Файл: Корпоративная культура в организации (Видение развития компании).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Элементы корпоративной культуры
Глава 1.1 Видение развития компании
Глава 2. Функции корпоративной культуры
Глава 3. Типы корпоративной культуры (К.Камерону и Р. Куинну)
Глава 4. Уровни корпоративной культуры
Глава 5. Плюсы и минусы корпоративной культуры
Глава 6. Основные направления работы по формированию корпоративной культуры
Глава 7.Секреты успешного процесса формирования корпоративной культуры:
Глава 8. Типы совместной деятельности
Глава 10. Принцип построения корпоративной культуры
Глава 11. Пять первичных механизмов передачи КК
Глава 12. Анализ корпоративной культуры компании «Apple»
Глава 13. Анализ корпоративной культуры компании «Coca-Cola»
Глава 4. Уровни корпоративной культуры
Поверхностный уровень
Образцы поведения, эмоциональная атмосфера и стиль общения, технологии, стиль одежды и решения в графическом представлении бренда, организация рабочих мест и зон взаимодействия с клиентами, символы, ритуалы и т.д.; Включает в себя видимые внешние факторы: архитектура, технология, лозунги, язык.
Внутренний уровень
Внутренний (ценностные ориентации и предписания) — моральные убеждения и этические правила, кодекс поведения, ценности, корпоративная философия; Ценности и верования, разделенные работниками в соответствии с тем, насколько они отражаются в символах и языке.
Глубинный уровень
Глубинный (базовые личностные предположения — что формирует личность человека) — верования и установки, национальный менталитет, отношение к миру, человеку и деятельности.
Глубинный уровень, по определенным причинам, можно назвать определяющим. Поскольку является «стержневым» для всех, кто входит в организацию. Особенно, это важно в отношении учредителей и акционеров любой компании. Ведь это они, выражая свои жизненные ценности, формируют компанию, подбирают сотрудников, определяют стиль менеджмента.
Глава 5. Плюсы и минусы корпоративной культуры
Плюсы корпоративной культуры
- Единый подход в работе позволяет гарантировать качество товаров или услуг;
- Легче воспринимаются все изменения, поскольку команда представляет собой единое целое;
- Каждый член команды видит свою принадлежность, ценность и нужность
Минусы корпоративной культуры
- Конфликты с сотрудниками, которые не принимают установленные или формирующиеся стандарты работы фирмы, это может доходить вплоть до увольнения;
- Невозможность принять хорошего специалиста, потому что для него, как для новичка, сформированные ценности фирмы являются неприемлемыми;
- Необходимость постоянно поддерживать и развивать культуру компании, иначе просто пропаганда принципов, без подкрепления реальными делами вызовет негативную реакцию всего коллектива.
Глава 6. Основные направления работы по формированию корпоративной культуры
- Ценности - Принятие миссии организации и базовых ценностей.
Каждый человек имеет собственную систему ценностей (установление гармоничных взаимоотношений с другими людьми, достижение личного благополучия, реализация своего потенциала и т. п.).
Каждая компания имеет свою систему ценностей (получение максимальной прибыли, развитие взаимоотношений с клиентами, продвижение новых технологий и пр.).
Сотрудник будет лоялен организации, и останется доволен работой в данной компании, если эти системы ценностей согласованы и совпадают по ключевым позициям - Идентичность - Формирование чувства единства с компанией
Если сотрудник считает: «Я и компания — одно целое», это значит: в компании достигнут высший уровень лояльности. Что является позитивным результатом развития корпоративной культуры - Символика - Принятие символики для осознания единства
Средство формирования лояльности к компании на этом уровне — корпоративный стиль, в том числе спецодежда, логотип и т. д. К примеру, у продавцов-консультантов, одетых в красивую форму с логотипом компании, формируется чувство единства с ней, гордость, в идеале — уверенность, что они трудятся в лучшей организации - Поведение - Разработка стандартов поведения
Сотрудники лояльны компании на поведенческом уровне, если они выполняют все ее требования, правила и регламенты. Важное условие этого — описание, формализация и внедрение стандартов - Развитие - Развитие способностей
На этом уровне требуется индивидуальный подход к каждому сотруднику. Для повышения лояльности работника компания должна признать его как личность, установить с ним партнерские отношения, открыто заявить о том, что нуждается в его лояльности - Убеждения - Формирование лояльности как внутреннего убеждения
Лояльность как внутреннее убеждение необходимо воспитывать. В частности, лояльное отношение к компании-работодателю может возникнуть под влиянием руководителя и/или в процессе тренингов по командообразованию
Глава 7.Секреты успешного процесса формирования корпоративной культуры:
Если организация культивирует ценность доверия в отношениях между сотрудниками, то важно обеспечить каналы правдивой и открытой информации между сотрудниками как вертикально (от руководства к подчиненным), так и горизонтально (между коллегами), а также продумать формы такой связи;
благоприятная атмосфера внутри организации может быть сформирована лишь путем прямого участия (и понимания этого) каждого сотрудника в общем деле;
корпоративная культура может быть сформирована лишь при условии поддержки духа корпоративности со стороны руководства и тех, кто входит в основное управленческое звено корпорации;
развитию корпоративной культуры способствует не устранение конфликтов в организации, а их предупреждение;
наличие специально отведенного времени для личного общения сотрудников укрепляют корпоративность и командные чувства в коллективе;
улучшение условий труда и достойная его оплата являются материальными стимулами укрепления корпоративного духа;
наличие обратной связи в коллективе (например, что думают сотрудники о решениях руководителя) способствует формированию благоприятного корпоративного микроклимата в организации;
культивирование ключевых корпоративных ценностей (переживание в событиях или решениях) способствует проникновению философии корпорации к каждому сотрудниками;
приобщение сотрудников к созданию и воплощению корпоративных продуктов, услуг, решений, проектов, событий является одним из способов поддержания корпоративной культуры;
творческий подход в работе ведет как к проявлению инициативы, так и приобщению к корпоративным ценностям;
совместная деятельность, в том числе перекрестная (между отделами, подразделениями и пр.), ведет к упрочению корпоративного духа.
