Файл: Налоговый учет по акцизу(Понятие и сущность акциза).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Получается, оплата за акциз должна происходить только в тот период, когда осуществляется определенная операция с подакцизным товаром (покупка, продажа, транспортировка и т.д.). При условии, что подобное не случилось, то и оплачивать акцизы не требуется. Это указывается в пункте 2 статья 179 Налогового кодекса Российской Федерации.[20]

Говоря простыми словами, плательщиками акцизов являются продавцы продукции, которые лично занимаются включением величины налога в стоимость продукта, и при помощи покупателей набирают всю цену этих налоговых величин.

Налоговый кодекс также в статье 179 указывает, что плательщиками акцизов бывают не сплошь юридические лица, также ими могут быть и индивидуальные бизнесмены.

Единственный критерий для осуществления подобных условий – это то, что эти хозяйствующие субъекты должны иметь определенный статус, который разрешает проведение подобных манипуляций. К этим субъектам не относятся спекулянты или посредники.

В процессе использования подакцизных продуктов, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, происходит эмиссия данных продуктов, к тому же:

  • разливание алкогольных и пивных товаров;
  • различного рода перемешивание продукции в хранилищах этих товаров, где в конечном итоге появляется подакцизная продукция, которая должна облагаться акцизом по увеличенной ставке, нежели материал, из которого была сделана продукция.

Существуют случаи, когда подобные товары перепродаются по спекулятивной направленности посредниками. При осуществлении продаж подакцизной продукции плательщиками акцизов почти во всех случаях будут изготовители. Единственным исключением будет случай, когда осуществляется перепродажа конфискационных товаров, товаров, не имеющих владельцев, и тех, от которых хозяева отказались. Следовательно, в процессе заключения договора на услуги посредников оплачивать услуги по акцизам обязан изготовитель.

Особенность обложения налогом акцизов состоит в том, что платеж на акциз необходимо перечислять, когда подакцизная продукция передается посредникам. Дожидаться продаж данной продукции итоговому потребителю не является обязательным. Эта часть подробно описывается в пункте 2 статье 195 Налогового кодекса Российской Федерации, и указывается конкретная дата использования подакцизного продукта во время процесса отгрузки и распространения. По словам Минфина Российской Федерации, налоговая схема на подакцизные продукты должна считаться и начисляться непременно в процессе отдачи посреднику.[8, c.30]


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПО АКЦИЗАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Роль акцизов в формировании бюджетов Российской Федерации

Экономические отношения и правовые нормы объединения бюджетов всех уровней основаны на бюджетной системе страны. Бухгалтерский учет [10, c.61], статистическая и налоговая отчетность представляют, что налоги являются основным источником пополнения и формирования доходов бюджета для дальнейшего развития глобализации [12, c. 262] и оперативного управления [11, c.150] государством на международном уровне. Акцизный налог является одним из видов косвенных налогов, который играет большую роль в налоговой структуре России, являясь одним из основных источников ресурсов для федерального бюджета. Акцизы являются нормативным налогом, сумма акциза распределяется пропорционально между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. Некоторые акцизы поступают в федеральный бюджет полностью, а другие -в федеральный и региональные бюджеты. К ним относятся акцизы на этиловый спирт из пищевого сырья и акцизы на спиртосодержащие продукты в соответствии со стандартами в размере 50%, зачисляются в доходы федерального и региональных бюджетов и другие акцизы. Так, в 1998 году закон «О федеральном бюджете» постановил, что 100% акцизов на нефть (включая газовый конденсат), услуги по ее переводу, на природный газ, бензин, автомобили, акцизы на товары, ввозимые в территории Российской Федерации, а также 50% акцизов на этиловый спирт из всех видов продовольственного сырья, водки и алкогольных напитков, спиртосодержащих растворов, производимых на территории Российской Федерации, поступят в федеральный бюджет. Общая доля акцизов в налоговых поступлениях в бюджет была очень заметной -78700,4 млн. рублей, что составляет 25,6% от всех прогнозируемых доходов. В 1999 году акцизная политика не изменилась при поступлении в федеральный бюджет. Только общая доля акцизов в налоговых поступлениях в бюджет изменилась. Налоговый анализ объясняет, что акцизные налоги сегодня остаются особенно налогооблагаемыми, после НДС в Российской Федерации и до настоящего времени, что объясняется правильной спецификой налогооблагаемых статей. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что акцизный налог является одним из очень важных сборов, которые влияют на исполнение бюджета при поступлении. Также акцизы являются важнейшей линией доходов федерального бюджета, это положительно сказывается на влиянии и регулировании цен на некоторые товары, обеспечивая устойчивое развитие в настоящее время [9, с.49]. Изменяя акцизы, государство регулирует реакцию на уровень потребления общественно вредных товаров и имеет возможность ограничивать импорт конкретного товара, а также регулировать свои доходы. Знания показывают, что особое место в структуре косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок ввоза товаров и услуг в за-рубежные и соседние страны), практическая реализация знаний используется в развитых странах. Функция регулирования акциза проявляется в следующих направлениях:


