Файл: Применение результатов маржинального анализа в практике управления ( Теоретические аспекты маржинального анализа деятельности предприятия ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 482
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты маржинального анализа деятельности предприятия
1.1. Основные понятия безубыточной деятельности предприятия
1.2. Методика маржинального анализа
1.3. Факторы, влияющие на безубыточность деятельности предприятия
Глава 2. Маржинальный анализ деятельности ООО «ВИКО»
2.1. Краткая характеристика ООО «ВИКО»
Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВИКО» представлены в таблице 1.
2.2. Анализ объема производства и затрат на него
2.3. Анализ безубыточного объема производства
Глава 3. Рекомендации по обеспечению безубыточного производства ООО «ВИКО»
Рисунок 1. Графический метод определения безубыточного объема производства[20]
Рассмотренные методы определения объема безубыточных продаж могут применяться к реальным экономическим ситуациям при определенных допущениях. Прежде всего, необходимо отметить, что на самом деле картина, представленная при описании методов, верна лишь в ограниченном диапазоне объемов выпуска. Ограниченность проистекает, прежде всего, из того, что при достаточно большом объеме выпуска продукции перестают быть верными многие предпосылки, лежащие в основе анализа безубыточности. Например, неизменный характер и величина постоянных расходов[21].
Для того, чтобы можно было возможно точнее представлять область релевантности для анализа безубыточности, перечислим допущения, использованные для построения вышеописанных моделей[22]:
- поведение общих затрат и выручки жестко определено и линейно в пределах области релевантности. Это предположение верно лишь для тех случаев, когда изменение выпуска продукции фирмы невелико по сравнению с емкостью рынка данной продукции. Иначе нарушается линейность зависимости между объемом выпуска и выручкой;
- все затраты можно разделить на переменные и постоянные;
- постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах области релевантности[23]. Очень важное предположение, существенно облегчающее анализ, но и сильно ограничивающее область релевантности. В самом деле, при таком предположении объем выпуска продукции ограничен имеющимися основными средствами;
- переменные расходы остаются независимыми от объема выпуска в пределах области релевантности[24]. На самом деле величина переменных расходов есть некоторая функция от объема производства, так как существует эффект падения предельной производительности факторов производства. Поэтому в условиях предположения о независимости постоянных расходов от объема производства переменные расходы увеличиваются с ростом объема производства;
- цена реализации выпуска не меняется[25]. Наиболее уязвимое предположение, так как цена реализации продукции зависит не только от действий самого предприятия, но и от структуры спроса на рынке, действий конкурентов, ситуации на рынке товаров-субститутов. Затраты предприятия на продвижение товара на рынок, организацию собственной торговой сети могут оказать существенное влияние на изменение цены реализации;
- цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются;
- производительность не меняется;
- отсутствуют структурные сдвиги в производстве;
- на затраты релевантно влияет только объем производства, то есть в ходе анализа абстрагируются от влияния внешней среды и причисляют к постоянным затратам все не зависящие от объема выпуска издержки производства;
- объем производства равен объему продаж, или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны[26].
Реальные экономические условия не удовлетворяют всем перечисленным выше допущениям. Однако, можно аппроксимировать рассмотренные методы анализа безубыточности к реальным условиям с помощью приема, известного как чувствительный анализ[27]. Чувствительный анализ использует прием «что будет, если», который предполагает ответ на вопрос, как изменится результат, если первоначально спроектированные допущения не будут достигнуты или ситуация с допусками изменится. Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности, то есть та величина выручки, которая находится за точкой безубыточности[28]. Ее сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.
1.3. Факторы, влияющие на безубыточность деятельности предприятия
Экономическая модель поведения затрат, объема производства и прибыли представлена на рис. 2.
В соответствии с данной моделью предприятие может наращивать объемы продаж только путем уменьшения цены реализации единицы продукции, в результате чего линия выручки от реализации, возрастающая вначале, постепенно замедляет подъем, а затем опускается вниз. Это связано с тем, что в определенный момент положительный эффект от увеличения объема продаж оказывается ниже отрицательного влияния снижения цен[29].
Рисунок 2. Экономическая модель поведения затрат, объема производства и прибыли[30]
Как видно из рис. 2, линия выручки от реализации пересекает линию общих затрат в двух точках. Это означает, что в экономической модели безубыточности существует два уровня выпуска и реализации продукции, при которых общие затраты равны выручке от реализации, то есть две точки безубыточности. На поведение совокупных затрат в этой модели наиболее сильное влияние оказывают переменные издержки, изменяющиеся в соответствии с известным эффектом масштаба[31].
Рассмотрим факторы, влияющие на обеспечение безубыточности продаж:
- переменные издержки, которые колеблются прямо пропорционально объему продаж – с увеличением переменных издержек объем безубыточных продаж возрастает;
- постоянные издержки, которые остаются неизменными при любых колебаниях, относящихся к рассматриваемой ситуации – с увеличением постоянных издержек объем безубыточных продаж возрастает;
- продажная цена единицы продукции – с увеличением цен объем безубыточных продаж снижается. Однако, следует учитывать, что при определенном значении цены спрос на товар может падать, что негативным образом влияет на безубыточность продаж;
Анализ функциональной связи между затратами, объемом производства и прибылью свидетельствует о наличии таких показателей, как критическая точка и зона безопасности. Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков.
