Файл: Влияние сексуальной̆ информации на сознание, поведение школьников (Психологические особенности юношеского возраста).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологические особенности юношеского возраста
1.2 Психологические теории психо - сексуального развития
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ТЕМУ СЕКСА НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Д. И. Фельдштейн считал, что в период юношества наживается тот уровень психической, и дейной и гражданской зрелости, которая готовит юношу к взрослой жизни и деятельности, создается способность строить личные жизненные планы, выбирать пути их выполнения[19].
1.2 Психологические теории психо - сексуального развития
В конце юношества оканчиваются процессы физического развития человека. И главным становится психосексуальное развитие. Оканчивается становление внешних половых признаков, закачивается росткостей и внутренних органов. Гормоны к началу периода юношества затихают. В период юношества сексуальность имеет три основных принципа:
-половое поведение, это поступки, где возникает и создается половое влечение;
-психосексуальные установки и ориентации, это мнение людей о вопросах пола, нормы половой морали; эти установки могут быть осознаваемыми и бессознательными, также они могут и сходить их культуры и быть личным опытом каждого отдельного человека;
-эротические фантазии. Это бессознательные переживания.
С. И. Голод писал о том, что в настоящее время юноши и девушки, начинают гораздо раньше интересуются вопросами пола, вступают в любовные отношения и ведут половую жизнь. Ухаживания воспринимаются не как средство подготовки к браку, а более самостоятельное значение. Юноши начинают оценивать свои сексуальные отношения не как средство к подготовке к браку, а как присутствие или отсутствие любви, это формирует ряд этических проблем[20].
Созревание психосексуальной зрелости в юношестве содержит биологический процесс ее возникновения и психосоциальный процесс приобретения человеком половой роли и признания ее социумом. Эти два процесса идут раздельно по времени.
Сексуальное развитие в юношеском возрасте зависит не только от генетических факторов, но и от поведения родителей (полоролевого), а так же первый сексуальный опыт.
С биологической и социальной точки зрения роли двигаются в сторону:
-идентификации, которая ведет к гетеро сексуальности;
-отклонения от нормальной идентификации влечет за собой гомо сексуальность, бисексуальность, транссексуальность или сексуальные преступления.
-амбивалентности, так же ведет к бисексуальности и различным сексуальным нарушениям.
Для психосексуального развития важны первые сексуальные пробы. Сексуальное поведение объединяет либи до и его ограничения обществом. Если первый сексуальный опыт оказался травмирующим, то возможны отторжения сексуально стили сексуальные нарушения.
Поло ролевое поведение, принятие своей сексуальности и положительные сексуальные опыты ведут к гармоничному сексуальному поведению.
Д. П. Аузубель считал, что психосексуальная адаптация зависит от таких условий как:
-половые роли родителей, установки, которые были в семье и взаимоотношения родителяй ребенка.
Отрицательными факторами являются: не удачная юность, не внимательность к своей сексуальности, запрет общения со сверстникам и противоположного пола, и очень близкие отношения ребенка с родителем.
-особенности личности. негативные факторы: излишняя замкнутость, строгость в воспитании, усиление роли интеллекта и аутентификация себя с родителем;
-неблагоприятные факторы. Это внешние недостатки, уход от общения со сверстниками[21];
-юноши начинают сексуальную жизнь позже девушек, это происходит из-за особенностей полового созревания, но в восемнадцать и девятнадцать лет различий уже не существует;
-стереотипы сексуального поведения изменялись у каждого поколения юношества.
Главные тенденции предложил Л. Пагенштехер:
-сексуальность дает больше удовольствия и меньше конфликтности. Отношения к мастурбации и гомосексуализму стал отолерантнее, сексуальная жизнь возникает раньше и служит не только для создания брака. Секс до брака уже считается нормальным поведением. Становится популярным гражданский брак;
-сексуальность в юношестве выбрало своим ориентиром любовь, верность и партнерство. Секс уже не рассматривается как обязательство для вступления в брак. Для юношей и девушек важным становится крепость и длительность отношений;
-мужчины и женщины перестают отличаться своим поведением. Юноши и девушки часто и рано вступают в сексуальные отношения и меняют партнеров[22].
