Файл: Применение результатов маржинального анализа в практике управления ( Теоретические аспекты маржинального анализа деятельности предприятия ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 477

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1. Графический метод определения безубыточного объема производства[20]

Рассмотренные методы определения объема безубыточных продаж могут применяться к реальным экономическим ситуациям при определенных допущениях. Прежде всего, необходимо отметить, что на самом деле картина, представленная при описании методов, верна лишь в ограниченном диапазоне объемов выпуска. Ограниченность проистекает, прежде всего, из того, что при достаточно большом объеме выпуска продукции перестают быть верными многие предпосылки, лежащие в основе анализа безубыточности. Например, неизменный характер и величина постоянных расходов[21].

Для того, чтобы можно было возможно точнее представлять область релевантности для анализа безубыточности, перечислим допущения, использованные для построения вышеописанных моделей[22]:

  • поведение общих затрат и выручки жестко определено и линейно в пределах области релевантности. Это предположение верно лишь для тех случаев, когда изменение выпуска продукции фирмы невелико по сравнению с емкостью рынка данной продукции. Иначе нарушается линейность зависимости между объемом выпуска и выручкой;
  • все затраты можно разделить на переменные и постоянные;
  • постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах области релевантности[23]. Очень важное предположение, существенно облегчающее анализ, но и сильно ограничивающее область релевантности. В самом деле, при таком предположении объем выпуска продукции ограничен имеющимися основными средствами;
  • переменные расходы остаются независимыми от объема выпуска в пределах области релевантности[24]. На самом деле величина переменных расходов есть некоторая функция от объема производства, так как существует эффект падения предельной производительности факторов производства. Поэтому в условиях предположения о независимости постоянных расходов от объема производства переменные расходы увеличиваются с ростом объема производства;
  • цена реализации выпуска не меняется[25]. Наиболее уязвимое предположение, так как цена реализации продукции зависит не только от действий самого предприятия, но и от структуры спроса на рынке, действий конкурентов, ситуации на рынке товаров-субститутов. Затраты предприятия на продвижение товара на рынок, организацию собственной торговой сети могут оказать существенное влияние на изменение цены реализации;
  • цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются;
  • производительность не меняется;
  • отсутствуют структурные сдвиги в производстве;
  • на затраты релевантно влияет только объем производства, то есть в ходе анализа абстрагируются от влияния внешней среды и причисляют к постоянным затратам все не зависящие от объема выпуска издержки производства;
  • объем производства равен объему продаж, или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны[26].

Реальные экономические условия не удовлетворяют всем перечисленным выше допущениям. Однако, можно аппроксимировать рассмотренные методы анализа безубыточности к реальным условиям с помощью приема, известного как чувствительный анализ[27]. Чувствительный анализ использует прием «что будет, если», который предполагает ответ на вопрос, как изменится результат, если первоначально спроектированные допущения не будут достигнуты или ситуация с допусками изменится. Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности, то есть та величина выручки, которая находится за точкой безубыточности[28]. Ее сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.

1.3. Факторы, влияющие на безубыточность деятельности предприятия

Экономическая модель поведения затрат, объема производства и прибыли представлена на рис. 2.

В соответствии с данной моделью предприятие может наращивать объемы продаж только путем уменьшения цены реализации единицы продукции, в результате чего линия выручки от реализации, возрастающая вначале, постепенно замедляет подъем, а затем опускается вниз. Это связано с тем, что в определенный момент положительный эффект от увеличения объема продаж оказывается ниже отрицательного влияния снижения цен[29].

Рисунок 2. Экономическая модель поведения затрат, объема производства и прибыли[30]

Как видно из рис. 2, линия выручки от реализации пересекает линию общих затрат в двух точках. Это означает, что в экономической модели безубыточности существует два уровня выпуска и реализации продукции, при которых общие затраты равны выручке от реализации, то есть две точки безубыточности. На поведение совокупных затрат в этой модели наиболее сильное влияние оказывают переменные издержки, изменяющиеся в соответствии с известным эффектом масштаба[31].

Рассмотрим факторы, влияющие на обеспечение безубыточности продаж:

  • переменные издержки, которые колеблются прямо пропорционально объему продаж – с увеличением переменных издержек объем безубыточных продаж возрастает;
  • постоянные издержки, которые остаются неизменными при любых колебаниях, относящихся к рассматриваемой ситуации – с увеличением постоянных издержек объем безубыточных продаж возрастает;
  • продажная цена единицы продукции – с увеличением цен объем безубыточных продаж снижается. Однако, следует учитывать, что при определенном значении цены спрос на товар может падать, что негативным образом влияет на безубыточность продаж;

Анализ функциональной связи между затратами, объемом производства и прибылью свидетельствует о наличии таких показателей, как критическая точка и зона безопасности. Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков.

