Файл: Построение организационных структур (Анализ эффективности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес–процессов с учетом реальных экономических условий и проблем и возможностей предприятий.

В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой специализации. Тем не менее можно выделить некоторые общие черты специализации, которые касаются прежде всего вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров. Все вышесказанное подтверждает актуальность и практическую значимость выбранной темы работы.

Научной и методической основой работы послужили законодательные акты, а также работы отечественных ученых и специалистов по управлению персоналом, к которым относятся: С. Шапиро, Ю.Г. Одегов, Е.Г. Минковь, ,А.А. Федченко, Е.С. Дашкова, Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури.

Объектом исследования выступает совершенствование деятельности предприятия на базе модифицирования организационной структуры предприятием. Предметом исследования является анализ организации организационной структуры ООО «Гранд Авто».

Задачей данной курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления ООО «Гранд Авто».

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть сущность и формы системы управления на предприятии;
  • Разобрать методы совершенствования системы управления на предприятии;
  • Дать общую характеристику деятельности ООО «Гранд Авто»;
  • Подвергнуть анализу систему управления ООО «Гранд Авто»;
  • Разработать рекомендации по повышению эффективности системы управления исследуемого предприятия.

Объект исследования – ООО «Гранд Авто».

Предмет исследования – система управления предприятия.

Методы исследования: анализ литературы, сравнение, метод опроса.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.


1. Теоретические аспекты формирования организационной структуры предприятия

1.1 Сущность организационной структуры управления

Много разных требований предъявляется к структуре управления как к ключевому элементу концепции менеджмента, которые учтены в принципах формирования системы управления, которым посвящено очень много разных работ отечественных авторов. Основные принципы могут быть сформулированы следующим образом.

В первую очередь организационная структура управления должна отражать цели и задачи предприятия, и тем самым должна быть подчинена производству и его потребностям [17, C. 48].

Между органами управления и отдельными сотрудниками необходимо предусматривать оптимальное разделение труда, которое может обеспечить творческий характер работы, обеспечить рациональную нагрузку и надлежащую специализацию.

При формировании системы управления нужно связывать ее с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением между ними системы вертикальных и горизонтальных связей.

Также нужно поддерживать соответствие между функциями и обязанностями, и полномочиями и ответственностью, нарушения которых приводит к неэффективному функционированию всей системы управления.

Организационная структура управления должна быть адекватна по отношению к социально-культурной среде предприятия, которая оказывает значительное влияние на решения по уровню централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.

Данное требование означает, что копирование систем управления успешно функционирующих в отличающихся от данных предприятий социально-культурных условиях, вовсе не означают их успешность и не гарантирует необходимый результат.

Таким образом, реализация вышеназванных принципов, показывает необходимость учета при формировании системы управления многих разных факторов, которые имеют воздействие на организационную структуру управления [5, С. 36].

Рассмотрим процесс построения и обоснования организационных структур предприятия. Под организационной структурой будем понимать совокупность компонентов организации, к которым относятся должности и структурные подразделения, а также и связи между ними.


Рассмотрим существующие принципы формирования организационных структур для предприятий:

1. Принцип соответствия отношений. Заключается в соответствии построенной организационной структуры системе отношений между функциональными участниками выполнения одной задачи (проекта).

2. Принцип соответствия содержанию. Заключается в соответствии организационной структуры содержанию деятельности предприятия.

3. Принцип соответствия требованию. Заключается в соответствии организационной структуры требованиям внешних факторов, влияющих на работу предприятия.

При проектировании организационной структуры управления необходимо учитывать следующие принципы [21, С. 105]:

- насколько структура способна трансформироваться;

- насколько структура соответствует содержанию деятельности предприятия;

- насколько она оперативна в передаче управляющего воздействия;

- оптимизация уровней управления в структуре;

- какова согласованность деятельности всех структурных подразделений предприятия;

- насколько равномерна нагрузка на все звенья управления;

- насколько сбалансированы права и полномочия.

Выделим факторы, которые определяют особенности организационной структуры [15, С. 45].

1. Масштабы предприятия и насколько разнообразны реализуемые функции.

На предприятиях, являющихся крупными, которые реализуют много разных видов деятельности, работает достаточно много разных подразделений, имеются разнообразные и многочисленные связи между этими подразделениями, и соответственно структура управления сложнее и масштабнее.

2. Норма управляемости, т.е. максимально возможное количество подчиненных для более эффективного руководства ими.

В среднем, нормой считается 7-10 подчиненных на высших уровнях предприятия, и 4-5 на низовых уровнях. В случае, если работы достаточно просты, данная норма может составлять и 20 подчиненных.

