических и экспериментальных заданий, называется развивающая.
Диагностическая функция вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки и принятие по итогам контроля управленческого решения. Диагностическая функция состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но ещё и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.
Проверочная функция констатирует результаты и оценку учебной деятельности отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательной работы всего образовательного учреждения.
Учетная функция проявляется в систематической фиксации результатов обучения, что позволяет педагогу судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и пробелах в учебной работе.
Из результатов сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным результатом усвоения учащимися учебного материала вытекает образовательная функция.
Контрольно-корректирующая: обеспечивает обратную связь
«учитель-ученик», которая необходима для внесения учителем коррективов в методику обучения.
Помимо всех этих функций можно отметить и организующую функцию, которая влияет на организацию всего учебно-воспитательного процесса. В зависимости от результатов контроля принимается решение о дальнейшей работе с учеником.
В учебно-воспитательном процессе данные функции тесно взаимосвязаны и переплетаются друг с другом, что разрешает улучшить качество контроля, быстро, экономично и более эффективно выполнять любые задачи обучения.
Результаты контроля отражаются в отметке, а процесс – в оценке. Но прежде всего, необходимо развести понятия «оценка» и «отметка».
Согласно педагогическому терминологическому словарю, слова «оценка» и «отметка» не являются синонимами, хотя их часто отождествляют. Оценка – это процесс определения степени освоенности знаний, умений и навыков; отметка – условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков, обучаемых, в цифрах или баллах [32, c. 19]. Под оценкой знаний, умений и навыков педагогика понимает процесс сравнения достигнутого уровня владения ими с эталонными, описанными в учебной программе [27, c. 640]. Когда учитель оценивает ответ ученика, он сообщает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного ребенка. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний, умений и навыков ученика (эталон).
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от неё во многом зависит и успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой «обратной связью» между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету [12, c. 208-213]. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Оценка может быть максимально разнообразной, вариативной. Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных занятий, содействовать корректировке мотивационно- потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад [1, c. 89-94]. Этой задачи отметка не решает.
Оценка всегда направлена «вовнутрь» личности школьника, а отметка обращена в социум. Оценка эмоциональна, отметка – подчеркнуто формализована.
Оценка должна удовлетворять следующим требованиям:
Объективность – оценка не должна зависеть от того, кто ее выставляет;
точность – оценка должна соответствовать подлинному качеству знаний обучаемого;
доступность – оценка должна быть понятной ученику.
Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, правильное отношение к своим успехам и неудачам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности [10, c. 39-45].