Файл: Применение результатов маржинального анализа в практике управления ( Теоретические аспекты маржинального анализа деятельности предприятия ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 477

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Целью деятельности предприятия в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии предприятие может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль предприятия проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы.

Существуют определенные соотношения показателей, необходимых для нормального функционирования предприятия. Так, себестоимость продукции должна находиться в удовлетворительном отношении к объему реализации, выручка – в приемлемом отношении к вложенному капиталу. Этими соотношениями во многом определяются основные ценностные критерии прибыльного предприятия. На основе анализа состояния таких критериев и наметившихся тенденций их изменения предприятие имеет возможность разработать мероприятия, необходимые для стабилизации благоприятных тенденций или, наоборот, для устранения неблагоприятных тенденций. Так, при недостаточных размерах полученной прибыли обращают внимание на необходимость увеличения объема реализации, изменения продажных цен и другие факторы сбыта, а также чрезмерно высокие издержки, низкую оборачиваемость капитала.

Весьма важным аспектом для решения проблем прибыльности деятельности предприятия является концепция безубыточности деятельности предприятия, как первого шага к получению бухгалтерской, а, впоследствии, и экономической прибыли. Исследование зависимости затрат и объема производства, лежащий в основе анализа безубыточности, проводимого на основе маржинального анализа, оказывает существенную помощь в принятии управленческих решений в области ценообразования, планирования прибыли. Такой анализ позволяет устанавливать критическую точку объема производства, при превышении которой организация начинает получать прибыль.

Целью работы является исследование теоретических аспектов маржинального анализа, проведение анализа безубыточности ООО «ВИКО» и разработка рекомендаций на основе маржинального анализа.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

  • изучить сущность и методы маржинального анализа деятельности предприятия;
  • провести маржинальный анализ ООО «ВИКО»;
  • определить пути повышения безубыточности производства ООО «ВИКО».

Объектом исследования является ООО «ВИКО».


Предмет исследования являются методы маржинального анализа предприятия.

Теоретической и методологической основой исследования послужили положения и выводы, сформулированные в трудах ведущих отечественных ученых. В качестве эмпирической базы исследования использована финансовая отчетность исследуемого предприятия за 2016-2018 гг.

В процессе исследования применены такие методы финансового анализа как вертикальный анализ, горизонтальный анализ, коэффициентный метод, факторный анализ.

Глава 1. Теоретические аспекты маржинального анализа деятельности предприятия

1.1. Основные понятия безубыточной деятельности предприятия

Производство того или иного товара становится прибыльным, если предприятие функционирует на уровне, близком к уровню проектной мощности. При этом некоторые проекты приносят убытки в течение короткого периода в начале их осущест­вления, другие продолжают работать с убытками достаточно долго. Причин низких финансовых результатов может быть много: дефекты про­екта, дефицит основных и оборотных средств, низкое качество сырья или готовой продукции, неэффективность производства, недостаточ­ный объем рынка, ценовая политика фирмы[1].

Точка, в которой общие доходы равны общим издержкам, на­зывается точкой безубыточности[2]. Анализ ситуации безубыточности, выявление объема продаж, при котором доходы начнут покры­вать издержки, является неотъемлемой частью финансового плани­рования.

Анализ безубыточности демонстрирует, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнить свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков.

Анализ безубыточности или, как его иногда называют, аналити­ческий подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходами при различных уровнях производства особенно полезен[3]:


  • для текущего планирования — обеспечение информацией для при­нятия решений путем анализа влияния изменений в цене продукции, объемах продаж, величине издержек, а также прогнозирования при­былей, убытков, денежных потоков;
  • для оценки проектов — обеспечение информацией для принятия решения о приемлемости проекта при прогнозируемых издержках и доходах;
  • для подготовки проектов — определение оптимального размера производственных мощностей, необходимого первоначального капи­тала.

С точки зрения экономической теории безубыточность есть нормальное состояние предприятия на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия[4].

Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции предприятия, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход[5].

Если предприятие имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то оно может не достигать точки безубыточности в смысле экономической прибыли[6]. Например, прибыль предприятия может быть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал фирмы. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности предприятия. Предприятие, не достигающее точки безубыточности, действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования предприятия. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру издержек и определить возможные пути максимизации прибыли[7].

Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле. При анализе процесса максимизации прибыли используют следующие основополагающие понятия[8]:

  • предельный доход - величина, на которую изменится совокупный доход предприятия при увеличении выпуска продукции на одну единицу;
  • предельные издержки - величина, на которую изменятся совокупные издержки предприятия при увеличении выпуска продукции на единицу;
  • средние полные издержки - доля полных издержек (то есть сумма постоянных издержек, переменных издержек, невозвратных издержек), приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.

Начиная с некоторого момента (с некоторого объема выпуска) кривая переменных издержек будет являться возрастающей, а кривая предельного дохода - убывающей. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельным доходом и предельными издержками при увеличении выпуска на одну единицу. Очевидно, что в случае, когда предельные издержки меньше предельного дохода, увеличение выпуска повлечет за собой увеличение дохода предприятия; в случае же когда предельные издержки больше предельного дохода, к увеличению предельного дохода предприятия приведет уменьшение выпуска продукции[9].

Максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам[10]. Для определения того, достигается ли в оптимальной точке прибыль или убыток, нам необходимо рассмотреть соотношение между ценой на продукцию предприятия и средними полными издержками.

Равенство предельного дохода и предельных издержек достигается, когда цена реализации данного количества продукции выше средних полных издержек. Именно в этом случае предприятие максимизирует свою экономическую прибыль[11].

Может возникнуть такая ситуация, когда совокупный доход, получаемый от реализации продукции предприятия в точке оптимального объема выпуска продукции, недостаточен для покрытия совокупных издержек. При таком соотношении цены на продукцию и издержек на ее производство покрываются переменные издержки на ее производство[12]. В этом случае предприятие функционирует с экономическим убытком, но оно может существовать в краткосрочном интервале времени. В такой ситуации все же выгодно продолжать производство, так как постоянные издержки предприятие несет вне зависимости от объема выпуска продукции. Заметим, что наличие экономических убытков не означает наличие бухгалтерских убытков. В самом деле, экономические убытки могут возникать, например, из-за выплаты пониженного процента на капитал, инвестированный в производство[13].

Если же совокупного дохода не хватает даже для компенсации переменных издержек, то наиболее оптимальным является решение о прекращении производства.

1.2. Методика маржинального анализа


В экономической теории и практике существует три основных подхода к определению объема безубыточного производства:

  • метод, основанный на использовании аналитических выражений;
  • метод маржинального дохода;
  • метод графического изображения.

Метод уравнений основан на том, что в самом общем виде схема любого отчета о финансовых результатах выглядит следующим образом[14]:

(1)

где В – выручка;

ПЗ – переменные затраты;

ФЗ – постоянные затраты;

П – прибыль.

(2)

где Ц – цена за единицу продукции;

Q – количество единиц продукции;

ПЗу – переменные затраты на единицу продукции[15].

Использование приведенных уравнений позволяет определить точку безубыточности путем алгебраических преобразований. Объем выпуска, при котором достигается точка безубыточности, определяется из условия: Чистая прибыль = 0, 

(3)

где Q* - объем продукции, соответствующий сумме прибыли[16].

Эта формула позволяет на основе отчетных данных о финансовых результатах предприятия проводить анализ роста прибыли с точки зрения объема и структуры затрат на производство в связи с ресурсным обеспечением производства. Эту формулу можно использовать также для анализа решений при проектировании издержек, отталкиваясь от цены реализации, а не фактически сложившегося уровня норм ресурсоснабжения[17].

Использование второго метода основано на том, что под маржинальным (предельным) доходом понимают доход, который получает предприятие от производства одного изделия, тогда[18]:

(4)

где Qкр – критический объем производства;

МДу - маржинальный доход на единицу продукции.

Для определения объема производства с заданной прибылью используют формулу:

(5)

Два рассмотренных метода по своей сути есть методы статические. В них рассматриваются фиксированные цена реализации, переменные расходы, постоянные расходы и прибыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то можно получить зависимость между объемом выпуска и прибылью, которая легко выражается графически (рис. 1).

Из представленного графика видно, что при нулевом выпуске убыток в точности равен постоянным затратам. Следует отметить, что графический метод можно использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между объемом производства и финансовыми показателями. Однако, следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический метод, он дает не очень точные результаты[19].