Файл: Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников (История оценочной системы в школах России XVII- XX вв.).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы оценивания учебной деятельности младших школьников
1.1 Сущность понятий: контроль, отметка и оценка
1.2 История оценочной системы в школах России XVII- XX вв.
2.1. Опыт работы учителей по проблеме оценки учебных достижений младших школьников
2.2. Рекомендации по современным способам оценивания для учителей начальных классов
«Давайте поаплодируем тому, кто удачно справился с заданием», «Мы в тебя верили, и ты оправдал наши надежды!», «Умница, ты отлично справился с заданием», «Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня»,
«Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок». Иногда оценкой может стать улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления, доброжелательный жест.
Он отмечал, что особенность восприятия детей младшего школьного возраста, заключается в том, что для детей отличник по учебе, означает что, этот хороший человек, а если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это существенный недостаток школьных отметок, в начальных классах.
Педагог призывает учителей использовать содержательные оценки, которые заменяют императивные (то есть, принуждающие и необходимые) отметки. Содержательные оценки – это неотъемлемая часть личностно- ориентированного педагогического процесса. Содержательные оценки помогают сделать педагогический процесс наиболее гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Во-первых, учитель лишает оценки силового ядра, а себя самого – «жезла власти». Во- вторых, содержательные оценки становятся и условием, и результатом сотрудничества, взаимоотношений между учителем и детьми, закрепляя между ними взаимопонимание и взаимное доверие на долгие годы [2].
Еще один способ реализации безотметочного обучения в современной начальной школе «Волшебные линеечки», Г.А. Цукерман. Они напоминают ребенку линеечку, измерительный прибор, с разными уровнями обучения: очень высокий уровень (пометка вверху линеечки); высокий уровень; средний уровень; низкий уровень (пометка внизу линеечки).
С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»);
удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке) [37, c. 113].
Использование «волшебных линеечек» на уроке может быть организованно следующим образом: сначала учитель задает критерии оценки – названия линеечек. Они должны быть четкими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию. Учитель и дети договариваются, например, что на линеечке «почерк» отметка (крестик) ставится вверху, если написано аккуратно: без помарок и исправлений, все буквы соответствуют правилам каллиграфии, не выходят за рамки рабочей строки, соблюден наклон. Внизу крестик ставится, если буквы «пляшут» на строке, много помарок и исправлений, элементы букв написаны не по образцу, буквы разного размера, расстояние между элементами не соответствует требованиям. Очень важно, что после того, как обсужден каждый критерий дети свою работу оценивают самостоятельно.
Только после самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже. Этими линеечки так же пользуются, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Таким образом, прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты и приучает его к самоконтролю.
Выводы: таким образом, переход на новые стандарты требует много подходов к оцениванию учебных достижений младших школьников. Главной задачей учителя становиться – «научить учиться» детей и создать условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса.
Глава 2. Инструменты оценивания учебных достижений младших школьников в практике работы учителей в современной начальной школе
2.1. Опыт работы учителей по проблеме оценки учебных достижений младших школьников
Несмотря на то, что сегодня основным способом оценивания учебных достижений младших школьников является бальная система, современные учителя стремятся по-разному оценивать учебные достижения младших школьников.
Для знакомства с опытом работы по данной проблеме нами был изучен материал, представленный в журнале «Начальная школа», и в Интернет – источниках, за последние 10 лет.
Следует отметить, что количество статей, посвященных исследуемой проблеме взросло за последние 3 – 5 лет. С применением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, который нацеливает на саморазвитие, самооценивание, самоанализ учебной деятельности младшего школьника, учителя стали уделять особое внимание формированию самооценки, умению планировать и контролировать учебную деятельность, осознанию смысла обучения.
Среди изученных статей наиболее интересным нам показался опыт, учителя Самохваловой О.С. Ею разработан график «Я расту», который она использует на своих уроках. В течение учебного года она оценивает результаты не только по традиционным критериям, но, также, постепенно вводит новые критерии (осознание смысла прочитанного, логическое изъяснение материала, творческое рассказывание), на которые раньше не обращалось внимание. Новые критерии позволяют самому ребенку и его родителям видеть динамику учебной успешности. Для каждого ученика составляется индивидуальная таблица, и вывешивается она в классе, где он сможет увидеть свои успехи/неуспехи.
Таблица обсуждается учителем вместе с детьми, и дает возможность увидеть динамику усвоения материала и результативность обучения каждого ребенка. После обсуждения результатов, учитель вместе с ребенком определяет направление корректировки в дальнейшей работе. Такой способ оценивания приучает младшего школьника к внутреннему самоконтролю, повышает его учебную мотивацию [31].
Приведем пример оценивания учебных достижений младших школьников, пользующийся большой популярностью среди многих учителей начальных классов «Оценочная табличка», который описан учителем из г.Александровска, Марковой М.Н.
Ею составляются оценочные таблицы, куда в результате совместного обсуждения учителем с учащихся, вынесены критерии оценивания. Данный способ используется, учителем начиная, с 1 класса. Напротив определенного критерия первоклассник учится ставить соответствующий знак. Такое фиксирование выполнения каждого критерия, каждого шага приучает младшего школьника к внутреннему самоконтролю, формирует навык – повторение состава той или иной операции (как выполняется) и обеспечивает результативность образовательного процесса. Например, на уроке математики можно предложить учащимся заполнить следующую оценочную таблицу [23].
Задание. Оцени своё решение задачи.