Норма управляемости должна быть оптимальной, поскольку руководители при высокой норме управляемости не будут готовы вникать в особенности работы многих работников, соответственно останутся нерешенными многие вопросы.

3. Технологические факторы.

Управленческая структура является более простой, если на предприятии многие производственные процессы автоматизированы, и не требуют присутствия работника, а там, где присутствует обязательная работа персонала и ручные операции - управленческая структура является сложной.

4. Экономические факторы. Не всегда организация в силу экономических причин в состоянии содержать требуемую организационную структуру.


5. Социальная структура и межличностные отношения.

Создание нужного структурного подразделения будет неэффективным в случае, если на предприятии не имеется работников с необходимой квалификацией и уровнем образования, даже при условии высокой потребности в данной должности.

1.2 Виды организационных структур управления

Рассмотрим основные принципы для классификации организационных структур управления по типу содержания функциональных задач, представленные на рисунке 1:

1. Вертикальное (или функционально-административное) разделение труда - подразумевается разделение труда в зависимости от участия в разнообразных вертикальных процессах управления, а также и управленческих функциях.

2. Горизонтальное (или проектно-целевое) разделение труда - подразумевается структура деятельности персонала организации в зависимости от его заинтересованности в горизонтальных, технологических процессах выполнения работ.

Рис. 1. Классификация организационных структур, исходя из принципа соответствия содержанию

Приведем классификацию организационных структур управления предприятием:

- функциональные;

- проектно-целевые;

- матричные;

- дивизиональные;

- смешанные (гибридные).

На рисунке 2 приведен пример функциональной организационной структуры, которая обычно используется для организаций с иерархической структурой управления.

Проектно-целевая структура, пример построения которой приведен на рисунке 3, имеет смысл для построения, когда вся деятельность организации сосредоточивается на выполнении конкретного проекта и достижения конкретной цели.

Проектные структуры, как правило, имеют четко обозначенную черту размежевания функций с «материнской» организацией и взаимодействуют с ней на высшем уровне, или функционируют автономно от структур участников проекта.

Рис. 2. Пример функциональной организационной структуры

Рис. 3. Пример проектно-целевой организационной структуры

Несмотря на полезность, команды и посредники позволяют сглаживать недостатки функциональных структур, однако они имеют ограниченную применимость.


Для полновесной горизонтальной интеграции на вертикальную функциональную структуру накладывается проектно-целевая структура, образуя, следовательно, матричную организационную структуру, рассмотренную на рис. 4 [9, С. 83].

Рис. 4. Пример построения матричной организационной структуры

Рассмотрим дивизиональную структуру управления проектами, пример построения которой приведен на рисунке 5.

Дивизиональные структуры, как правило, ориентируются на типы потребителей, также могут ориентироваться на регион развития или различные секторы рынка.

Рассмотрим ряд смешанных организационных структур на примере разновидностей проектно-функциональных структур.

Рис. 5. Пример построения дивизиональной организационной структуры

На рисунке 6 приведена проектно-функциональная организационная структура управления.

Рис. 6. Смешанная проектно-функциональная структура управления предприятием

Особенность применения данной организационной структуры управления предприятием заключается в смешивании функциональной и проектной схемы. Такая схема может быть эффективно использована в случае необходимости выделения проекта из организационной структуры компании, например, в форме отдельного виртуального предприятия.

Уровень адаптивности и гибкости организационной системы должен соответствовать уровню динамичности внешнего окружения деятельности предприятия.

Разнообразные организационные структуры в содержательном понятии стремятся к разным уровням структуризации, это разрешает расположить их в единой системе «механистические - органические» (рис. 7).

Рис. 7. Органические и механистические структуры

Согласно данным рисунка 7 с одной стороны такого представления находятся сбалансированные матрицы, с другой - проектные и дивизиональные структуры.

На рисунке 8 приведем пример построения организационных структур в гипотетическом двумерном пространстве «направление интеграции - уровень структуризации».

Рис. 8. Построение организационных структур

Изучив возможные виды организационных структур, рассмотрим методические подходы к их построению.

Практика ведения бизнеса позволила синтезировать последовательность подходов к процессу выполнения организационного анализа, однако, наиболее популярным стал инжиниринговый подход. При этом подходе организационный анализ предприятия осуществляется по определенной схеме при помощи бизнес-модели, где предприятие рассматривается как открытая, социально-экономическая система, принадлежащая иерархической совокупности открытых внешних надсистем и внутренних подсистем [13, с.182].