Выводы

Исследование зависимости затрат и объема производства, лежащий в основе анализа безубыточности, оказывает существенную помощь в принятии управленческих решений в области ценообразования, планирования прибыли. Такой анализ позволяет устанавливать критическую точку объема производства, при превышении которой организация начинает получать прибыль. Точка безубыточности – это точка, в которой общие доходы равны общим издержкам.

Маржинальный анализ показывает, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнить свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков.

В экономической теории и практике существует три основные подхода к определению объема безубыточного производства: метод, основанный на использовании аналитических выражений, метод маржинального дохода, метод графического изображения.

Глава 2. Маржинальный анализ деятельности ООО «ВИКО»

2.1. Краткая характеристика ООО «ВИКО»

ООО «ВИКО» является юридическим лицом по российскому законодательству, имеет самостоятельный баланс и действует на основе полного хозрасчёта, самоокупаемости, самофинансировании, имеет свой расчётный счёт в банке.

Предметом деятельности ООО «ВИКО» является изготовление столярно-мебельных изделий.

ООО «ВИКО» представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс взаимо­связанных структурных подразделений (рисунок 3).

Директор

Заместитель директора по производству

Главный бухгалтер

Коммерческий директор

Начальники цехов

Бухгалтерия

Заведующий магазином

Заведующий складом

Начальник цеха по реставрации и ремонту мебели


Начальник цеха по обработке пиломатериалов

Начальник цеха по изготовлению мебели

Начальник транспортного цеха

Рисунок 3. Система управления ООО «ВИКО»

Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВИКО» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели финансово-хозяйственной деятельности

ООО «ВИКО» за 2016-2018 гг.

Показатели

Единицы измерения

2016

2017

2018

Темпы роста (динамики), %

Базисные

Цепные

Выручка

Тыс. руб.

28950

35250

58350

201,6

165,5

Среднесписочная численность работающих

чел.

36

42

45

125,0

107,1

в том числе служащих

8

9

10

125,0

107,1

в том числе продавцов и рабочих

28

33

35

125,0

100,0

Выручка на одного работающего

Тыс. руб.

963,13

1118,58

1296,68

134,6

115,9

Валовой доход

тыс. руб.

37890,0

55212,0

58200,0

153,6

105,4

Прибыль от продаж

тыс. руб.

1821,0

2877,5

5286,6

290,3

183,7

Рентабельность продаж

%

5,3

6,1

9,1

172,5

147,9

Данные таблицы 1 свидетельствуют в целом о положительной динамике основных финансовых показателей предприятия за 2016-2018 гг.

Рентабельность в 2018 г. составила 9,1%, что говорит об эффективной деятельности предприятия, однако наблюдается снижение темпов ее роста. В целом деятельность ООО «ВИКО» является эффективной, так как предприятием получена прибыль, достигнут средний уровень рентабельности.


2.2. Анализ объема производства и затрат на него

Как видно из данных таблицы 2 в 2017 г. было реализовано 3 340 комплектов мебели, что на 13,61 % больше, чем в 2016 г. В 2018 г. предприятие продолжало наращивать объемы производства – было изготовлено 5 500 комплектов мебели, что на 64,67 % больше, чем в 2017 г. и на 87,07 % больше, чем в 2016 г.

Таблица 2

Анализ реализации изделий ООО «ВИКО» по кварталам за 2016-2018 гг.

Год

Наименование показателей

Ед. изм.

I

II

III

IV

За год

2016

Объем реализации продукции

Ед.

Тыс.

руб.

175

6893

175

7414

188

7385

199

7258

735

28950

Средняя цена комплекта

Тыс.

руб.

39

42

39

37

39

2017

Объем реализации продукции

Ед.

Тыс.

руб.

200

8443

203

8563

213

7950

220

10294

835

35250

Средняя цена комплекта

Тыс.

руб.

42

42

37

47

42

2018

Объем реализации продукции

Ед.

Тыс.

руб.

348

14768

398

16869

346

14694

283

12020

1375

58350

Средняя цена изделия

Тыс.

руб.

42

42

42

42

42

Анализ средних цен показывает, темп роста цен в 2018 г. по сравнению с 2016 г. составил 107,69 %, а по сравнению с показателем 2017 г. средние цены не изменились.

В таблице 3 представлена динамика объема реализации за 2016-2018 гг.

Таблица 3

Динамика реализации продукции