Ф. Мерц писал о том, что некоторые мужчины стали ориентироваться на женский подход к сексуальности. Они начинают думать о своей сексуальности, как о части личности, входящую в эмоциональную сферу[23].
Юношеская мастурбация—это процесс с не только физиологический, но ипсихологический. Врачи говорят о том, что оргазм, получаемый с помощью мастурбирования, недостаточен, так как удовольствие зацикливается на самом человеке. В таком оргазме нет коммуникативной составляющей, а это очень важная часть зрелой сексуальности. Мастурбация в сознании юноши это что-то недопустимое плохое, а простота такого способа сексуального удовлетворения сдерживать в ступление юноши в более тяжелые и конфликтные гетеросексуальные отношения. Мастурбация сочетается с сексуальными фантазиями, в них юноша выбирает себе любого партнёра. Условно-рефлекторное укрепление этих фантазий ведет к несуществующим образцам и реальный сексуальный опыт мерк нет по сравнению с этими фантазийными впечатлениями. Возникают трудности, разочарования и заставляют юношу вернуться к мастурбации. Она нирование вызывает ощущения вины перед содеянным. Он борется с этой привычкой, но ничего не выход ити вследствие этого возникает низкая самооценка. Мастурбация может вызывать только неприятные переживания, которые потом с возрастом пройдут, а может и привести к невротическим реакциям.
А. М. Свядощ считал, что мастурбация в умеренном количестве в юношестве является само регуляцией половой функции. Снижается увлечение половой возбудимости и представляется без вредной[24].
Период поздней юности определяют от 18 до 25 лет. Человек значится взрослыми в биологическом, и в социальном отношении. Ведущей деятельность труд с разделением профессиональных увлечений. Образование - специальное, профессиональное. Увеличивается денежная самостоятельность от родителей, большинство юношей сами становятся родителями.
Период юность рассматривается в различных теориях и подходах.
Психологические теории отдают главную роль индивидуальной стороне, особенным чертам душевного мира и самосознания взрослого человека, его вложению как действующего творца личного взросления.
В период юности решаются разнообразные задачи. В психологических периодизациях Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева ведущая деятельность в юношеском возрасте является учебно – профессиональная деятельность.
Разные авторы по-разному определяют юношеский возраст, его основные цели и задачи. По-разному подходят к рассмотрению этого вопроса. Но все отмечают важность этого возрастного периода для жизни человека.
В конце юношества оканчиваются процессы физического развития человека. И главным становится психосексуальное развитие.
В период юношества сексуальность имеет три основных принципа:
-половое поведение;
-психосексуальные установки ориентации;
-эротические фантазии.
Созревание психосексуальной зрелости в юношестве содержит биологический процесс ее возникновения и психосоциальный процесс приобретения человеком половой роли и признания ее социумом. Эти два процесса идут раздельно по времени.
Сексуальное развитие в юношеском возрасте зависит не только от генетических факторов, но и от поведения родителей (полоролевого), а так же первый сексуальный опыт.
Поло ролевое поведение, принятие своей сексуальности и положительные сексуальные опыты ведут к гармоничному сексуальному поведению.
Отрицательными факторами являются: неудачная юность, невнимательность к своей сексуальности, запрет общения со сверстниками противоположного пола, и очень близкие отношения ребенка сродителем.
Таким образом, психосексуальная зрелось в юношеском возрасте является основой деятельности личности. Поэтому важно правильно подходить и готовить индивида к этому периоду жизни.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ТЕМУ СЕКСА НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Программа исследования
Цель исследования – выявление влияния сексуальной информации на школьников.
Объект исследования – сексуальные знания и поведения школьников.
Предмет исследования – влияние сексуальной информации на школьников.
Гипотеза исследования – правильно представленная сексуальная информация оказывает положительное влияние на сознание и поведение школьников в области интимного поведения.
