Файл: Влияние сексуальной̆ информации на сознание, поведение школьников (Психологические особенности юношеского возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В большей части просвещённого мира с давних пор детям прививают основы половой грамотности. Половое просвещение признается не только полезным, но и важным. К сожалению, эта тенденция обходит Россию стороной.

Специалисты констатируют —сегодня наше общество пожимает плоды российского полового воспитания, точнее ,его отсутствия. По количеству абортов, в том числе среди подростков, наша страна по-прежнему занимает лидирующее место в мире. А ситуацию с распространением ВИЧ в России между народные эксперты назвали «эпидемией». По темпам при рост а новых случаев этого заболевания наша страна опережает большинство государств мира ,даже страны Южной Африки. На начало 2017 года общее число случаев ВИЧ-инфекции среди граждан России достигло 1 114 815 человек (в мире – 36,7 миллионов ВИЧ-инфицированных, в т.ч. 2,1 млн. ДЕТЕЙ). А по расчетам международной организации ЮНЕЙДС (UNAIDS) в России уже более 1 500 700 ВИЧ-инфицированных (!), более того, согласно расчетам американских и швейцарских ученых в России сейчас (декабрь 2017) проживает более 2 миллионов больных ВИЧ-инфекцией (опубликовано в журнале PLOS Medicine)[1]. Но подростки этого не боятся: они просто не в курсе—в российских школах нету рока, где рассказали бы о том, чем опасен незащищенный секс. И любые разговоры об этом на высшем уровне признаны аморальными.

По абсолютному числу абортов Россия уступает только Китаю, а по относительным показателям, то есть по числу абортов на одно рождение и числу абортов на одну женщину репродуктивного возраста, находится на первом месте в мире. Каждый пятый аборт в стране делает подросток в возрасте от 10 до 18 лет. Среди женщин, госпитализированных в связи с осложнением после такой операции, больше половины—девушки до 20 лет[2].

Но самое печальное, что исследование, которое проводилось в Институте возрастной физиологии РАН, выявило—почти 80 % российских родителей тоже не готовы обсуждать с детьми темы, связанные с половой жизнью. Они считают, что это должен делать педагог, врач или другой специалист.

Таким образом, представленная информация объясняет актуальность темы влияния сексуальной информации на сознание и поведение школьников.

Изучением сексуального поведения и основ его формирования занимались такие ученые и исследователи как В.Б. Хасьянова, А.С. Зайцева, И.С. Кон, З. Фрейд и др.

Цель исследования – выявление влияния сексуальной информации на школьников.


Объект исследования – сексуальные знания и поведения школьников.

Предмет исследования – влияние сексуальной информации на школьников.

Гипотеза исследования – правильно представленная сексуальная информация оказывает положительное влияние на сознание и поведение школьников в области интимного поведения.

Задачи исследования:

1. Изучить психологические особенности юношеского возраста.

2. Рассмотреть основные психологические теории психосексуального развития.

3. Провести эмпирическое исследование влияния информации на тему секса на сознание и поведение школьников.

4. Сделать выводы.

Для реализации поставленных задач использовались такие теоретические и эмпирические методы исследования, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а так же тестирование и анкетирование учащихся и их родителей.

Исследование проходило на базе МОУСОШ №64 Г.Москва.

В исследовании приняли участие школьники 10 класса в количестве 50 человек. Из них 25 парней и 25 девушек в возрасте 16-17 лет. На проведение анкетирования и тестирования было получено разрешение родителей.

Также в опросе участвовали родители школьников. Из родителей согласились ответить на вопросы 19 человек в возрасте 35-48 лет.

Эмпирическое исследование, проведенное в 10 классах средней школы г.Москва, где не проводится планомерного полового воспитания учащихся, состояло из 3 этапов:

  1. Предварительное тестирование и анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам полового воспитания в их семьях.
  2. Проведение в не классных занятий полового воспитания.
  3. Итоговое тестирование учащихся.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психологические особенности юношеского возраста

Период юности—это промежуточное звено между детством и взрослостью. Данный период можно поделить на раннюю юность, это школьники старших классов (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (oт18-23 лет).

К 18 годам у юноши уже завершаются биологические и психологические функций, необходимых взрослому человеку для полноценного существования. Юношеский возраст—это последний подготовительный этап в взрослость.


Понятие «взрослость» понимают по разному. Понятие «взрослость» трактуется по-разному. С биологической точки зрения взрослость—это наступление полового созревания, способностью родить ребенка; социальная – независимость от родителя, психологическую взрослость связывают созрелой личностной идентичностью. Мера успеха взросления в социуме становится овладение культурой, системой знаний, традиций, общественных прав или ценностей, готовность к исполнению различных видов труда.

Период поздней юности определяют от 18 до 25 лет. Человек значится взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Ведущей деятельность труд с разделением профессиональных увлечений. Образование - специальное, профессиональное. Увеличивается денежная самостоятельность от родителей, большинство юношей сами становятся родителями.

