Файл: Влияние сексуальной̆ информации на сознание, поведение школьников (Психологические особенности юношеского возраста).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологические особенности юношеского возраста
1.2 Психологические теории психо - сексуального развития
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ТЕМУ СЕКСА НА СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Рисунок 4 – «С кем состоялись первые беседы в Вашей жизни на интимные темы?»
Полученные результаты говорят о том, что подростки достаточно рано начинают половую жизнь, многие из них уже в школе имеют по нескольку сексуальных партнеров, многие не предохраняются или предохраняются время от времени, результатом чего является риск нежелательной беременности и венерических заболеваний, при чем начальное сексуальное воспитание большинство подростков получает на улице, а не в школе и семье.
Анонимное тестирование имело своей целью проверить уровень знания подростков относительно заболеваний, передающихся половым путем, вреде абортов для репродуктивного здоровья женщины, назначения и использования контрацептивов и пр.
Из 50 анкетируемых 100 % правильных ответов дали 6 % (3чел.), 90 % правильных ответов – 6 % (3чел.), 80 % правильных ответов – 10 % (5чел.), 70 % правильных ответов – 18 % (9чел.), 60 % правильных ответов – 28 % (14чел.), 50 % правильных ответов – 12 % (6чел.), 40 % правильных ответов – 4 % (2чел.), 30 % правильных ответов – 8 % (4чел.), 20 % правильных ответов – 6 % (3чел.), 10 % правильных ответов - 0% (0чел.), 0 % правильных ответов-2 % (1чел.).
Полученные данные для наглядности отображены на рисунке 5.
Рисунок 5 – уровень знаний подростков о ЗППП
Обобщим полученные результаты по уровням знаний.
Таким образом:
– хороший уровень владения информацией (80 – 100 % правильных ответов) продемонстрировали только 22% (11 человек);
– большинство-58 % (29чел.) – продемонстрировали средний уровень – 50 – 70 % правильных ответов;
– низкий уровень наблюдается у 18 % (9чел.) – 20 – 40 % правильных ответов),
– и 2 % (1чел.) продемонстрировали недопустимо низкий уровень элементарных знаний половой гигиены.
Для наглядности продемонстрируем эти данные на рисунке 6 ниже.
Рисунок 6 – Уровень знаний о ЗППП и половой гигиене
В анонимном анкетировании родителей приняло участие 19 родителей.
В результате было выяснено, что 79 % (15чел.) стесняется говорить с ребенком на интимные темы, 37 % (7чел.) этого никогда не делали. 63 % (12чел.) считают, что основным источником информации для подростков по перечисленным проблемам должна быть семья, но в тоже время 89,5 % (17чел.) согласны, что половым воспитанием должна заниматься и школа, но при этом 52,5 % (10чел.) озабочены тем, что некоторые моменты полового воспитания в школе могут пагубно отразиться на нравственности ребенка. 79 % (15чел.) считают «уличное просвещение» естественным в современных условиях. Только 10,5 % (2чел.) ответили, что свободно говорят с ребенком на интересующие его темы полового воспитания, 21 % (4чел.) признались, что в разговоре на подобные темы неизбежно склоняются к морализаторству.
Таким образом, проведенное исследование на первом этапе подтвердило необходимость проведения занятий по половому воспитанию среди подростков.
II. Следующим этапом исследования стало проведение пяти в не классных занятий, на которых присутствовало:
1 занятие – 48 чел. (96%)
2 занятие – 36 чел. (72%)
3 занятие – 43 чел. (86%)
4 занятие – 39 чел. (78%)
5 занятие – 41 чел. (82%)
(Занятия проводились по классам).
Со школьниками были проведены 5 занятий на темы:
«ВИЧ – инфекция и меры профилактики»;
«Наркомания, ВИЧ – инфекция и вирусные гепатиты»;
«Заболевания ,распространяемые половым путем»;
«Беременность, прерывание беременности и последствия»;
«Итоговое занятие. Тестовый контроль знаний по проблеме ВИЧ – инфекции и наркомании».
- На третьем этапе исследования было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания.
Из 50 анкетируемых 100 % правильных ответов дали 22 % (11 чел.), 90 % правильных ответов – 20 % (10 чел.), 80 % правильных ответов - 20% (10 чел.), 70% правильных ответов - 8% (4 чел.), 60% правильных ответов - 6% (3 чел.), 50% правильных ответов - 4% (2 чел.),40%правильныхответов - 10% (5 чел.), 30% правильных ответов - 6% (3 чел.), 20% правильных ответов - 4% (2 чел.),10%правильныхответов-0%(0 чел.), 0% правильных ответов - 0% (0 чел.).
