Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, стресс на работе возникает как из-за личных характеристик сотрудника, так и предоставленных условий труда.

Стресс на работе приводит к ухудшению состояния и самочувствия. Кроме нарушения сна, перепадов настроения, расстройства желудка и головных болей, проблем в общении со своими домашними и друзьями постоянный стресс ухудшает течение хронических заболеваний, таких как, например, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни сердечнососудистой системы, различные гормональные нарушения, психологические состояния.

Ухудшение здоровья ведет к большему количеству листков нетрудоспособности, ко множествам замен, к простою работы, поэтому организация условий труда с минимизированием последствий стресса на работе это так же одна из основных задач работодателя. Но и сотрудник должен прекрасно понимать, подходит ему такая работа или нет. Благоприятные условия очень сильно влияют на качество работы и получения высоких результатов. К благоприятным условиям могут относиться: признание заслуг каждого сотрудника в отдельности, возможность для карьерного роста, поощрение инициативы и достойное материальное вознаграждение сотрудника, достойная зарплата за выполненную работу.

К примеру, в большинстве компаний США есть программы по стресс-менеджменту, разработанные специально для их сотрудников, которые учитывают условия труда, чем занимается кампания и т.д. Улучшение условий труда вместе с индивидуальными программами по стресс-менеджменту являются основой для предупреждения последствий стрессовых перегрузок на работе.

Бизнес в России — прочно связанная со стрессом сфера деятельности. Эффективность труда человека зависит от уровня его психического напряжения. Чем выше у него мотивация к работе, тем выше его нервное напряжение, а, следовательно, и стресс.

Большинство работодателей требуют от своих подчиненных максимального вовлечения и участия в производственный процесс, так как от производительности труда во многом зависит прибыль предприятия. Однако, не каждый сотрудник готов выполнять все требования начальства (если, конечно они выходят за рамки должностных обязанностей), на сотрудника начинают давить, отсюда и выплывает психологическое перенапряжение которое вызывает нарушения психической деятельности человека и последующий упадок сил.

Стресс, воздействуя на сотрудников, влечет дополнительные затраты и упущенную выгоду компаний.

Это выражается в:


- снижении производительности и качества труда;

- некорректных управленческих решениях;

- болезнях сотрудников и производственных травмах;

- расходах на замену сотрудников;

- прогулах;

- ухудшении имиджа компании.

Масштабы убытков, обусловленных стрессом, иллюстрируют данные International Association for Human Values:

- 40% текучести кадров происходит из-за стресса;

- 60–80% несчастных случаев на работе вызваны стрессом;

- 60% прогулов происходят по вине стрессов.

В 2003 г. потери, вызванные стрессами, обошлись экономике США в $50 млрд.

Современный бизнес ведется в условиях постоянного стресса — работникам компаний необходимо постоянно учитывать уровень развития конкурентов, тщательно продумывать собственные шаги по развитию компании. Отрицательное воздействие данных факторов на психику — предмет психологических исследований, который становится популярнее с каждым годом. Последнее исследование, к примеру, выяснило, что профессиональные стрессы приводят работников к психическим заболеваниям.

Данное исследование также выявило глобальное невнимание начальства к эмоциональному состоянию своих подчиненных, что еще больше подкрепляет психические заболевания работников. Исследователи обнаружили у них огромное количество разного вида душевных расстройств — депрессии, тревоги, панические состояния, шизофрения и др.

Оказалось, что повинны в этом именно условия их профессиональной деятельности. Эмоциональное здоровье работника стало просто несовместимо с темпами бизнес-процессов и постоянной борьбой на корпоративной арене. Проблема стала настолько серьезной (в частности, резко возросло количество суицидов среди работников фирм), что не могла не привлечь внимание психологов.

Психические заболевания, приобретенные на работе, ежегодно вымывают в среднем 105 миллиардов долларов из бюджета США. Под этой цифрой подразумеваются финансовые потери компаний от низкой продуктивности их работников, которая является следствием психических расстройств.

Сегодня эту проблему пытаются преодолеть с помощью различных программ, которые предполагают организацию консультаций и неотложной помощи для организаций, столкнувшихся с проблемой роста отклонений в психике среди своих работников. Однако, следует обращать больше внимания на профилактику этих заболеваний.

К примеру, всемирно известный концерн General Motors имеет собственную программу, согласно которой работники компании имеют неограниченный доступ к телефонным консультациям и бесплатным тренингам. General Motors также обучает менеджеров оказывать первичную психологическую помощь при наличии личных проблем у его подчиненного.


3.3 Профилактика профессионального стресса

Для того что бы качественно провести профилактические мероприятия для улучшения стрессовой обстановки в организации, прежде всего необходимо дать оценку эмоциональной обстановки в компании, выделить основные стрессогенные факторы и модели поведения персонала, например, степени устойчивости к организационному стрессу, уровню профессионального выгорания, нервно-психического напряжения, а также морально-психологическому климату в коллективе. На данном этапе необходимо опросить сотрудников, провести различные тренинги, тестирования, провести различные психологические интервью.

На основании данных диагностики выявляются «группы риска» и конкретные сотрудники, чьё состояние требует первостепенного вмешательства. Одновременно определяются основные проблемные зоны и стресс-факторы, которые необходимо корректировать (например, изменить график труда, режим работы, пересмотреть должностные обязанности и пр.), разрабатываются программы мероприятий по профилактике профессионального стресса.

Рассмотрим наиболее распространенные способы работы с профессиональным стрессом в российских организациях.

  1. Информирование работников.

