Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях ( Определение и характеристика конфликта ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2. Специфика конфликтных ситуаций.

2.1 Характеристика групповых конфликтов

Менеджмент подразумевает работу с разными группами и классами людей по их иерархии в организации. Поэтому необходимо рассматривать в первую очередь групповые конфликты их принято подразделять на конфликты по типу «личность - группа» и «группа – группа». Но в любом случае здесь появляется новая сторона конфликтного взаимодействия - группа.

Процесс совместной деятельности в обобщенном виде можно представить, как развертывание функционально различных этапов реализации общей цели:

- выдвижение и принятие цели группой;

- планирование деятельности, определение этапов достижения цели;

- организация деятельности, согласование и увязка действий в единый процесс;

- исполнение, реализация подцелей и задач;

- контроль и коррекция,

- мероприятия обратной связи.

Все вышеперечисленные этапы тесно связаны друг с другом, но существенно отличаются по требуемым от исполнителя навыкам. Каждая группа или сотрудник разделяется на функциональную специализацию, которая фиксирует их место в совместном трудовом процессе. Это приводит к вертикальному и горизонтальному разделению труда, в результате чего устанавливаются отношения координации и иерархии.

Существует функционально-ролевая структура группы, она стремится к соответствию с объективно необходимой в настоящих условиях структурой, но никогда не совпадает с ней полностью. Отсюда возникает противоречие между реальностью и действительностью. Это противоречие коллектив постоянно стремится преодолеть, в чем проявляется его адаптация к изменяющимся условиям деятельности и форма развития.

В процессе выполнения целей и задач организации, происходит перераспределение межличностных отношений, и может привести к изменениям внутригрупповых ожиданий. Члены коллектива с необходимостью переосмысливают как свое место в системе общей деятельности, так и изменение системы в целом. Понятно, что функционально-ролевая структура скрытна, и основания такой оценки не всегда доступны для понимания отдельными личностями. В связи с этим возникают перенаправления в сторону личностных оценок, что, очевидно, затрагивает область эмоциональных отношений в группе. Это приводит к напряженности и конфликтности межличностных связей в коллективе. Но при этом корень конфликтов рассматриваются членами коллектива не в характере предметной деятельности группы, а в плоскости личных отношений.


Исследователи отмечают, что существует определенный минимум конфликтности, необходимый для поддержания в коллективе социальной активности. Сила же коллектива не в бесконфликтности, а в продуктивном разрешении противоречий на пути сплочения и успешного достижения поставленных целей.

Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами.

При анализе конфликтов между личностью и группой важно учитывать их многообразие. Как и другие конфликты, конфликты этого типа могут быть классифицированы по различным основаниям.

В зависимости от того, какое место занимает в группе отдельная личность можно выделить следующие разновидности внутригрупповых конфликтов:

Конфликт между руководителем и группой.

Причины таких конфликтов могут быть следующие:

- новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность);

- стиль управления;

- низкая компетентность руководителя;

- сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров.

Конфликт между рядовым членом группы и группой.

Такие конфликты обычно возникают по следующим причинам:

- высокая конфликтность личности;

- нарушение личностью групповых норм;

- неадекватность внутренней установки личности ее фактическому статусу в группе.

Конфликт между лидером и группой (микрогруппой).

Конфликты этой разновидности могут возникать по причине:

- низкой профессиональной подготовки;

- превышения лидерских полномочий;

- изменения группового сознания;

- применения компромата против лидера.

Конфликты между личностью и группой можно классифицировать и по причинам возникновения. В этом случае выделяются три основных разновидности таких конфликтов:

Нормативные конфликты.

Данная разновидность является самой распространенной во внутригрупповом взаимодействии, поскольку возникает по причине изменения (нарушения, несоблюдения) групповых норм. Объяснить это можно следующим образом.

Во-первых, само нахождение индивида в группе является конфликтным. С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личных целей и интересов, а с другой - он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его планам и желаниям.

Во-вторых, групповые нормы выполняют двойственную роль в функционировании группы. С одной стороны, они обеспечивают стабильность и предсказуемость групповой деятельности, а с другой - могут стать препятствием на пути дальнейшего развития группы. Поэтому периодически возникает необходимость в изменении групповых норм.


Изменения групповых норм - процесс сложный и, как правило, связан с внутригрупповыми противоречиями и конфликтами. Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их, то отдельные члены группы по разным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы. Если же нормы пытается изменить отдельный член группы без поддержки других членов, то к нему будут применены соответствующие санкции, вплоть до исключения из группы.

Статусно–ролевые конфликты.

Другой распространенной разновидностью конфликтов между личностью и группой являются статусно-ролевые конфликты, возникающие по причине статусно-ролевых изменений (или попыток изменений) в группе. Если группа функционирует достаточно длительно, то в ней возникает устойчивая социально-психологическая структура.

Статусно-ролевые позиции в группе разделены по горизонтали и иерархично расположены по вертикали. Одни члены группы занимают престижные места, выполняют ответственные роли и имеют высокий статус. Члены группы, находящиеся на менее престижных местах, как правило стремятся улучшить, повысить свои статусно-ролевые позиции. В результате могут возникнуть так называемые статусно-ролевые внутригрупповые конфликты, которые могут быть обусловлены ролевыми противоречиями или соперничеством за какие-либо ресурсы.

