Файл: Юридическая ответственность ( Характеристика юридической ответственности как правовой категории ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так необходимая оборона - это защита личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства.

В этой связи на сегодняшний день при определении необходимой обороны и крайней необходимости с определенными оговорками приходится руководствоваться законодательными положениями и научными разработками уголовного права, что является неверным ввиду принципиальных отличий применения данных институтов в гражданских и уголовно-правовых отношениях.

Полагаем, что основные отличия института необходимой обороны в гражданском и уголовном праве заключаются в том, что в гражданских правоотношениях лицо наделяется возможностями по защите своих нарушенных прав посредством осуществления самостоятельных действий, не причиняющих вреда правонарушителю. Данная точка зрения, по нашему мнению, обуславливается тем обстоятельством, что в гражданском праве осуществление противоправных действий не всегда не всегда связывается с нападением в понимании уголовного права, где у нападавшего имеется цель именно на причинение вреда жизни или здоровью другого лица или другим охраняемым интересам.

2.3. Административная ответственность

Теоретическое осмысление содержание понятия административной ответственности вызывает немало споров, и прежде всего это связано с отсутствием обособленного понятия административной ответственности в положениях КоАП РФ[25]. Согласимся с высказыванием С.М. Зыряновой, что административная ответственность становится универсальным регулятором общественных отношений.

Административная ответственность рассматривается как комплексный и сложный правовой институт, возникновение которого большинство теоретиков права связывают с необходимостью соблюдения принятых и действующих в государстве административно-правовых норм. Роль административной ответственности заключается в обеспечении принципа наказуемости за совершенное административное правонарушение, т.е. если в действиях лица содержится состав административного правонарушения, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части КоАП РФ
Основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, за совершение которого КоАП РФ устанавливает административную ответственность. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


И.М. Дивин определяет административную ответственность как установленную государством меру принудительного воздействия, направленную на применение определенных санкций в отношении лица, виновного в совершении административного правонарушения[26]. По мнению А.Л. Боренштейна, административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина[27].

Особенности административной ответственности заключаются в следующем:

1) основанием наступления административной ответственности является совершение административного проступка, за совершение которого КоАП РФ устанавливает административную ответственность. По утверждению С.А. Гомонова, «любое административное правонарушение обладает признаком общественной опасности»[28];

2) нарушение лицами административных норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых выступают административные наказания;

3) в отличие, например, от уголовного законодательства, меры административной ответственности могут устанавливаться не только на федеральном, но и на региональном уровне, поскольку в соответствии с п. «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов федерации;

4) меры административной ответственности применяются различными уполномоченными органами и их должностными лицами. Практически каждый орган исполнительной власти наделен данными полномочиями (полиция, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, ФАС России и т.д.);

5) ответственность за административные правонарушения наступает не перед гражданами и юридическими лицами, а перед государством.
Как правило, все признаки объективной стороны указываются в диспозиции правовой нормы. Иногда законодатель не формулирует признаки противоправных действий (бездействия) в самой правовой норме, а делает отсылку к другим правовым актам[29].

Административная ответственность характеризуется особым процессуальным порядком ее реализации, который в отличие, например, от уголовного и гражданского судопроизводства является относительно простым и экономичным.


Проблемы административной ответственности заключаются в основном допускаемыми нарушениями процессуальной процедуры привлечения лиц к административной ответственности, неправильная квалификация совершенного деянии ввиду отсутствия в действиях юридического лица события или состава административного правонарушения. Так, ФАС Волго-Вятского округа Постановлением от 29.06.2011 г. по делу № А17-4718/2010[30] удовлетворил требования банка о признании незаконным решения налогового органа о привлечении банка к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 НК РФ, поскольку ответственность за представление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган по установленной форме статьей 135.1 НК РФ не предусмотрена.

При этом, суд или административный орган вправе признать совершенное лицом административное правонарушение малозначительным и ограничиться вынесением устного замечания. Для системы судов общей юрисдикции Пленум ВС РФ в п. 21 Постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений[31].

Касательно нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности отметим, что сегодня подобных нарушений становится все меньше, что связано с повышением профессионального уровня работников административных органов, единообразной судебной практикой по данному вопросу, а также наличием разъяснений ВАС РФ в указанном ранее Постановлении от 02.06.2004 г. № 10, которые разрешают спорные вопросы, не урегулированные законодательством. Однако, и сегодня некоторые государственные органы допускают процессуальные нарушения, среди которых можно назвать нарушение сроков возбуждения дела об административном правонарушении, ненадлежащее уведомление юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении или рассмотрения материалов дела, не разъяснение прав и обязанностей и т.д.


2.4. Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность - это разновидность юридической ответственности, и ее можно определить, как применение работодателем к работнику в случае виновного нарушения последним трудовой дисциплины мер, предусмотренных трудовым законодательством. К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены работники, совершившие дисциплинарный проступок, т.е. нарушившие трудовую дисциплину. [32]

Различают два типа дисциплинарной ответственности: общую и специальную. Под общей понимается ответственность в рамках правил внутреннего трудового распорядка. Субъектами этого вида могут быть все работники, кроме тех, в отношении которых устанавливается специальная ответственность. Под специальной понимается ответственность, предусмотренная для отдельных категорий работников, установленная специальным законодательством (нормами законодательства о труде, регулирующими особенности труда отдельных категорий работников).

Говоря о наложении дисциплинарного взыскания, нельзя не упомянуть о снятии взыскания. В соответствии сост. 194 ТК, если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому наказанию, считается, что он не имеет дисциплинарного взыскания. В той же статье говорится о том, что работник имеет право попросить руководителя снять взыскание, а также сам руководитель, наложивший его, имеет право снять его по собственной инициативе. Взыскание также может быть снято по ходатайству представительного органа работников. Если дисциплинарное взыскание снимается до истечения года со дня наложения, то издается соответствующий приказ.

Рассматривая дисциплинарные взыскания и дисциплинарную ответственность, необходимо отдельно остановиться на увольнении как крайней мере. Дисциплинарное увольнение - это мера дисциплинарного взыскания в виде расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

2.5. Материальная ответственность

Общие принципы материальной ответственности работника и работодателя сформулированы в ст. 232 ТК РФ[33], в соответствии с которой сторона трудового договора, причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с законодательством. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено законодательством. Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности[34].


Работодатель несет ответственность:

-за ущерб, причиненный работнику в результате незаконного лишения его возможности трудиться;

-за ущерб, причиненный имуществу работника;

-за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику;

-за причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя моральный вред.

По общему правилу, установленному в ст. 241 ТК РФ, пределы материальной ответственности работника ограничиваются размером его среднемесячного заработка вне зависимости от суммы ущерба. Возмещение работником ущерба в полном размере возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ. К таким случаям относятся:

-недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора (договора о полной материальной ответственности) или полученных им по разовому документу;

-умышленное причинение ущерба;

-причинение ущерба в состоянии опьянения;

-причинение ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

-причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом, разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, в случаях, предусмотренных федеральными законами; причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

В практике распространены случаи заключения организациями с работниками договоров о полной материальной ответственности.

Заключение таких договоров допускается с совершеннолетними работниками, непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

На практике работодатели зачастую расширительно толкуют категории работников, непосредственно обслуживающих или использующих денежные, товарные ценности или иное имущество. Между тем перечень работ и категорий работников, а также типовая форма договора о полной материальной ответственности утверждены Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85[35].

Данный перечень является закрытым.

Заключение договоров о полной материальной ответственности с лицами, не занимающими должности и не выполняющими работы, указанные в перечне Минтруда РФ, является неправомерным.