Файл: Политика регулирования численности персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Планирование потребности в персонале
Глава 2. Анализ практики регулирования численности персонала в ООО «Успех Плюс»
2.1. Характеристика предприятия ООО «Успех Плюс» – сеть парикмахерских г. Красноярска.
2.2. Анализ системы планирования персонала, показателей потребности в персонале
Глава 3. Предложения по улучшению практики управления численостью персонала в ООО «Успех Плюс»
В таблице 10 представлены данные о квалификации парикмахеров.
Таблица 10
Образовательный уровень парикмахеров в 2014 г. [45]
Показатель |
Норматив |
Наличие |
Отклонение |
Парикмахеры В том числе |
53 |
54 |
+1 |
3 разряда |
9 |
10 |
+1 |
4 разряда |
19 |
21 |
+2 |
5 разряда |
25 |
23 |
-2 |
Из табл. 10 видно, что на предприятии наблюдается недостаток парикмахеров 5 разряда при избытке парикмахеров 3 и 4 разрядов, что свидетельствует о необходимости повышения квалификации работников.
Квалификационный и образовательный уровень служащих представлен в таблице 11.
Таблица 11
Квалификационный и образовательный уровень служащих[46]
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
Отклонение |
|
2014/ 2012 |
2014/ 2013 |
||||
Списочная численность служащих, чел. Лица, имеющие высшее образование Лица, имеющие средне-специальное образование |
8 4 4 |
9 5 4 |
8 4 4 |
- - - |
-1 -1 - |
Количество служащих, работающих по специальности, чел. |
6 |
6 |
6 |
- |
- |
Удельный вес лиц, имеющих высшее, средне-специальное образование, % |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
Удельный вес служащих, работающих по своей специальности, % |
75,00 |
66,67 |
75,00 |
- |
- |
Отметим, что лишь 75 % служащих в 2014 г. работают по специальности.
Выводы по Главе
Планирование потребности в персонале в ООО «Успех Плюс» осуществляется как в целом по предприятию, так и по отдельным парикмахерским. Ответственность за организацию планирования возложена на директора ООО «Успех Плюс». Функции планирования возложены на следующих специалистов: планирование объема оказания услуг – на ведущего специалиста по производству, финансовое планирование – на главного бухгалтера, планирование труда и заработной платы – на ведущего специалиста по кадрам. Составлением сводного годового плана развития предприятия и оперативных планов занимается ведущий специалист по экономике. На предприятии применяется централизованная система планирования. Планы предприятия разрабатываются ведущими специалиста под руководством ведущего специалиста по экономике. Координация планов осуществляется на верхнем уровне управления. Все планы разрабатываются на год с разбивкой по кварталам и месяцам года.
Планирование численности основных рабочих осуществляется на основе трудоемкости производственной программы; численность вспомогательных рабочих определяется по количеству рабочих мест; численность руководителей, специалистов, служащих - исходя из нормативов управляемости и по числу рабочих мест.
В 2012-2014 гг. численность персонала сократилась: в 2014 г. она на 14,29 % меньше, чем в 2012 г. и на 6,02 % по сравнению с 2013 г. Текучесть кадров на предприятии является высокой и превышает естественный уровень (3-5 %).
Проведенный анализ показал, что на предприятии имеется избыток основных рабочих в количестве одного работника. С учетом того, что в 2015 г. намечается высвобождение трех парикмахеров по собственному желанию, необходимо планировать замену двух увольняющихся парикмахеров. При этом по качественному составу на предприятии наблюдается недостаток парикмахеров 5 разряда при избытке парикмахеров 3 и 4 разрядов, что свидетельствует о необходимости повышения квалификации работников.
Предприятия располагает достаточным количеством управленческого персонала. Однако, лишь 75 % служащих в 2014 г. работают по специальности.
Глава 3. Предложения по улучшению практики управления численостью персонала в ООО «Успех Плюс»
Для того, чтобы обеспечить предприятие квалифицированными и мотивированными на активную трудовую деятельность кадрами, ООО «Успех Плюс» предлагается заключить с Краевым государственным автономным профессиональным образовательным учреждением «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства» (г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 17) договор о прохождении студентами производственной практики.
Проведенный анализ позволил сделать вывод, что в 2015 г. на предприятие необходимо будет принять трех парикмахеров. Поэтому предлагается предоставить место прохождения практики для трех студентов-выпускников, для того, чтобы по результатам практики можно было выбрать лучших (или принять на работу всех).
Для этого необходимо:
1. заключить договор с Колледжем сферы услуг и предпринимательства о прохождении практики студентами;
2. заключить со студентами срочный трудовой договор (ч. 2 ст. 58 ТК РФ): «Трудовой договор заключается на один месяца для прохождения производственной практики»;
3. издать приказы о приеме на работу по форме № Т-1. Студента следует ознакомить с приказом под роспись;
4. закрепить за практикантами наставников из числа наиболее квалифицированных и опытных парикмахеров.
По результатам прохождения практики практикантам, показавшим хорошие знания и практически навыки работы парикмахером, предлагается постоянное место работы.
При расчете экономической эффективности мероприятия будем исходить из того, что его внедрение позволит сократить текучесть кадров и, соответственно потери предприятия, связанные с ней.