Личностные конфликты.

Этот тип конфликтов обусловлен тем, что каждый член групп имеет свои личностные особенности, и амбиции.

Тремя основополагающими личностными началами поведения человека являются восприятие, критериальная основа и мотивация. В групповом контексте важен как процесс восприятия группой ее отдельных членов, так и восприятие индивидом самой группы. Кроме того, очень важно насколько члены группы мотивированы на членство в данной группе и насколько группа мотивирована удержать их.

В целом конструктивность внутригруппового конфликта во многом зависит от уровня групповой сплоченности, зрелости коллектива и личности, опосредованности межличностных отношений содержанием совместной предметной деятельности, что повышает возможность адекватного отражения существующих проблем.

Позитивными для группы будут являться те конфликты, которые не затрагивают основы существования группы, способствуя лишь переориентации норм и отношений, принятых в группе, соответственно возникшей необходимости. Напротив, если конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он подрывает ее основы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.


Также необходимо рассмотреть межгрупповой конфликт, где соперничающими сторонами выступают группы. Это порождает ряд их специфических особенностей.

Первая особенность межгруппового конфликта заключается в столкновении противоположно направленных групповых мотивов.

Вторая особенность межгруппового конфликта определяется спецификой субъективного содержания образа конфликтной ситуации, который формируется под влиянием групповых взглядов, мнений, оценок, представленных в виде следующих социально-психологических феноменов:

Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме: «Мы – Они». Каждая из сторон видит другую обезличенной, т.е. рассматривает ее как представителя какой-либо категории или группы, а не как отдельных индивидов. Такое восприятие способствует эскалации конфликта, ослабляя факторы, которые удерживают членов группы от агрессивных действий.

Огруппление мышления. Кроме обезличивания другой стороны происходит и самообезличивание, т.е. утрата осознания собственной индивидуальности. В социальной психологии этот феномен получил название «огруппление мышления». К числу факторов, способствующих самообезличиванию, относятся совместные действия, унифицированная одежда, эмоциональное возбуждение и т.д.

Групповой фаворитизм. Этот феномен выражается в неадекватном групповом сравнении, при котором своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются.

Групповая атрибуция. В этом случае позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами. А, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой объясняется внешними обстоятельствами.

Третья особенность межгруппового конфликта обусловлена формами проявления межгрупповых конфликтов, к числу которых относятся:

- собрания, совещания, митинги групп;

- забастовки;

- встречи лидеров, дискуссии;

- переговоры.

Существует три основных теоретических подходов к объяснению причин межгрупповых конфликтов: мотивационный, ситуационный и когнитивный. Мотивационный подход. С точки зрения этого подхода, поведение группы и ее отношение к другим группам рассматривается как отражение ее внутренних проблем. Так, аутгрупповая враждебность является следствием внутренних напряжений группы. Механизмом же формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим» является врожденная агрессивность, эмоциональная идентификация с лидером-«отцом».


Ситуационный подход. Ситуационный подход ищет исток психологических явлений в ситуации, контексте, особенностях внешних факторов. Известный немецкий социолог Г. Зиммель считал, что для участвующей в конфликте группы важна, прежде всего, ее централизация. Зиммель подчеркивает, что можно легко установить взаимосвязь между централизацией группы и ее установкой на борьбу. Чем более группа централизована, тем более она стремится к борьбе. Из рассуждений Г. Зиммеля можно сделать вывод, что объединяющее значение борьбы проявляется:

- в усилении единства (как в сознании, так и в действиях);

- в большем сплочении группы;

- исключение элементов, которые могут нарушать границы противоборствующих групп;

- в самой возможности объединения в борьбе людей и групп, которые в мирной ситуации не имеют отношения друг к другу.

Когнитивный подход. Когнитивный подход к межгрупповому взаимодействию. По мнению когнитивистов, главным фактором межгруппового взаимодействия является не кооперативный или конкурентный характер ситуации их взаимодействия, а возникающие при этом социальные установки. В рамках этого подхода межгрупповые конфликты не рассматриваются как неизбежное и единственное следствие социальной несправедливости. Сталкиваясь с ней, индивиды могут выбирать разные способы реагирования и преодоления не удовлетворяющей их ситуации. Прежде всего, человек может выйти в индивидуальном порядке из низкостатусной группы и войти в более привлекательную для него, высокостатусную группу. Кроме того, может быть выбрана когнитивная альтернатива, предполагающая возможность изменения критериев сравнения и ведущая к пересмотру не удовлетворяющих результатов этого сравнения. Можно также сменить объект сравнения или найти иной выход.

При принятии управленческих решений по групповым конфликтам важно учитывать не только особенности, но и функциональные последствия этих конфликтов, которые можно свести к следующим:

- снятие социального напряжения, утверждение новой расстановки сил;

- решение насущных проблем группы;

- изменения в ценностно-нормативной системе (группы и индивидов);

- организационные изменения в группе;

- появление или смена руководителя (лидера);

- удаление инакомыслящих членов группы;

- укрепление внутригруппового единства, сплочение группы;

- утверждение статуса личности в группе;

- образование подгрупп, раскол группы;

- полный распад группы.