Файл: Понятие и сущность социально-психологического климата организации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные характеристики социально-психологического климата организации
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата организации
2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «Аргоник»
2.1 Общая характеристика ООО «Аргоник»
2.2 Основные аспекты социально-психологического климата предприятия
2.3 Результаты эмпирического исследования социально-психологического климата в ООО «Аргоник»
2.4 Анализ результатов исследования состояния СПК коллектива фирмы в целом
3 РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ООО «АРГОНИК»
3.1 Разработка социальной политики предприятия
По рассмотренным выше положениям можно выделить возможности и угрозы деятельности ООО «Аргоник» (таблица 3).
Таблица 3 - Возможности и угрозы деятельности ООО «Аргоник»
Возможности |
Угрозы |
Сокращение расходов путем перехода к новому поставщику материалов |
Усиление позиций конкурентов |
Заключение долгосрочных договоров с клиентами |
Смена арендодателя (повышение цен на аренду помещений) |
Усиление позиций торговли и производства |
На основе приведенных выше данных можно сделать вывод, что положение ООО «Аргоник» на рынке услуг свалки, токарно-фрезерных работ, изготовления металлоконструкций достаточно стабильно, у фирмы стабильными связями с клиентами, позиция конкурентов на данный момент слабая.
2.2 Основные аспекты социально-психологического климата предприятия
Для решения задач морально-психологического характера воздействия как на отдельную личность, так и на весь коллектив в целом применяется в первую очередь моральное стимулирование. Оно позволяет работникам полностью осознать свою значимость, необходимость своего труда. Методы стимулирования должны обеспечивать связь между результатами труда и мерой морального или материального поощрения.
В ООО «Аргоник» оплата труда является важнейшим средством стимулирования работников за добросовестную работу. К сожалению, для поднятия мотивации в фирме не распространен такой вид стимулирования, как премия (не развита система премирования).
Что касается текучести фирмы ООО «Аргоник» - её нет. Это говорит о том, что у работников все-таки есть стимул работать в данной оргнизации, здесь хорошая зарплата (чуть выше среднего по Москве в данной сфере), практически все сотрудники фирмы работают в ней с момента образования. Это является значительным преимуществом организации, потому что отсутствуют затраты на обучение новых сотрудников, их адаптацию и т.д.
Однако, нельзя сказать, что на предприятии мотивации нет совсем, несмотря на отсутствие материального стимулирования. В силу того, что на фирме мало количества персонала (15 человек), руководящий состав имеет личный контакт с каждым сотрудником и является для них авторитетом – это, как раз можно отнести к мотивационным факторам.
Так же к положительным мотивационным факторам можно отнести вид выполняемой работы. Каждый заказ имеет свою специфику, свой подход, работу не является разнообразной, иногда требует творчества, особых знаний и навыков. Это придает высокий интерес к труду и повышает мотивацию.
Еще одним из способов морально-психологического стимулирования является оптимизация рабочего места, более современное оборудование, можно так же рекомендовать закупку спецодежды с единым логотипом фирмы, оборудование комнаты отдыха, организация совместных праздников.
Таким образом, весь анализ социально-психологического климата можно свести в одну таблицу слабых и сильных сторон управления персоналом (таблица 5).
Таблица 5 - Слабые и сильные стороны социально-психологического климата в ООО «Аргоник»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Простая организационная структура |
Средняя мотивация к труду (не развит механизм премирования, отсутствие возможности для самореализации, отсутствие как такового повышения квалификации) |
Наличие организационной культуры (тесные неформальные отношения) |
Отсутствие карьерного роста |
Авторитет руководства, как в формальном, так и в неформальном общении |
Отсутствие субординации |
Хорошие показатели средней з/п |
Для преодоления проблемных моментов в социально-психологическом климате организации, следует предложить следующие меры:
- Прежде всего, необходимо уделить особое внимание на низкую мотивацию к труду, которая может крайне негативно оказывать влияние на дальнейшее существование организации. Для этого следует продумать, разработать и провести социальною политику фирмы:
- премирование отличившихся работников
- организацию повышения квалификации
- различные способы морального поощрения (грамоты, благодарности и т.д.)
- Для решения проблемы карьерного роста, следует попробовать расширить ставки в штатном расписании, ввести единицу бригадира или старшего мастера. Это не только решит проблему карьерного роста, но и облегчит задачу вышестоящего руководства в отслеживании выполнения качества работы за каждым сотрудником, т.к. это перейдет в должностные обязанности бригадира/старшего мастера. Так же это даст толчок в развитии инициативным работникам, у каждого появиться стимул показать себя.
2.3 Результаты эмпирического исследования социально-психологического климата в ООО «Аргоник»
В исследуемом коллективе изучались следующие социально-психологические показатели на основе социометрического метода.
- Социальный статус.
- Уровень оценки деловых качеств сотрудников друг другом (деловой критерий)
- Уровень оценки личностных качеств (личностный критерий)
- Уровень оценки одинарного ролевого критерия (неформальное лидерство)
- Референтометрический критерий.
Исходя из обработки данных, полученных в ходе эмпирического исследования, установлено следующее.
Каждому члену коллектива (как обычным сотрудникам, так и управляющему персоналу) был присвоен собственный номер.
При исследовании социального статуса был выделен неформальный лидер, к его мнению прислушиваются, он является для многих авторитетом. Им является сотрудник под номером 3.
Неформальным лидером (показатель оценки одинарного ролевого критерия - 0,33), мнение которого наиболее авторитетно для коллектива (референтометрический критерий - 0,66) является член коллектива №2, но при этом он себя таковым не ощущает, он поддерживает со всеми членами коллектива ровные отношения, не проявляет сильной инициативы, и не занимает руководящей должности.