В 2014 г. по причинам текучести кадров из ООО «Успех Плюс» уволилось 10 работников. Экономические потери предприятия по причине текучести кадров следующие:
1) снижение производительности труда работников перед увольнением: специалистами в сфере экономики труда установлено, что в среднем в течение 10 дней перед увольнением производительность труда падает на 50 %. Среднедневная производительность труда в ООО «Успех Плюс» в 2014 г. составила 0,552 тыс.руб. В расчете на 10 уволившихся и 10 дней потери составят: 0,552 * 10 * 10 * 50 % = 27,60 тыс.руб.;
2) потери, связанные с поиском персонала: затраты на объявления в газетах: 10 объявлений в год; стоимость одного объявления 500 руб.: 10 * 500 = 5,00 тыс.руб.
Итого потерь: 27,60 + 5,00 = 32,60 тыс.руб.
Рассчитаем затраты на внедрение мероприятия:
1) расходы на оплату труда практикантов за месяц практики: 1 месяц * 7 тыс.руб. * 3 чел. = 21 тыс.руб.;
2) расходы по обязательным страховым взносам и страхования от несчастных случаев на производстве и производственного травматизма: 21 * 0,302 = 6,34 тыс.руб.
Итого затрат: 21,00 + 6,34 = 27,34 тыс.руб. Источник финансирования – текущий доход.
Таким образом, планируемый экономический эффект составляет:
Э = 32,60 – 27,34 = 5,26 тыс.руб.
Проведенное исследование показало, что процесс планирования потребности в персонале в ООО «Успех Плюс» не автоматизирован. В бухгалтерии предприятия используется программа 1С: Бухгалтерия. В целях совершенствования планирования потребности в персонале предлагается использовать ведущим специалистом по кадрам надстройки этой программы – модуля 1С: Зарплата и управление персоналом 8 КОРП. Прикладное решение 1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП является комплексным решением для автоматизации процессов управления персоналом, кадрового учета и расчета заработной платы, ориентированным на средние и крупные предприятия. Функциональные возможности программного продукта позволяют обеспечить выполнение задач по всем процессам работы с персоналом.
Рисунок 2 - Структура программного модуля
1С: Зарплата и управление персоналом 8 КОРП
В области управления персоналом программа позволяет решать следующие задачи: планирование потребностей в персонале; поиск и отбор кандидатов, размещение вакансий на популярных интернет-сайтах и загрузка резюме кандидатов по заданным требованиям; планирование и учет расходов на персонал по проектам и направлениям деятельности; поддержка процедур адаптации и увольнения, планирование и контроль выполнения мероприятий, связанных с перемещением сотрудника; планирование занятости персонала; оценка персонала; обучение и развитие; формирование кадрового резерва и управление талантами; финансовая мотивация: создание гибких схем денежного вознаграждения; управление социальным пакетом и льготами; поддержка грейдов; самообслуживание сотрудников: самостоятельное получение сведений о своей зарплате, остатках отпусков, предлагаемых льготах.
Применение программного модуля значительно экономит время ведущего специалиста по персоналу, что наглядно представлено в таблице 12.
Таблица 12
Сравнительная таблица затрат времени на планирование
потребности в персонале, чел-час
Вид работ |
Фактическое время |
Время работ при использовании программы |
Экономия времени |
Анализ фактической численности персонала и ее соответствия производственной программе |
63,25 |
25,00 |
38,25 |
Анализ фактической квалификационной структуры персонала и ее соответствия требованиям производственного процесса |
103,15 |
60,00 |
43,15 |
Анализ текучести кадров и выявление тенденций ее развития |
17,00 |
2,50 |
14,50 |
Опрос работников с целью выявления возможного числа увольнений на планируемый период |
41,30 |
15,00 |
26,30 |
Прогнозирование потребной численности персонала на плановый период |
16,10 |
2,50 |
13,60 |
Итого экономия времени за год |
240,8 |
105,00 |
135,8 |
Экономия рабочего времени ведущего специалиста по персоналу составит 135,8 час.
Выводы по Главе
В целях совершенствования планирования потребности в персонале разработаны следующие мероприятия:
1) для того, чтобы обеспечить предприятие квалифицированными и мотивированными на активную трудовую деятельность кадрами, ООО «Успех Плюс» предлагается заключить с Краевым государственным автономным профессиональным образовательным учреждением «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства» (г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 17) договор о прохождении студентами производственной практики. По результатам прохождения практики практикантам, показавшим хорошие знания и практически навыки работы парикмахером, предлагается постоянное место работы;
2) в целях совершенствования планирования потребности в персонале предлагается использовать ведущим специалистом по кадрам модуля 1С: Зарплата и управление персоналом 8 КОРП. Прикладное решение 1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП является комплексным решением для автоматизации процессов управления персоналом, кадрового учета и расчета заработной платы, ориентированным на средние и крупные предприятия. Функциональные возможности программного продукта позволяют обеспечить выполнение задач по всем процессам работы с персоналом. Применение программного модуля значительно экономит время ведущего специалиста по персоналу.
Заключение
Планирование персонала – это процесс определения количественной и качественной потребности организации в персонале в будущем и оценки того, в какой степени эта потребность может быть удовлетворена.
Цель планирования потребности в персонале – иметь в нужном месте и в нужное время персонал необходимой квалификации для выполнения соответствующей работы.
При планировании кадров следует учитывать как количественную, так и качественную потребность в кадрах. Количественная потребность в кадрах – это потребность в определенном числе работников различных специальностей. Качественная потребность в кадрах - это потребность в работниках определенных специальностей необходимого уровня квалификации.
ООО «Успех Плюс» - это сеть парикмахерских г.Красноярска.
Планирование численности основных рабочих осуществляется на основе трудоемкости производственной программы; численность вспомогательных рабочих определяется по количеству рабочих мест; численность руководителей, специалистов, служащих - исходя из нормативов управляемости и по числу рабочих мест.