Период юность рассматривается в различных теориях и подходах.

Например, в биогенетических теориях юность как этап в развитии организма, который отличается увеличением разнообразием способно с той и функций и успехами высшего уровня.

Представитель психо-аналитического подхода З. Фрейд понимал юность как «…этап психо-сексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либо до должен быть компенсирован защитными механизм а ми Я. Борьба тенденций со стороны Оно и Я проявляется в возрастающем беспокойстве и увеличении конфликтных ситуаций, которые постепенно, по мере установления новой гармонии Я и Оно, преодолеваются»[3].

Э. Шпрангер считал, что в период юности происходит погружение человека в культуру, в объективный и нормативный дух данной эпохи[4].

Социологические теории юности понимают ее, как фазу социализации, перехождение от несамостоятельного детства к независимой и ответственной деятельности взрослого при детерминации со стороны социума.

Психологические теории отдают главную роль индивидуальной стороне, особенным чертам душевного мира и самосознания взрослого человека, его вложению как действующего творца личного взросления.

По мнению Дарвиш О. В.: «юность—это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи»[5].

В. И. Слoбодчиков считает: «именно юношеский возраст является завершающей стадией ступени персонализации. Новообразование для данного возраста это само рефлексия. Юноша должен осознавать свою индивидуальность, должны появится жизненные планы и установка на сознательное построение своей жизни»[6].


Обозов Н. Н. пишет о том, что юность это: «критический период развития личности, когда тело и душа вступают в противоречие между собой и, главное, с родительской семьей, обществом и государством»[7].

Л. И. Божович видел в юношестве связь с установлением своего места в жизни и внутренней позиции, основание мировоззрения, нравственного сознания и самосознания[8].

Шпрангер выделяет следующие новообразования в юношестве это «…открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот и дети изнутри во вне: ототкрытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности»[9].

В период юности решаются разнообразные задачи.

Так, Р. Хавигхерст в период взросления выделил такие возрастные задачи как «…принятие собственной внешности, осознание особенностей своего тела иформирование умений эффективно его использовать (втруде, спорт е и т.д.); усвоение мужской или женской роли (складывание индивидуальной структуры своего гендерного поведения, своего «образа» гендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины); установление новых и более зрелых отношений сосверстниками обоих полов; завоевание эмоциональной независимости отродителей и других взрослых; подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии; подготовка к браку и семейной жизни, при обретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную спартнерствоми семьей; формирование социально ответственного поведения, гражданской активности (в том числе политической, идеологической, экологической и т.д.); построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения. Задачи развития включают ориентировку и определение своего места во взрослом мире, принятие и освоение социальных ролей, разрешение ролевых конфликтов, дальнейшее совершенствование стратегий преодоления трудностей. Некоторые из этих задач в большей степени характерны для первого

Периода взросления, для подростничества, другие—именно для юности»[10].

Э. Эриксон выделял для периода юность следующие задачи:«…появление чувства своей неповторимости, индивидуальности, не похожести на других, но если этого не возникает, то возможно диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная не определенность; пробы различных ролей; потребность и способность к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Ее альтернатива–чувство изоляции одиночества»[11].


В психологических период изациях Д. Б. Эльконинаи А. Н. Леонтьева ведущая деятельность в юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность[12].

Д. И. Фельдштейн считает, что «…в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности»[13]. Психологической особенностью юношества является направленность в будущее. Главной причиной развития личности в юношестве есть желание строить жизненные планы, обдумывать организацию жизненной перспективы.

Л. С. Выготский придерживался мнения, что в юности главным является развитию само сознания и личности. Он писал, что в юношестве существует открытие Я, своего мира мыслей, чувств и переживаний, которые человек считает исключительными и особенными[14].

Э. Эриксон видел центральной задачей взросления «…поиск личностной идентичности, хотя переопределение идентично стиможет происходить также в другие периоды жизни»[15].

К. Роджерс отмечает, что соотношения между Я-реальными Я-идеальным, очень важно в этот период :«…помере взросления, помере накопления опыта реальной деятельности и общения, складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает не зависимость отмнения родителей и учителей. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении и к их достижению Я-концепция (проявления которой—низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, боязнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной самооценкой связывают социальную пассивность, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивностьи, наконец, преступность»[16].

С. Л. Рубинштейн считал, что в юности «…вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обобщенное, итого в ое отношение к жизни», которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни»[17].

И. С. Кон выделял типы взросления:«…у одних людей юность-период "бури и натиска", протекающий бурно икризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими. У других юность протекает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы, обычно ассоциируются с юностью, им несвойственны; такие люди доставляют меньше всего хлопот воспитателям, но в ихразвитии механизмы при способления могут блокировать формирование самостоятельности. Третий тип юности, характеризуется быстрыми, скачко образными изменениями, которые эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши и девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, само дисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоциональная жизнь»[18][23,с.67].