Файл: Понятие и сущность социально-психологического климата организации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные характеристики социально-психологического климата организации
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата организации
2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «Аргоник»
2.1 Общая характеристика ООО «Аргоник»
2.2 Основные аспекты социально-психологического климата предприятия
2.3 Результаты эмпирического исследования социально-психологического климата в ООО «Аргоник»
2.4 Анализ результатов исследования состояния СПК коллектива фирмы в целом
3 РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ООО «АРГОНИК»
3.1 Разработка социальной политики предприятия
- выявить лидеров и обеспечить их поддержку
- обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
4. Психологические методы – они основываются на знании психологии человека, так же они известны как «методы убеждения». К основным элементам психологических методов относят:
- психологическое планирование
- типы личности, темперамент, черты характера, направленность личности
- интеллектуальные способности личности
- психологическое воздействие
- методы познания человека
- способы психологического воздействия
Именно психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. они направлены на конкретную личность рабочего или служащего. С них можно обратится к внутреннему миру человека, направить его потенциал на решение задач организации. Рассмотрим отдельно элементы психологических методов.
- Психологическое планирование позволяет более эффективно определить психологическое состояние сотрудников организации. Так же с помощью психологического планирования многие управленцы ставят цели развития предприятия, определяют критерии эффективности, разрабатывают психологические нормативы и т.д.
- Выделяют 4 основных темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. От типа личности зависит внутренний потенциал человека, то как он способен работать, насколько он будет преследовать общую цель организации, его потенциал. Благодаря темпераменту и типу личности можно определить назначение и место человека в коллективе, дальнейшую психологическую работу с ним для поддержания более благоприятной атмосферы.
- Без осознания своих интеллектуальных способностей человек не может грамотно понимать свои возможности, оценить свои профессиональные ориентации, планировать карьеру, организовать себе продвижение по служебной лестнице. Уровень интеллекта имеет три градации: высокий, средний, низкий. Логические способности, интеллектуальные, мышление, память определяют с помощщью различных психологических тестов и методик. Полученные результаты анализируют, дают человеку советы по его профессиональным навыкам, его будущей профессии.
- С помощью способов психологического воздействия можно определить приемы воздействия, разрешенные законом для координации личности. К способам психологического воздействия относятся внушение, убеждение, подражание, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, командование, обманутое ожидание, комплимент, похвала, просьба, совет. Каждый из способов предполагает различное решение проблемы:
- внушение – это воздействие на человека, с целью изменением им его поведения, при внушении не происходит критической оценки ситуации.
- убеждение – это воздействии на психику человека с помощью различных аргументов для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.
- подражание – способ воздействия с помощью личного примера, похвала самого себя. Требование что бы все делали как я!
- принуждение – применяется только в крайних случаях, когда другие формы не воздействуют на личность и не дают никаких результатов. При принуждении сотрудника заставляют, а иногда это происходит и против его воли, выполнять определенную работу.
- побуждение – ощущение позыва, когда на работника воздействую с помощью похвалы, подчеркивают его положительные качества, говорят об успешном выполнении поручений. Побуждение приводить к повышению осознания своей значимости в организации.
- осуждение – этот прием применяется к тем сотрудникам, которые не понимают общей цели, не стремятся выполнить задачи фирмы, допускают большое отклонение от моральных норм коллектива.
- требование, как и распоряжение может быть эффективно только в одном случае, когда у руководителя есть власть и он пользуется авторитетом.
- порицание эффективно применять только в том случае, если сотрудник воспринимает руководителя как «один из нас», в ином случает оно будет восприниматься как необязательное назидание: выслушал и забыл.
- командование – это быстрое и точное исполнение. При выполнении команд не рассуждают. Есть два вида команд:
1. Запретительные – они применяются в том случае, если надо немедленно прекратить нежелательное поведение, чаще всего подаются твердым, спокойцным голом, или немного на повышенных тонах с эмоциональным окрасом.
2. Побудительные – они нацелены на быстрое включение поведенческих механизмов человека.
- комплимент нередко сравнивают с лестью. Чаще всего это зависит от интонации человека, который делает комплимент (руководителя).
- похвала тесно связана с побуждением.
- просьба чаще всего распространения как форма общения между коллегами, нежели между подчиненными и руководителем. Под просьбой часто подразумевается совет для более эффективного решения рабочей задачи. Просьба руководителя практически всегда очень эффективно влияет на выполнение поставленных задач, так как подчиненные воспринимают её как уважение к своей личности со стороны руководителя, при просьбе от руководителя подчиненный понимает, что подвести его он не может.
Итак, социально-психологические методы представляют собой крайне сложный, но эффективный инструмент воздействия на различные социальные группы людей и личность человека. Грамотное управление персоналом заклюбчается в нормировании и верном применении тех или иных приёмов, входящих в социально-психологические методы.
2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «Аргоник»
2.1 Общая характеристика ООО «Аргоник»
Полное наименование: общество с ограниченной ответственностью «Аргоник». Сокращенное наименование: ООО «Аргоник». Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в 2014 году.
Основной целью деятельности организации является услуги по сварочным работам, а так же изготовление металлических конструкций, получение экономических выгод (прибыли) для удовлетворения интересов участников и членов трудового коллектива ООО «Аргоник».