Выводы
Исследование зависимости затрат и объема производства, лежащий в основе анализа безубыточности, оказывает существенную помощь в принятии управленческих решений в области ценообразования, планирования прибыли. Такой анализ позволяет устанавливать критическую точку объема производства, при превышении которой организация начинает получать прибыль. Точка безубыточности – это точка, в которой общие доходы равны общим издержкам.
Маржинальный анализ показывает, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнить свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков.
В экономической теории и практике существует три основные подхода к определению объема безубыточного производства: метод, основанный на использовании аналитических выражений, метод маржинального дохода, метод графического изображения.
Глава 2. Маржинальный анализ деятельности ООО «ВИКО»
2.1. Краткая характеристика ООО «ВИКО»
ООО «ВИКО» является юридическим лицом по российскому законодательству, имеет самостоятельный баланс и действует на основе полного хозрасчёта, самоокупаемости, самофинансировании, имеет свой расчётный счёт в банке.
Предметом деятельности ООО «ВИКО» является изготовление столярно-мебельных изделий.
ООО «ВИКО» представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс взаимосвязанных структурных подразделений (рисунок 3).
Директор
Заместитель директора по производству
Главный бухгалтер
Коммерческий директор
Начальники цехов
Бухгалтерия
Заведующий магазином
Заведующий складом
Начальник цеха по реставрации и ремонту мебели
Начальник цеха по обработке пиломатериалов
Начальник цеха по изготовлению мебели
Начальник транспортного цеха
Рисунок 3. Система управления ООО «ВИКО»
Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВИКО» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели финансово-хозяйственной деятельности
ООО «ВИКО» за 2016-2018 гг.
Показатели |
Единицы измерения |
2016 |
2017 |
2018 |
Темпы роста (динамики), % |
||
Базисные |
Цепные |
||||||
Выручка |
Тыс. руб. |
28950 |
35250 |
58350 |
201,6 |
165,5 |
|
Среднесписочная численность работающих |
чел. |
36 |
42 |
45 |
125,0 |
107,1 |
|
в том числе служащих |
8 |
9 |
10 |
125,0 |
107,1 |
||
в том числе продавцов и рабочих |
28 |
33 |
35 |
125,0 |
100,0 |
||
Выручка на одного работающего |
Тыс. руб. |
963,13 |
1118,58 |
1296,68 |
134,6 |
115,9 |
|
Валовой доход |
тыс. руб. |
37890,0 |
55212,0 |
58200,0 |
153,6 |
105,4 |
|
Прибыль от продаж |
тыс. руб. |
1821,0 |
2877,5 |
5286,6 |
290,3 |
183,7 |
|
Рентабельность продаж |
% |
5,3 |
6,1 |
9,1 |
172,5 |
147,9 |
Данные таблицы 1 свидетельствуют в целом о положительной динамике основных финансовых показателей предприятия за 2016-2018 гг.
Рентабельность в 2018 г. составила 9,1%, что говорит об эффективной деятельности предприятия, однако наблюдается снижение темпов ее роста. В целом деятельность ООО «ВИКО» является эффективной, так как предприятием получена прибыль, достигнут средний уровень рентабельности.
2.2. Анализ объема производства и затрат на него
Как видно из данных таблицы 2 в 2017 г. было реализовано 3 340 комплектов мебели, что на 13,61 % больше, чем в 2016 г. В 2018 г. предприятие продолжало наращивать объемы производства – было изготовлено 5 500 комплектов мебели, что на 64,67 % больше, чем в 2017 г. и на 87,07 % больше, чем в 2016 г.
Таблица 2
Анализ реализации изделий ООО «ВИКО» по кварталам за 2016-2018 гг.
Год |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
I |
II |
III |
IV |
За год |
2016 |
Объем реализации продукции |
Ед. Тыс. руб. |
175 6893 |
175 7414 |
188 7385 |
199 7258 |
735 28950 |
Средняя цена комплекта |
Тыс. руб. |
39 |
42 |
39 |
37 |
39 |
|
2017 |
Объем реализации продукции |
Ед. Тыс. руб. |
200 8443 |
203 8563 |
213 7950 |
220 10294 |
835 35250 |
Средняя цена комплекта |
Тыс. руб. |
42 |
42 |
37 |
47 |
42 |
|
2018 |
Объем реализации продукции |
Ед. Тыс. руб. |
348 14768 |
398 16869 |
346 14694 |
283 12020 |
1375 58350 |
Средняя цена изделия |
Тыс. руб. |
42 |
42 |
42 |
42 |
42 |
Анализ средних цен показывает, темп роста цен в 2018 г. по сравнению с 2016 г. составил 107,69 %, а по сравнению с показателем 2017 г. средние цены не изменились.
В таблице 3 представлена динамика объема реализации за 2016-2018 гг.
Таблица 3
Динамика реализации продукции