Сообщение персоналу о признаках профессионального стресса и факторах риска - один из способов его профилактики. Здесь можно на информационном стенде размешать различные статьи посвещенные нашему здоровью, статьи о профилактике стрессовых ситуаций. Если сотрудник уже находится в «группе риска», то с ним можно провести различные тестирования, лекции, рассказать, чем это всё может закончится, выслушать его и дать совет. «Кто предупрежден, тот вооружен» - чем раньше и больше работник узнает, тем вероятнее он сможет избежать или снизить выраженность стрессового состояния.

  1. Тренинги для персонала.

Программа специального тренинга для персонала разрабатывается так же с учетом результатов диагностики. Но, как правило, центральной темой его становится не столько умение избегать стрессовых ситуаций, сколько способность находить наиболее оптимальные выходы из них.

Довольно часто составляющей таких тренингов становится обучение тайм-менеджменту - управлению временем - как своим, так и подчиненных. Его правильное распределение помогает избежать стресса, связанного с излишней или недостаточной загруженностью.


Еще одна важная часть специализированных тренингов должна быть посвящена стрессовым ситуациям, возникающим в ходе групповой деятельности. «Мозговой штурм», совещания, переговоры - все это неизбежно связано с нервным напряжением, хотя и представляет собой крайне важную и очень эффективную часть работы в компании.

  1. Тренинги для руководителей.

Тренинги для управленцев проводятся индивидуально, т.к. выкроить время для групповых занятий - серьезная проблема. Персональные же обычно проходят в кабинете руководителя 1-2 раза в неделю (по 15-20 минут), а их программа разрабатывается с учетом как эффективных, так и малоэффективных компонентов поведения руководителя. Все усилия направляются на минимизацию использования неуспешных стратегий, особенно в сложных бизнес-ситуациях.

  1. Корректировка микроклимата в коллективе.

Во многих случаях профессиональный стресс связан с неблагоприятным внутренним климатом в компании, что может быть проблемой как отдельных структурных подразделений, так и всего предприятия.

Пример из одной компании.

В фирме, работающей в сфере недвижимости, участились жалобы клиентов на грубое обслуживание со стороны сотрудников Call-центра. Чтобы снизить количество претензий, руководитель отдела установил систему контроля телефонных переговоров и ввел штрафы, но эти меры положительного результата не принесли. Более того, помимо роста жалоб клиентов, резко снизилась производительность труда и увеличилась текучесть кадров. Начальник отдела считал, что основная проблема заключается в низкой квалификации диспетчеров на телефоне, и изменить сложившуюся ситуацию можно с помощью «Тренинга телефонного общения» для работников Call-центра.

В результате проведенных HR-мероприятий была выявлена основная проблема - высокий уровень эмоционального напряжения у 90% сотрудников. Более того, было установлено, что у многих диспетчеров после общения со «сложными» клиентами возникали такие отрицательные эмоции, как раздражение, отчаяние, страх. Учитывая полученные результаты, была разработана программа коррекции этого состояния. «Тренинг телефонного общения», который проводился уже не раз, был не актуален. Основной задачей стало повысить у диспетчеров устойчивость к стрессу, научить их справляться с негативными эмоциями, раздражением и агрессией.

Были разработаны и проведены тренинги, направленные на обучение диспетчеров методам работы с трудными клиентами и способам психологической саморегуляции.


В рабочем помещении Call-центра был немного изменен дизайн: строгий офисный стиль был «разбавлен» элементами домашнего уюта - живыми декоративными цветами и картинами с пейзажами. Это дает возможность людям слегка «переключаться».

Одним из пожеланий самих диспетчеров было установить в кабинете «что-нибудь, позволяющее разгрузиться не только психологически, но и физически». Решить такую задачу было нелегко, учитывая множество ограничений, в том числе и маленькую площадь помещения. Тем не менее, в Call-центре выделили небольшой уголок за перегородкой, поставили велотренажер и повесили дартс, воспользоваться которыми может каждый сотрудник, но не более 20 минут в день. Результат не заставил себя ждать: «Уголок физической разгрузки» оказался самым эффективным решением.

Так же очень хороший эффект оказывают и корпоративные выезды на природу, общие спортивные мероприятия, дни здоровья и т.п. Удобная форма психогигиенической и стресс-профилактической работы на предприятии - создание комнат психологической разгрузки, где люди могут отдохнуть и настроиться на позитивный лад. Если в службе персонала есть психологи, то можно организовать «горячую линию» и индивидуальные «разгрузочные» консультации для работников «группы риска».

Кадровый отдел может иметь в своем арсенале довольно большой список способов работы с профессиональным стрессом, и их выбор обусловлен спецификой и возможностями предприятия. Но даже при отсутствии финансовых, человеческих или временных ресурсов каждый менеджер по персоналу может проводить работу по профилактике профессионального стресса. Главное - активно общаться с коллегами, оценивать их внутреннее состояние и быть способным влиять на него.

3.4 Методы борьбы со стрессом

Как же все-таки эффективно и без последствий преодолеть стресс?

Стресс, вызванный негативными эмоциями, приводит не только к ослаблению организма и различным заболеваниям, но и является причиной быстрого старения. Возникает вопрос: «Как противостоять стрессу, и как научиться управлять собой в подобных ситуациях?». Существуют эффективные методы борьбы со стрессом, благодаря которым можно научиться владеть собой, не зависимо от давления предрасполагающих факторов.

Основные способы борьбы со стрессом условно делятся на следующие группы:

Релаксация – система приемов способствующая расслаблению мышц;