Глава 8. Типы совместной деятельности
- Индивидуальный - Минимальное взаимодействие между участниками труда. Каждый исполнитель имеет свой объем работ в соответствии с профессиональной позицией. Личное общение осуществляется в основном в непрямой форме: через компьютерные сети, телефон, телетайп и т.п. Общим является лишь предмет труда, в обработку которого каждый вносит свою лепту. Высокая инициативность, ориентация на индивидуальные достижения
- Последовательный - Последовательное включение в работу исполнителей одного за другим в соответствии со спецификой технологического процесса и квалификацией каждого. Межличностное общение выражено в большей степени, чем при индивидуальном типе совместной деятельности. Высокая технологическая дисциплина. Четкое соблюдение нормативов.
- Взаимодействующий - Участие каждого работника в решении общей задачи. Характер труда отдельных работников определяется руководителем. Эффективность общей трудовой деятельности в равной степени зависит от вклада каждого члена коллектива. Высокая ориентация на авторитет лидера, коллективные цели, групповую нравственность
- Творческий - Особый тип деятельности — совместное творчество; каждый участник в равной степени создатель чего-то нового, уникального. Особая активность участников, гибкость группы, изменчивость ее состава. Ориентация на профессиональное развитие. Данный тип особенно характерен для сфер науки и искусства.
Глава 9. Типы управления
Тип управления характеризует то, как принимаются и реализуются в компании управленческие решения. Тип управления должен соответствовать организационной (корпоративной) культуре фирмы и в первую очередь, особенностям менталитета персонала. То есть нельзя, например, управлять научным коллективом методами, принятыми в армии, также как нельзя руководить производственным предприятием методами театрального режиссера.
Бюрократический - Решения принимаются вышестоящим руководителем. Главный рычаг воздействия на подчиненных — приказы, наказания (т.е. сила). Указанный тип предполагает наличие технологически и организационно дисциплинированных сотрудников, беспрекословно выполняющих распоряжения начальства. Здесь инициатива минимальна
Демократический - Главным рычагом управления является закон, демократический по своему содержанию, обеспечивающий интересы как большинства, так и законопослушного меньшинства
Авторитарный - Главный рычаг управления — авторитет руководителя при беспрекословном подчинении исполнителей
Рыночный - Решения принимаются в соответствии с законами рынка, который и является мерилом эффективности этих решений. Основной рычаг воздействия на исполнителей — деньги
Коллективистский - Главный рычаг управления — знания, компетентность. Активное и равноправное участие всех высокопрофессиональных исполнителей в принятии решений
Взаимосвязь типов совместной деятельности, типов и рычагов управления
Тип совместной деятельности |
Тип управления |
Рычаг управления |
Индивидуальный |
Рыночный |
Деньги |
Последовательный |
Бюрократический |
Сила |
Взаимодействующий |
Авторитарный |
Авторитет |
Творческий |
Демократический, коллективный |
Знания |
Глава 10. Принцип построения корпоративной культуры
1) принцип корпоративной ответственности;
2) принцип корпоративной дисциплины;
3) принцип единства действий;
4) принцип преимущества корпоративных интересов перед индивидуальными;
5) принцип справедливого вознаграждения;
6) принцип стабильности персонала;
7) принцип клиентоориентированности;
8) принцип четкости и однозначности;
9) принцип доступности;
10) принцип всеобщности.
Глава 11. Пять первичных механизмов передачи КК
1.выделение объектов внимания, оценки и контроля руководителя;
2.критерии распределения поощрений и вознаграждений;
3.намеренное создание образцов для подражания;
4.стратегии разрешения критических ситуаций и кризисов;
5.критерии отбора при приеме на работу, повышении в должности и увольнении.
1. Выделение объектов внимания, оценки и контроля руководителя. Если руководитель понимает, какое сильное воздействие может иметь постоянное выделение и удержание в центре внимания того, что он считает важным, и доведение этого до сведения подчиненных, он будет последователен в применении данного метода.
Например, на заседаниях, посвященных вопросам планирования, вынуждая подчиненных сосредоточить свое внимание на главных вопросах, руководитель может довести до сотрудников свой взгляд на ситуацию и таким образом добиться принятого им решения программы развития компании.
2. Критерии распределения поощрений и вознаграждений. Члены любой организации исходя из своего опыта узнают, каким образом в компании происходит изменение статуса работника, что поощряется, а что наказывается. И руководители обычно достаточно легко могут довести до подчиненных свои приоритеты, постоянно увязывая поощрения и наказания с тем или иным поведением подчиненного. Имеется в виду сама система действий, а не то, что декларируется в уставе организации или провозглашается на общих собраниях.
3. Намеренное создание образцов для подражания. Основатели организаций и руководители понимают, что их поведение часто является образцом для подражания и может лучше, чем какие-то другие методы, способствовать формированию у подчиненных, особенно у новичков, их представлений и ценностей.
4. Стратегии разрешения критических ситуаций и кризисов. Манера поведения руководителя и сотрудников организации, оказавшейся в кризисной ситуации, приводит к созданию новых норм, формированию новых ценностей, приемов работы и вскрывает важные основополагающие принципы корпоративной культуры.