Файл: Процессы принятия решений в организации (Структура принятия решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные принципы, на которых строится бригадная структура: автономная работа; самостоятельное принятие решений и координация по горизонтали; смена жестких связей гибкими; привлечение для разработки и решения задач сотрудников других функциональных подразделений.[77]

Переход к бригадной структуре требует значительной подготовки: распределение персонала по бригадам (10-15 чел.); назначение руководителя исходя из характера работы; организация работы по принципам взаимопомощи, взаимозаменяемости, личной ответственности, адаптивности; приведение персонала к состоянию универсальности; организация сочетания коллективной и общей ответственности; стимулирование экономически выгодного сотрудничества; организация зависимости оплаты труда каждого работника с общими результатами (Приложение 7).[78]

Таким образом, по данной главе можно сказать, что структура управления оказывает огромное влияние на все аспекты управления, так как она связана с ключевыми понятиями управления-целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, полномочиями людей. Поэтому руководители всех уровней уделяют большое внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или сочетание типов структур, изучению тенденций их строительства, оценке их соответствия целям и задачам. Элементами структуры управления являются: управленческий работник-лицо, выполняющее определенную управленческую функцию; орган управления - группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из первичных групп.

3. Информационное обеспечение управленческих решений в организациях

3.1 Методы принятия решений в организация. Риск при принятии решений в организациях

Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента. Первый заключается в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко. Все, что при этом делает человек, сводится к выбору направления действий. Трудно принять хорошее решение. Второй момент состоит в том, что принятие решений - это психологический процесс.[79]


В теории принятия управленческих решений используются разнообразные методы. Существует крупная классификация методов принятия решений.

Организационно-распорядительные методы - методы прямого воздействия, которые основаны на дисциплине, власти, ответственности, принуждении. Они делятся на 2 вида: организационно-стабилизирующие и методы распорядительного воздействия.[80]

Организационно-стабилизирующие методы в свою очередь делятся еще на 3 вида:

- методы организационного регламентирования. К ним относятся различные документы, регламентирующие работу какой-либо фирмы, т. е. устанавливают основные регламенты функционирования системы: соотношение между управляемой и управляющей подсистемами, определяют порядок функционирования самой системы и ее элементов, их подчиненность, закрепляет определенные функции.[81]

Например, устав акционерного общества. Положения об отделах закрепляют за ними определенные функции, а также обеспечивают соподчиненность одних служб другим. К этой же группе относятся должностные инструкции, которые также закрепляют соподчиненность, связи и обязанности руководителей и рядовых исполнителей:

- методы организационного нормирования. Эти методы служат основой производственных процессов и процессов управления. Методы организационного нормирования также делятся на более мелкие группы;[82]

- номенклатурно-классификационные нормативы. К ним можно отнести номенклатурно-классификационный справочник, применяемый в бухгалтерском учете. Основное его назначение - присвоение каждому виду сырья, комплектующих своего кода, что облегчает их учет;[83]

- организационно-технические нормативы. В качестве организационно-технических нормативов можно выделить применяемые на предприятии ГОСТы, сертификаты соответствия качества продукции требуемому уровню качества;

- оперативно календарные нормативы. Из оперативно-календарных нормативов применяются положение о схеме документооборота, порядок выписки, получения и оплаты товаров и т. д.;[84]

- организационно-структурные нормативы: положение об организационной структуре компании, ОСУП, штатное расписание.[85]

- административно-организационные. К административно-организационным можно отнести правила внутреннего трудового распорядка, правила предоставления отпуска, выхода на пенсию и т.д.[86]


- методы методического инструктирования. К методам методического инструктирования относится положение об учетной политике и ведении бухгалтерского учета на АО, которое определяет порядок и перечень используемых счетов бухгалтерского учета, порядок определения объема реализации и т.д. Сюда же можно отнести отраслевые методические рекомендации по планированию, учету себестоимости продукции в торговле, различные инструкции о порядке уплаты налогов, о безналичных расчетах, о порядке ведения кассовых операций в РФ и т.д.[87]

Методы распорядительного воздействия применяются дополнительно к методам организационно-стабилизирующего воздействия. Это оперативные методы с коротким временным периодом. Они действуют в динамике развития системы. Главная задача этих методов - приведение объекта управления в оптимальный режим функционирования при отклонениях от необходимого состояния. К ним относятся различные приказы, например, о приеме на работу или увольнении, приказ о предоставлении отчета о проделанной работе и т.д.[88]

Экономические методы управления - основываются на возможности использования экономических отношений элементов социально-экономической системы в целях ее более эффективного использования, функционирования и развития. Под экономическими методами управления понимают совокупность способов воздействия на экономические (материальные) интересы объекта управления (работника). Материальный интерес выступает как мотивационный фактор.[89]

Социально-психологические методы - учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления. Социально-психологические методы составляют третью и последнюю крупную группу методов в классификации. Под ними понимают группу методов, направленную на совокупность социальных интересов и психологических особенностей личности (работника). Таким образом, эти методы воздействуют на социальные процессы, протекающие в трудовых коллективах и межличностные отношения и связи.[90]

К психологическим методам можно отнести, например, выступления генерального директора перед управленческим персоналом с целью подтолкнуть к достижению определенных результатов, поощрения руководителя за хорошо выполненную работу, т.е. методы психологической мотивации.