1. влияние производства и потребления подакцизных товаров на их объемы;

2. влияние производства на структуру, стимулирующее рост производства и его эффективность, повышение качества продукта при его производстве, повышение характеристик продукта при его потреблении;

3. Управление рентабельностью производимой продукции. Основная функция акциза в развитом мире -нормативная. Считается нецелесообразным использование акцизных налогов в форме фискального инструмента в цивилизованных странах, и зарубежный опыт этого не позволяет.

В последние годы объем акцизных поступлений постоянно увеличивается. Об этом свидетельствует динамика акцизных поступлений за 2008-2017 гг. Акцизные сборы по функциональному назначению преобладают по своей фискальной направленности, с самого начала налоги направлены на обеспечение объема и стабильных источников дохода государства. Однако в последнее время произошел некоторый сдвиг в акценте с фискальных приоритетов на более полное и рациональное использование акцизов в качестве инструмента регулирования экономики страны. Важными особенностями акцизов в федеральном бюджете страны являются:

1. акцизы на нефтепродукты (около 40%) составляют большую долю акцизов, что дополняет зависимость бюджета страны от цен на нефть;

2. значительная доля акцизов на табачные изделия, что указывает на высокий спрос на потребление товаров в стране (с ростом спроса);

3. Преобладание совокупного дохода от акцизов в консолидированном бюджете субъектов над всей суммой доходов от акцизов федерального бюджета. Распределение акцизных налогов между уровнями бюджетов установлено в законе Российской Федерации «О федеральном бюджете». Таким образом, установлено:

• 80 процентов доходов от акцизов на продукты из алкоголя с объемной долей этилового спирта свыше 9-25 процентов включительно и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта более 25 процентов (кроме вин), произведенную на территории Российской Федерации, указанная в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и передается в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней.

• 100 процентов поступлений от акцизов на моторные и прямогонные бензины, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекционных) двигателей, указанных в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляются в уполномоченный орган. территориальный орган федерального казначейства и перечисляется в бюджеты субъектов РФ не реже одного раза в 10 дней. В ст. 50, 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливаются нормы перечисления акцизов в федеральный и региональные бюджеты. В настоящее время акцизы являются крупнейшими источниками доходов для всех уровней бюджетов системы Российской Федерации. Важной частью исполнения федерального бюджета является исполнение федерального бюджета по доходам, поскольку по мере поступления доходов бюджет может покрывать свои расходы. Следовательно, если доходы не будут получены в полном объеме, расходы не могут быть профинансированы в полном объеме в соответствии с утвержденной целью бюджета. Несмотря на высокую фискальную значимость, функция регулирования косвенных налогов, в частности акцизов на потребляемые товары, в Российской Федерации практически не реализуется. Такая ситуация обусловлена негативными административными факторами (как правило, производственный сектор и все подакцизные товары напрямую связаны с высокой степенью криминализации), а также непродуманной налоговой политикой в области акцизов, направленной на быстрое получение доходов порой в ущерб экономическим интересам государства.[15]


