Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД (Оперативно-розыскная деятельность).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
На настоящий момент в структуре ФЗ содержится 6 глав:
- Глава 1 Общие положения
- Глава 2 Проведение оперативно-розыскных мероприятий
- Глава 3 Органы, осуществляющие ОРД
- Глава 4 Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД
- Глава 5 Финансовое обеспечение ОРД
- Глава 6 Контроль и надзор за ОРД
Каждая глава представленного ФЗ включает в себя перечень определенных статей, которые в совокупности и составляют основу оперативно-розыскной деятельности.
2.2 Статьи, определяющие деятельность ОРД
В настоящем ФЗ содержится достаточно множество статей, определяющих деятельность оперативно-розыскной деятельности.
Во-первых, ст.1 дает нормативное понятие ОРД, что закладывает фундаментальное понимание о том, что же такое оперативно-розыскная деятельность.
Следующая глава: проведение оперативно-розыскных мероприятий, на мой взгляд, является определяющей во всей деятельности ОРД. Прежде всего, статья 6 определяет исключительный перечь оперативно-розыскных мероприятий:
1. Опрос;
2. Наведение справок;
3. Сбор образцов для сравнительного исследования;
4. Проверочная закупка;
5. Исследование предметов и документов;
6. Наблюдение;
7. Отождествление личности;
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
10. Прослушивание телефонных переговоров;
11. Снятие информации с технических каналов связи;
12. Оперативное внедрение;
13. Контролируемая поставка;
14. Оперативный эксперимент;
15. Получение компьютерной информации.
При этом приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом (абз.2 ст.6 ФЗ).
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Следующие значимые статьи, определяющие основу деятельности ОРД – ст.7 основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий и ст.8 - условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Прежде всего, рассмотрим основания для проведения ОРМ.
В соответствии со ст.7 ФЗ такими основаниями являются:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
При этом данный перечень может быть изменен только настоящим ФЗ и УПК РФ.
Помимо оснований для проведения ОРМ, необходимы еще и условия для их осуществления.
Так, на основании ст.8 ФЗ можно сделать вывод о том, что гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом отметим, что проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения либо при наличии информации:
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.
В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий органов, осуществляющих ОРМ, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Также немало важная статья, определяющая деятельность ОРД – ст.13 ФЗ. На основании данной статьи можно рассмотреть органы, осуществляющие ОРД на территории РФ.
Такими оперативным подразделениям являются:
1. Органы внутренних дел Российской Федерации;
2. Органы федеральной службы безопасности;
3. Федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны;
4. Таможенные органы Российской Федерации;
5. Служба внешней разведки Российской Федерации;
6. Федеральная служба исполнения наказаний.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
И последние статьи, которые также определяют сущность ОРД, ст.20-22, контроль и надзор за деятельностью ОРД.
Так, в соответствии со ст. 20 ФЗ контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
За деятельностью ОРД осуществляется контроль и надзор. Так в соответствии со ст.21 ФЗ прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.
Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.
В соответствии со ст.22 ФЗ руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в данном ФЗ содержится достаточное количество статей, определяющих сущность ОРД в целом.
Заключение
В результате проделанной работы следует обобщить изученный материал и сделать определенные выводы.