Исследование проходило на базе МОУСОШ №64 Г. Москва.
В исследовании приняли участие школьники 10 класса в количестве 50 человек. Из них 25 парней и 25 девушек в возрасте 16-17 лет. На проведение анкетирования и тестирования было получено разрешение родителей.
Также в опросе участвовали родители школьников. Из родителей согласились ответить на вопросы 19 человек в возрасте 35-48 лет.
Эмпирическое исследование, проведенноев 10 классах средней школы г.Москва, где не проводится планомерного полового воспитания учащихся, состояло из 3 этапов:
- Предварительное тестирование и анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам полового воспитания в их семьях.
- Проведение внеклассных занятий полового воспитания.
- Итоговое тестирование учащихся.
2.2 Результаты эмпирического исследования
I. На первом этапе нами были проведены:
1)анонимное анкетирование учащихся (анкетирование представлено в приложении 1);
2)анонимное тестирование учащихся (Приложение 2);
3)анонимное анкетирование родителей учащихся (Приложение 3).
Целью анонимного анкетирования учащихся являлся сбор информации относительно характера их половой жизни. Были получены и исследованы ответы 50 подростков 15 – 16 лет (25 юношей и 25 девушек). Результаты анкетирования сводятся к следующему:
Подавляющее большинство анкетируемых одобряет добрачные половые связи – 84 % (42чел.).
40 % (20чел.) анкетируемых имеют половые связи, из них 60 % (12чел.) - юноши, 40 % (8чел.) - девушки. Данные отображены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Половые отношения среди школьников
Как мы видим – у юношей примерно одинаковое соотношение тех, кто уже вступал в половой контакт и тех, кто не имеет половых связей.
У девушек несколько иная картина – большинство из них не вступали в половые связи.
84 % (42чел.) занимались с партнером петтингом.
У 18 % (9чел.) первый половой контакт произошел в возрасте до 14 лет.
У 60 % (12чел.) подростков, имеющих половые связи, было несколько сексуальных партнеров, из них 75 % (9чел.) юноши 25 % девушки (3чел.).
У 25 % (5чел.) подростков, имеющих половые связи, нет постоянного партнера, из них 80 % (4чел.) юноши и 20 % (1чел.) - девушки.
Мотивом к интимным отношениям для 60 % (12чел.) анкетируемых подростков, имеющих половые связи, явилось удовлетворение собственных желаний, для 20 % (4чел.) - любопытство, для 20 % (4чел.) (внихвошло, таким образом, 50 % девушек, имеющих половые отношения) – моральное принуждение со стороны противоположного пола.
Последнюю информацию отразим на рисунке 2.
Рисунок 2 – Мотивы интимных отношений
Пугающим можно назвать показатель морального принуждения у 50% девушек, вступивших в интимные отношения.
10 % (2чел.) анкетируемых девушек (25 % вступивших в половые отношения) имели нежелательную беременность, закончившуюся абортом, 25 % (5чел.) анкетируемых девушек (62,5 % вступивших в половые отношения) имели случаи опасений нежелательной беременности. Данные отображены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Нежелательная беременность
Постоянно предохраняются только 45 % (9чел.) анкетируемых, имеющих половые связи.
Из подростков, не имеющих постоянного партнера, постоянно предохраняются только 60 % (3чел.).
25 % (2чел.) девушек, имеющих половые связи, непредохраняются вообще, объясняя это тем, что имеют постоянного партнера.
37,5 % (3чел.)используют преимущественно календарный метод.
46 % (23чел.) анкетируемых считают в полнее допустимым прервать нежелательную беременность.
2 % (1чел.) анкетируемых лечился от венерического заболевания.
На вопрос: « С кем состоялись первые беседы в Вашей жизни на интимные темы? », были получены следующие ответы: с учителями – 4% (2 чел.), с врачами – 8%(4чел.,вседевушки), с незнакомыми людьми – 0%, с родителями – 24% (12 чел.), с друзьями – 64%(32чел.). Данные отображены на рисунке 4.