Так же можно сделать вывод, благодаря социограмме. Что сотрудник под номером 5 стремится к хорошим отношениям со всеми членами ООО «Аргоник», хотя сам получил лишь один положительный выбор.
В целом во всем коллективе проявляются тесные и устойчивые взаимоотношения, хотя кроме как рабочих моментов их ничего более не связывает. Это так же способствует благоприятной психологической атмосфере.
Были рассчитаны социометрические индексы, характеризующие социально - психологические особенности:
- Индекс сплоченности (0,20), демонстрирующий степень выраженности прочных психологических привязанностей членов группы друг к другу;
- Индекс связанности (0.23), определяющий степень выраженности взаимных симпатий по сравнению с односторонними предпочтениями;
- Индекс интегративности (1,1), характеризующий наличие/отсутствие в коллективе членов, находящихся в психологической изоляции (расчет индексов)
Это говорит о том, что дружественные отношения развиты недостаточно хорошо. Руководителям следует обратить внимание на различные корпоративные мероприятия, направленные на создание хорошей взаимопомощи, взаимоподдержки.
В анкете предложены полярные характеристики различных аспектов СПК. Они оцениваются в баллах (от-3 до +3).
Средний суммарный показатель СПК составляет 2,2 балла. Это достаточно высокий показатель.
Наиболее выраженным позитивным качеством, характеризующим СПК подразделения, является эмоциональное отношение сотрудников друг к другу (+2,5 балла). Достаточно высоки показатели характеристик, определяющих: доброжелательность;
взаимные симпатии и уважение к мнению других;
активность и энергичность группы, основанные на желании работать коллективно (каждая из них оценена 2,3 балла). Наиболее низкий показатель характеризует восприятие сотрудниками взаимоотношений как справедливых, поддержку и защиту слабых (+1,7 балла).
Восприятие производственных отношений в целом оценено в 3,7 балла, что соответствует уровню выше среднего. Оценки отношения сотрудников к содержанию трудовой деятельности варьируют от 2,7 до 4,6 баллов. Так, более низкие показатели отмечены в отношении ритмичности работы (3балла). Самый высокий показатель характеризует оперативность проведения совещаний (4,6) и характер адаптации новых членов в коллективе(4,6). Степень удовлетворенности деятельностью руководителя - весьма высок - 4,4 балла. Уровень дохода сотрудники оценивают средне (3, 5 балла).
Таким образом, не смотря на достаточно высокий уровень удовлетворенности сотрудников деятельностью руководителя и производственными отношений в целом, имеются резервы совершенствования социально-психологического климата, прежде всего в плане организации трудового процесса.
Согласно анализу результатов метода экспертных оценок были выявлены и проранжированы характеристики личности руководителя подразделения. При этом мы использовали 9 блоков качеств личности (каждый из которых содержит 7 признаков):
определенность;
осознанность;
целеустремленность;
избирательность;
тактичность;
действенность;
требовательность;
критичность;
ответственность.
Общий средний балл оценки (43,65) позволяет сделать заключение о высоком уровне развития качеств руководителя (Таблица 1).
Таблица 1.
Характеристика выраженности качеств руководителя
Оценка в баллах |
Характеристика уровня качеств |
менее 21 |
Практически непригоден к выполнению функций руководителя |
21-27 |
Низкий уровень |
28-36 |
Средний уровень |
более 36 |
Высокий уровень |
Лидирующие места по результатам экспертной оценки качеств руководителя (по 5-бальной шкале) занимают:
способности руководителя осознавать цели организаторской деятельности (4.80);
приоритет мотивов организаторской деятельности (4,90);
определенность, раскрывающая структуру интереса к различным аспектам своей деятельности (4,90);
четвертое ранговое место занимает способность руководителя брать на себя ответственность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива (4,80);
Здесь сотрудники негативно отнеслись к неспособности руководителя признавать ошибочность своих решений.
Следующее место, по степени выраженности, занимает требовательность (4,81) и способность активизировать деятельность сотрудников, находя наилучшие средства эмоционально-волевого воздействия, правильно выбирая момент их применения (4,81).
Сотрудники отмечают умение руководителя строить взаимоотношения (4,90), сочетая критичность (4,80) с умением глубоко и полно отражать психологические особенности коллектива (4, 90).
Малый разброс результатов оценивания свидетельствует о высоком уровне профессионализма и компетентности руководителя во всех аспектах своей деятельности и гармоничности качеств личности.
2.4 Анализ результатов исследования состояния СПК коллектива фирмы в целом
В процессе анализа результатов исследования состояния СПК фирмы, было выявлено, что ведущими характеристиками являются:
Преобладание жизнерадостного типа настроения (78,8%);
Активность и энергичность членов коллектива (57,6%);
Желание работать коллективно (57,6%);
Доброжелательность и взаимные симпатии (43,5%).
Вместе с тем, наблюдается:
отсутствие переживания по поводу совместных достижений и неудач (55,6%);
недостаточно уважительное отношение к сотрудникам (23,3%).
Таким образом, состояние СПК коллектива фирмы в целом можно определить как благоприятное. Но, вместе с тем, существуют немалые резервы для его улучшения.
-
- Отношение сотрудников к различным аспектам своей деятельности
Показателями, характеризующими отношение сотрудников к различным аспектам трудового процесса, являются:
удовлетворенность деятельностью руководителей (88,9%);
оперативность (55,6%) и конструктивность (55,6%) совещаний;
забота о новичках (44,4%);
отсутствие конфликтов из-за мелочей (33,3%);