Для наглядности сравним полученные данные первого и второго тестирования. Данные отображены на рисунке 7.
Рисунок 7 – сравнение уровня знаний подростков о ЗППП
При повторном тестировании:
– 22 % (11чел.) показали высокий уровень владения информацией (100 % правильных ответов),
– 40 % (20чел.) ответили на 80 % - 90 % вопросов,
– 18 % (9чел.) ответили на 50 – 70 %,
– только 16 % (8чел.) ответили только на 30 – 40 % вопросов,
– и лишь 4 % (2чел.) ответили на 20 % вопросов, что связано с нерегулярным посещением в не классных занятий.
Сравнение полученных данных представим на рисунке 8 ниже.
Рисунок 8 – Сравнение уровня знаний о ЗППП и половой гигиене
Таким образом, проведенный эксперимент наглядно продемонстрировал рост грамотности подростков в области половой гигиены в результате занятий по половому воспитанию.
Для подтверждения выдвинутой во введении гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, которое проводилось в три этапа:
- Предварительное тестирование и анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам полового воспитания в их семьях.
- Проведение вне классных занятий полового воспитания.
- Итоговое тестирование учащихся.
На первом этапе нами были проведены анонимное анкетирование учащихся, анонимное тестирование учащихся и анонимное анкетирование родителей учащихся, которые подтвердили необходимость проведения занятий по половому воспитанию среди подростков.
Следующим этапом исследования стал о проведение пяти в не классных занятий на темы:
«Опасность ВИЧ-инфекции и меры ее профилактики»;
«Наркомания, ВИЧ – инфекция и вирусные гепатиты – что это такое и как можно защититься»;
«Заболевания, распространяемые половым путем»;
«Беременность, прерывание беременности и последствия – медицинский взгляд»;
«Итоговое занятие. Тестовый контроль знаний по проблеме ВИЧ – инфекции и наркомании».
В заключение было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания, что подтвердило выдвинутую нами гипотезу.
Анонимное тестирование и анкетирование подростков и их родителей показали необходимость проведения занятий по половому воспитанию среди подростков. Так как в ходе этого тестирования было выявлено, что:
– хороший уровень владения информацией о ЗППП, возможных последствиях аборта и правильной половой гигиены (80-100 % правильных ответов) продемонстрировали только 22% (11 человек);
– большинство – 58 % (29чел.) – продемонстрировали средний уровень – 50 – 70 % правильных ответов;
– низкий уровень наблюдается у 18 % (9чел.) – 20 – 40 % правильных ответов),
– и 2 % (1чел.) продемонстрировали недопустимо низкий уровень элементарных знаний половой гигиены.
В результате чего были проведены пять в не классных занятий на темы, посвященные ЗППП, мерам защиты от них, а также теме беременности и аборту.
В заключение было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания. При повторном тестировании были получены следующие результаты:
– 22 % (11чел.) показали высокий уровень владения информацией (100 % правильных ответов),
– 40 % (20чел.) ответили на 80 % - 90 % вопросов,
– 18 % (9чел.) ответили на 50 – 70 %,
– только 16 % (8чел.) ответили только на 30 – 40 % вопросов,
– и лишь 4 % (2чел.) ответили на 20 % вопросов, что связано с нерегулярным посещением в не классных занятий.
Что подтвердило выдвинутую нами гипотезу, которая заключается в том, что правильно представленная сексуальная информация оказывает положительное влияние на сознание и поведение школьников в области интимного поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения цели исследования, которая была определена нами как изучение влияния получаемой сексуальной информации на школьников и их половое поведение мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по данной теме, определив психологические особенности юношеского возраста и изучив теории психосексуального развития.
Период юность рассматривается в различных теориях и подходах.
Психологические теории отдают главную роль индивидуальной стороне, особенным чертам душевного мира и самосознания взрослого человека, его вложению как действующего творца личного взросления.
Разные авторы по-разному определяют юношеский возраст, его основные цели и задачи. По-разному подходят к рассмотрению этого вопроса. Но все отмечают важность этого возрастного периода для жизни человека.
В конце юношества оканчиваются процессы физического развития человека. И главным становится психо сексуальное развитие.
В период юношества сексуальность имеет три основных принципа:
-половое поведение;
-психо сексуальные установки и ориентации;
-эротические фантазии.