В то же время постепенное преодоление кризисных явлений в экономике стало возможным благодаря формированию современной системы косвенного налогообложения, некоторому смещению акцента с фискальных приоритетов на более правильное использование налогов в целом и косвенных налогов, в частности, в качестве инструмента для регулирования экономики. Как и во многих странах мира, в России алкогольные напитки являются подакцизными. Мировой опыт использования акцизов показывает успешную практику использования этого налога, в частности, в борьбе с некоторыми негативными социально-экономическими явлениями, такими как использование обществом опасных товаров (алкогольные напитки, табачные изделия). Однако акцизная политика, применяемая в последние годы, направлена, в первую очередь, на постоянное увеличение государственных доходов за счет косвенных налогов, не только не способствовала сокращению потребления крепких алкогольных напитков, но и на некоторых этапах экономического развития алкогольная отрасль привела к снижению легального производства при увеличении продаж нелегального алкоголя. В результате на практике повышение ставок акцизов привело к обратному эффекту: доходы бюджета сократились в результате сокращения легального производства, а качество алкоголя, потребляемого населением, резко ухудшилось. Снижение доходов от алкогольной продукции в бюджете на общем фоне стагнации товарного производства говорит о нерациональности влияния государства на упорядочение рынка алкогольной продукции, в частности о дисбалансе политики. Ведь введение плательщиков акцизного налога в систему субъектов акцизного склада значительно усложнило процесс сбора акцизного налога: теперь нам нужно больше времени с момента начисления акцизного налога до его поступления в бюджет и, более того, это необходимо было еще больше увеличить количество рабочих мест в налоговых органах. Сама система не оказала существенного влияния на устранение злоупотреблений в регионах при осуществлении контроля за законностью производства и обращения алкогольных напитков. На сегодняшний день существующая система сбора акцизных сборов на алкогольную продукцию не рациональна и нуждается в трансформации, необходимы реальные качественные изменения в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Для достижения этой цели необходимо изменить распределение акцизных ставок между производителем и продавцом и перераспределить акцизную нагрузку федерального и регионального бюджета.[14,c.47]


2.2. Анализ изменений налогового законодательства в учете акцизов

В 2018 году в России приняли несколько федеральных законов, согласно которым в НК РФ внесены изменения. Новшества в области фискальной политики государства вступили в силу с 1 января 2019 года.

Налоговые новшества 2019 года коснулись как юридических, так и физических лиц:

        • расширен перечень подакцизных товаров;
      • откорректированы правила работы с акцизами.

Сам механизм подсчёта акциза на 2019 год остался прежним (ст. 194 НК РФ): [18]

        • налоговая база умножается на налоговую ставку (база определяется как объём товара в натуральном выражении или как его стоимость);
        • для исчисления акциза по ставке, установленной в процентах, от налоговой базы высчитывается конкретная процентная доля;
        • для комбинированных ставок акциз вычисляется как сумма процентной и твёрдой ставок;
        • на производителей алкогольной продукции возложена обязанность осуществлять в бюджет авансовый платёж;
        • если объектом налогообложения являются нефтепродукты, то общая сумма акциза определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.[13, c.83]

С 1 января 2019 расширен перечень операций, подпадающих под уплаты акцизов (пп. 34-37 ст. 182 НК РФ). К ним относятся:

  • реализация нефтяного сырья, принадлежащего компании, которая осуществляет его переработку;
  • реализация тёмного судового топлива, полученного в собственность по договору с российской компанией;
  • реализация российскими предприятиями тёмного судового топлива иностранным компаниям.

Для данных объектов предусмотрен порядок определения налоговой базы (пп. 15 – 18 ст. 187 НК РФ):

  • для нефтяного сырья: вычисляется в натуральном выражении как объём материала, отправленного налогоплательщиком на переработку;
  • для судового топлива: количество полученного сырья, исчисленное в натуральном выражении.[19]

Кроме того изменились ставки акцизов (таблица 2.1., приложение 1)
Цены на акцизные товары растут не только из-за инфляции, удорожания производства или транспортировки. Государство искусственно поднимает их стоимость, повышая пошлины. Летом 2018 года на 10% увеличили размер акцизной ставки на табачные изделия, еще одно повышение было в начале 2019 года. Усилиями правительства с 2010 года стоимость пачки сигарет выросла на 40 — 55%, а на их покупку семьи тратят около 10% бюджета. (таблица 2.2.)