Мои результаты |
Моя оценка (+/ -) |
Взаимооценка (+/ -) |
Оценка учителя (+/ -) |
Составил(а) правильную схему |
|||
Верно решил(а) задачу |
Приведенные выше примеры постепенно формируют у ребенка внутренний самоконтроль, меняют отношение к изучаемым дисциплинам.
В качестве примера обучения самооценке первоклассников, интересен опыт работы учителя С.Н. Курышевой. На своих занятиях она широко использует так называемую «Радугу уроков», которая развивает у детей умение рефлексировать и повышает учебную мотивацию, и формирует позитивное отношение к учебной деятельности в целом. В классе оформляется специальный стенд с именами ребят. Для каждого ребенка – семь рядов с ячейками. Количество предметов совпадает с количеством цветов радуги (у каждого предмета свой цвет радуги). После урока ученик берёт полоску по цвету урока и самостоятельно добавляет в ячейку. Понравился урок, доволен собой, добавь длинную радужную полоску. Если есть неуверенность, неудовлетворённость – полоску покороче. Это игра создает атмосферу психологического комфорта. Учитель может проследить: не прибавляется ли длина синей полоски (цвет математики), значит нужно выявить проблему ребенка, и помочь ее устранить. А если большинство ребят класса добавили одинаковую короткую полоску после урока, значит сигнал учителю: учебный материал не понят, было не интересно [20].
Интересна также, технология оценивания, в которой ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки», разработанная учителем начальных классов из г.Зеленогорска, Смолиной С. Ю. Вопросы этого алгоритма заранее составляются и обсуждаются учителем вместе с детьми. Например, можно предложить такие вопросы:
Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
Задание выполнено, верно, или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
Какое умение развивали при выполнении задания?
Каков был уровень задачи (задания)?
Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
Какую сам поставишь себе отметку?
Данная технология оценивания позволяет ученику и учителю в диалоговой форме найти ошибки и узнать причину их появления [24].
Следует отметить, что в современном образовании есть ряд авторских школ, которые используют оригинальные способы оценивания учебных достижений учащихся.
К таким школам можно отнести, например, «Школу Александра Наумовича Тубельского». Особенностью школы является идея свободного выбора, формирование способности учеников к самореализации, самоопределению, самооценке. Дети изучают обязательные предметы и получают знания, которые необходимы для познания общей картины мира, но при этом им предоставляется право самостоятельно выбирать предметы. Преподаватели помогают найти индивидуальный темп и способы решения возникшей проблемы, организуют совместную и раздельную деятельность учащихся и учителей. Дети обучаются по учебному плану, который для каждого составляется индивидуально. Данная школа использует в качестве оценки качественно - содержательную характеристику учащихся, а именно: тетради, графики, таблицы, схемы самооценки; смотры, «выставки достижений». Используется выработка совместных критериев оценивания и принятие решений по этим критериям с публичным обсуждением отметок; книги отзывов; рецензии; работа с «портфолио» ребенка, в которой отмечаются уровни продвижения учеников в освоении предметных материалов и способов работы. Затем преподавателями на основании тех или иных успехов даются рекомендации по повышению эффективности учебной деятельности ученика. Учебный год заканчивается открытой защитой самостоятельной работы, который показывает индивидуальный рост ребенка [36, c. 101]. При таком оценивании учебных достижений ведется учет успешности не с нормами отметки, а с самим собой, и таким образом осуществляется переход к самооценке.
Интересен опыт работы школы, работающей по авторской технологии, разработанной Милославом Александровичем Балабаном. Обучение проходит не так, как привыкли, т.е. в традиционных классах, а в открытых и свободных студиях, где объединяются дети разных возрастов. Посещение таких студий свободное, дети сами выбирают, какая область знаний им наиболее интересна. В каждой открытой студии есть несколько категорий учеников, это связано с тем, что ребята могут сами выбрать для себя студию и то, в каком качестве они будут присутствовать на занятии. Ребенок может быть постоянным членом студии – тогда он посещает каждое занятие и активно участвует в дискуссии. Но в отличие от традиционного класса в любое время ученик может изменить свой выбор. Кроме того, учащийся может быть клиентов студии. В таком случае он также активно участвует в дискуссии, однако его присутствие на каждой встрече не обязательно. И еще в студии можно быть гостем. Это тоже крайне важная возможность для получения знаний, особенно в тех областях, интерес к которым у ученика еще не проявлен или находится под сомнением. Однако гость лишь наблюдает за беседой, не участвуя в обсуждении проблемы. В связи с тем, что в школе-парке ученик сам определяет, в каких студиях ему участвовать и в каком качестве, традиционная аттестация просто бесполезна и не покажет уровень развития ребенка. По этой причине в школе-парке проводится только итоговая аттестация. В остальных же случаях составляется «резюме личностных достижений» каждого учащегося. Примечательно, что в таких резюме полностью отсутствует какой-либо оценочный компонент, в них содержится только фактический материал по достижениям каждого ученика. Поэтому дети более ответственно и творчески относятся к такому обучению, так как они самостоятельно организовывают себя и свое время [4]. Это является отличительной особенностью данной школы от традиционной классно-урочной системы оценивания.
Также, наше внимание привлекла работа адаптивной школы, созданной Евгением Александровичем Ямбургом, которая имеет официальное название Центр образования №109. Особенность этого учреждения заключается в том, что школа адаптируется под ребенка, под его возможности, особенности, а не наоборот. В данной школе составляются разнообразные программы обучения с учетом требований ФГОС НОО к знаниям, умениям и навыкам. В школе Ямбурга сохранена классно-урочная система обучения, но учебно-воспитательный процесс организуется в зависимости от способностей детей, уровня их интеллекта, развития и подготовленности.