Помимо данной классификации методов принятия решений выделяют также аналитические, статистические, математического программирования, активизирующие, ситуационные методы сценариев и ряд других методов.[91]


Аналитические методы основаны на работе руководителя или специалиста с набором аналитических зависимостей. В деятельности организации имеется много типовых зависимостей, имеющих объективный характер: зависимость между спросом и предложением; зависимость жизненного цикла продукции от времени; зависимость производительности труда от квалификации персонала; зависимость стиля управления от характера деятельности компании; зависимость качества управленческих решений от полноты и ценности информации.[92]

Статистические методы основаны на использовании информации о прошлом удачном опыте ряда организаций для разработки и реализации управленческих решений. Необходимые для статистических методов данные могут быть получены как по результатам реальных действий, так и путем статистического моделирования (т.е. выработанных искусственно).[93]

Математический метод (метод математического программирования) позволяет рассчитать лучший вариант управленческого решения по заданным критериям оптимальности. На базе математических соотношений соответствующая компьютерная программа позволяет либо разработать новое решение, либо выбрать подходящее из набора альтернативных решений.[94]

Активизирующие методы имеют несколько вариантов практического использования. К активизирующим методам относятся две группы методов: методы психологической активизации; методы подключения новых интеллектуальных источников.

К психологическим методам относятся: конференции идей; методы мозговой атаки; метод Дельфи; методы вопросов и ответов.

Методы подключения новых интеллектуальных источников основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под контролем высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта.[95]

Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к решаемой проблеме. Активизирующие вопросы для данного метода должны быть хорошо продуманы и составлены таким образом, чтобы они позволяли найти новые направления решения по поставленной задаче.[96]

Под управленческим риском будем понимать риск, возникающий в связи с процессом создания, освоения и вывода продукции на рынок.

Риск возникает в силу неопределенности условий и процессов деятельности организаций. Управленческая деятельность, необходимая для выживания предприятия в современных условиях, вносит радикальные изменения в производственные процессы, в тоже время, уменьшая предсказуемость результатов деятельности организации. Рост неопределённости повышает риск отрицательного результата управленческого решения.[97]


Особенностью риска при принятии управленческого решения, является то, что он присутствует всегда и единственный способ его избежать - не принимать решение.[98]

Управленческий риск имеет объективно-субъективную природу. Основными источниками риска являются:

- неполнота или недостаточность информации - уникальность реализуемого управленческого решения оборачивается отсутствием аналитической базы данных прошлых периодов, и, как следствие, невозможность использовать ряд инструментов (например, экстра-поляционный анализ) для прогнозирования результатов.[99]

- субъективность восприятия информации, следствием чего является возможное принятие неверного решения - лицо, принимающее решение (ЛПР) может иметь склонность к принятию определенного типа решений, в частности обусловленных его специальностью, опытом работы, менталитетом, что может привести к ошибкам в управлении. Следствием такой ситуации является снижение потенциала рассматриваемого управленческого решения.[100]

В основе риска принятия управленческого решения лежат два рисковых комплекса. Первый заключается в процессе разработки управленческого решения и заключается в необходимости определения работ по НИОКР, организации производства и разработки комплекса по продвижению и сбыту продукции. Ошибки, допущенный на данной стадии являются непоправимыми, так как на данный раздел приходятся основные затраты, окупаемость которых является главным вопросом любого управленческого решения.[101]

Второй комплекс связан с непосредственным воплощением решения. Риск в данной категории сосредоточен в основном в области учета социально-экономических особенностей, а также особенностей менталитета работников.

В рамках подобных комплексов, ряд авторов выделяет следующие классификационные факторы риска при принятии управленческих решений:

1 Источник риска - подразумевает возможность выделения определенных объектов, ситуаций, создающих рисковый прецедент. Данный фактор дает возможность создать определенную классификацию рисков, так как обуславливает привязанность риска к чему-либо.[102]

2 Управляемость - подразумевает целесообразность минимизации риска и потерь, в результате наступления критической ситуации. Управленческое решение возможно реализовать тогда, когда влияющие на него риски является контролируемыми, а наступления их последствий можно спрогнозировать. В случае наличия неуправляемого риска (к данному виду можно отнести политическую нестабильность, общее кризисное состояние экономики, безальтернативную зависимость от поставщиков сырья и материалов), реализация управленческого решения нецелесообразна.[103]