Созревание психосексуальной зрелости в юношестве содержит биологический процесс ее возникновения ипсихосоциальный процесс приобретения человеком половой роли и признания ее социумом. Эти два процесса идут раздельно по времени.
Сексуальное развитие в юношеском возрасте зависит не только от генетических факторов, но и от поведения родителей (полоролевого), а так же первый сексуальный опыт.
Полоролевое поведение, принятие своей сексуальности и положительные сексуальные опыты ведут к гармоничному сексуальному поведению.
Отрицательными факторами являются: не удачная юность, не внимательность к своей сексуальности, запрет общения со сверстниками противоположного пола, и очень близкие отношения ребенка с родителем.
В ходе теоретического исследования мы выявили, что для полноценного существования в обществе важны все аспекты развития личности, в том числе и психосексуального.
Задержка психо сексуального развития может быть выражена как застенчивость в отношении с лицами мужского пола, как недостаток интереса или неприязнь в отношении полового акта. Антипатия к сексу может быть вызвана различными причинами, например, страх заразится венерическими заболеваниями или культурными запретами в плане целомудрия.
При этом необходимо отметить, что проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. За дачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но неединственный компонент полового воспитания.
В тоже время необходимость полового воспитания в школе подтвердил о эмпирическое исследование, проведенное в 10 классе средней школы г. Москвы.
Анонимное
Тестирование и анкетирование подростков и их родителей показали необходимость проведения занятий по половому воспитанию среди подростков. Так как в ходе этого тестирования было выявлено, что:
– хороший уровень владения информацией о ЗППП, возможных последствиях аборта и правильной половой гигиены (80 -100 % правильных ответов) продемонстрировали только 22% (11 человек);
– большинство – 58 % (29чел.) – продемонстрировали средний уровень – 50 – 70 % правильных ответов;
– низкий уровень наблюдается у 18 % (9чел.) – 20 – 40 % правильных ответов),
– и 2 % (1чел.) продемонстрировали недопустимо низкий уровень элементарных знаний половой гигиены.
В результате чего были проведены пять в не классных занятий на темы, посвященные ЗППП, мерам защиты от них, а также теме беременности и аборту.
В заключение было проведено итоговое тестирование, показавшее рост грамотности подростков в области полового воспитания. При повторном тестировании были получены следующие результаты:
– 22 % (11чел.) показали высокий уровень владения информацией (100 % правильных ответов),
– 40 % (20чел.) ответили на 80 % - 90 % вопросов,
– 18 % (9чел.) ответили на 50 – 70 %,
– только 16 % (8чел.) ответили только на 30 – 40 % вопросов,
– и лишь 4 % (2чел.) ответили на 20 % вопросов, что связано с нерегулярным посещением в не классных занятий.
Что подтвердило выдвинутую нами гипотезу, которая заключается в том, что правильно представленная сексуальная информация оказывает положительное влияние на сознание и поведение школьников в области интимного поведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Александрова, Ю. В. Возрастная психология: учебник Ю.В. Александровой – Москва: современный гуманитарный университет, 2015. - 270 с.
- Беличева, С.А. Основы превентивной психологии: учебник С. А. Беличева –Москва: изд. центр консорциума "Соц. здоровье России", 2014. - 221с.
- Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; под.ред. В.Е. Клочко. – Москва: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
- Дубровина, И. В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / И. В. Дубровина -СПб: Питер, 2014. — 592 с.
- Еникеева, Д. Сексуальная жизнь женщины: Д. Еникеева – Москва: АСТ-пресс, 2018. – 207 с.
- Илин, Е.П. Пол и гендер: Е. П. Ильин –СПб: Питер, 2013. – 1250 с.
- Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 62-69.
- Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология: учебник Л. Ц. Кагермазовой. –М.: Наука, 2016. – 276 с.
- Клецина, А. Мужчины на страницах женских изданий — багряный закат феминистского сквоша: А. Клецина – СПб. : Питер, 2014. – 309 с.
- Кон, И. С. Социальные факторы юношеской сексуальности: И.С. Кон – Москва: Логос, 2015. – 170 с.
- Крукс, Р. Сексуальность / Р. Крукс, К. Брау. – Москва:Прайм-Еврознак, 2015. - 350 с.
- Лосева, В.К. Психосексуальное развитие ребенка / В. К. Лосева, А. И. Лунькова. – Москва: А. П. О., 2015. – 52 с.
- Мастерc, Г. Основы сексологии. / Г. Мастерс, Э.Джонсон, К Колодни. – Москва: Мир, 2014. – 398 с.