Основными задачами организации являются:
- оказание сварочных работ;
- изготовление металлических конструкций по индивидуальным чертежам;
- оказание токарных работ;
- автомотовело ремонт.
Конечно, помимо данных задач, ООО «Аргоник» как и любое другое предприятие выполняет ряд стандартных функций:
- ведение бухгалтерии
- налоговый учет
- кадровая работа
- учет коммерческих сделок
Структура организации ООО «Аргоник» является линейно-функциональной из-за небольших масштабов организации и специфики своей деятельности.
Генеральный директор
Главный бухгалтер
Начальник производственной части
Коммерческий директор
Сварщики
Токарь-фрезеровщик
Монтажники
Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Аргоник»
Деятельность каждого сотрудник определяется должностными обязанностями и регулируется трудовым договором в соответствии с трудовым законодательством в Российской Федерации.
Из представленной схемы на рисунке один можно увидеть, что на предприятии преобладают технические профессии, управленческое звено представлено всего тремя должностями. В силу того, что в штатном расписании мало единиц, это не дает развития карьерного роста – данная проблема является одной из главных в таких организациях.
Проведя исследование организационной культуры фирмы, можно отметить, что, благодаря, малому количеству сотрудников, между ними складываются тесные неформальные контакты. Такой вид общения в организациях играет очень значительную роль в управлении. Но не стоит забывать, что иногда такое общение может привести к нежелательным последствиям – процесс восприятия задач подчиненными, процесс исполнения поручений и т.д. Обратим внимание на уровень организационной культуры: часто в таких организациях он находится в среднем положении, т.к. руководители не стремятся практиковать совместные мероприятия для развития командного духа – в ООО «Аргоник» именно данная ситуация.
Что бы решить выявленные проблемы, необходимо провести ряд мероприятий:
- Карьерный рост – необходимо решить данную проблему, т.к. от этого зависит мотивация сотрудников. Если расширение штатного расписание невозможно, то можно внедрить систему разнообразного стимулирования сотрудников, поощрений как денежных, так и в виде благодарностей для компенсирования данного недостатка, ввести систему вознаграждения, материального и морального поощрения. (отсутствие карьерного роста).
- Для повышения уровня организационной культуры необходимо проведение различных мероприятий, направленных на развитие командного духа: тренинги, корпоративные праздники, семинары и т.д.
Без мотивации невозможно решить следующие задачи:
- стабилизация коллектива
- повышение производительности труда
- повышение квалификации рабочих
На фирме можно так же выделить и второстепенные цели, помимо основной:
- Создание рабочих мест
- Получение прибыли
Данные цели достигаются путем стремления фирмы к оказанию качественных услуг (услуги сварки, услуги по изготовление металлоконструкций). Данные услуги нужно оказывать так, что бы зарекомендовать себя на рынке услуг как одного из лучших производителей и работодателя.
Еще одной, не менее важной составляющей внутренней среды является производственный процесс, технологическое оснащение, маркетинг и т.д.
Систематизировать наиболее существенные элементы внутренней среды позволит свод-анализ слабых и сильных позиций во внутренней среде организации (таблица 1).
Таблица 1 - Сильные и слабые стороны внутренней среды ООО «Аргоник»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Высокая техническая и технологическая оснащенность |
Слабая маркетинговая кампания, отсутствие рекламы как таковой |
Выгодное месторасположение (в центре г. Москвы – Волгоградский пр-т) |
Отсутствие собственного здания (арендуются помещения у института картографии) |
Наличие собственной автостоянки |
Невозможность расширения своих площадей путем пристройки новых объектов |
Из данной таблицы мы видим, что ООО «Аргоник» имеет одинаковое колличество слабых и сильных сторон. Для возможности решения выявленных недостатков можно порекомендовать следующие мероприятия:
- Обратить внимание на маркетинговую политику фирмы. Необходимо разработать концепцию рекламы
- Поиск средств на покупку собственного здания, что позволило бы значительно расширить производство.
Если проблема рекламы довольно-таки легко устранима и в наше время является мало затратной, то покупка собственного здания очень проблематична. Во-первых сложно найти подходящее здание с нужными помещениями, во-вторых на это нужны очень крупные затраты, которые в данный момент фирма не может себе позволить. Здесь стоит уделить больше внимания рекламы для ускорения привлечения клиентуры, тогда будет больше заказов и можно уже говорить о хорошем увеличении прибыли.
Для выявление возможностей и угроз фирмы изначально стоит увидеть как на фирму влияют различные факторы, такие как:
- экономические
- политические
- социальные
- технологические условия в регионе и в стране. Для этого обратимся в методике PEST анализа.
Таблица 2 - Матрица PEST – анализа
Политико-правовые факторы |
1. Изменение правовых основ в плане регулирования коммерческой деятельности предприятий |
Социальные факторы |
1. Снижение уровня платежеспособности населения |
2. Неблагоприятная ситуация в регионе в связи с низким уровнем жизни населения |
Экономические факторы |
1. Изменения в налоговом законодательстве, повышение ставок налога на имущество |
2. Изменение в рыночной конъюнктуре |
Технологические факторы |
1. Медленный процесс внедрения новых технологий, преобладание старых технологических процессов |