Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД (Оперативно-розыскная деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сфера действия данного принципа подразумевает также судебный контроль и прокурорский надзор за законностью ОРД.

Следующий важнейший конституционный принцип, закрепленный в настоящем ФЗ - принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека.

Уважение прав и свобод человека и гражданина означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Поскольку одна из целей ОРД - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, то она должна достигаться исключительно законными методами.

Стоит заметить, что соблюдение прав и свобод человека и гражданина означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, а с другой - регламентацию порядка восстановления нарушенных прав.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности в первую очередь распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) лиц, ставших объектами оперативно-розыскной деятельности. В отношении таких лиц недопустимо никакое ограничение их конституционных прав и свобод.

Следующий принцип, о котором следует рассказать - принцип конспирации, который отражает специфический разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности. Сущность данного принципа заключается в организации и осуществлении оперативно-розыскной деятельности таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц тактику, формы и методы, средства совершения конкретных оперативно-розыскных действий, оперативно-розыскных мероприятий, операций.

При этом оперативно-розыскная деятельность осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан. Необходимость сохранения в тайне действий правоохранительных органов продиктована многими, прежде всего, служебными соображениями.

Конспиративность позволяет избежать излишней компрометации лиц, попавших в поле зрения соответствующих органов.

Данный принцип означает установление особого порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно-служебными документами.

И последний принцип, закрепленный в ФЗ Об ОРД – принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Данный принцип отражает сущность оперативно-розыскной деятельности и поэтому включен в определение оперативно-розыскной деятельности.


Так, результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел (ст. 140 УПК РФ), а также в процессе доказывания.

Чтобы обеспечить использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе, необходимы сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов, заключающихся в придании им процессуальной, протокольной формы документов, которые могут выступать в качестве источников доказательств.

Активное сочетание гласных и негласных методов позволяет проверять и перепроверять достоверность полученной информации оперативно-розыскным путем, а впоследствии избегать ошибок в принятии процессуальных решений. Указанное сочетание обеспечивает также необходимую конспирацию и зашифровку конфиденциальных источников информации, гарантируя, таким образом, конституционное право граждан на личную тайну.

Помимо принципов, закрепленных в ФЗ Об ОРД, исследователи выделяют следующие принципы:

  • гуманизма;
  • подконтрольности;
  • разделения полномочий;
  • привлечения конфидентов.

Принцип гуманизма является общеправовым принципом, так как он вытекает из оперативно-розыскной деятельности.

Данный принцип проявляется в следующих моментах: в оперативно-розыскной деятельности запрещено проводить мероприятия или выносить соответствующие решения, унижающие честь и достоинство лица, приводящие к незаконному распространению сведений, раскрывающих его личную, семейную жизнь, ставящие под угрозу его жизнь и здоровье, а также причиняющие индивиду физические или нравственные страдания.

Принцип подконтрольности оперативно-розыскной деятельности заключается в установлении законодательной системы судебного, прокурорского и ведомственного контроля.

Судебный контроль включает в себя принятие решений на проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность жилища.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и соответствии со ст. 21 Федерального закона Об ОРД.

Ведомственный контроль осуществляется на основании ст. 22 настоящего ФЗ.

Принцип разделения полномочий имеет значение в организации оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с этим принципом органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.


Принцип привлечения конфидентов. При этом, под конфидентом понимается определенная категория физических лиц, вступивших на основаниях и в порядке, которые предусмотрены настоящим ФЗ, в отношении негласного (тайного) сотрудничества с оперативно-розыскными подразделениями для оказания им содействия в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. Без использования указанной категории лиц оперативно-розыскной деятельности практически невозможно.

На практике многие оперативники в ходе осуществления своей служебной деятельности опираются на конфиденциальное содействие отдельных лиц. В свою очередь конфидентам, активно способствующим выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, выплачивается материальное вознаграждение.

1.4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

В соответствии со ст.4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, данный ФЗ, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

При этом, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Организация и тактика проведения органами внутренних дел Российской Федерации, таможенными органами Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

С научной точки зрения, под правовой основой оперативно-розыскной деятельности понимается совокупность законов, подзаконных нормативно-правовых актов, ведомственных приказов, должностных локальных инструкций, регламентирующих отношения, возникающие в сфере данной деятельности.


Нормативно-правовая база ОРД достаточно обширна и представляет собой целый ряд федеральных законов, таких как:

- Федеральный закон «О полиции», который в числе обязанности полиции, закрепил возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий, таких как:

  • получения от граждан и должностных лиц необходимых объяснений, справок и документов;
  • безвозмездного получения от предприятий, организаций и учреждений информации, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок ее получения;
  • другие полномочия, используемые для осуществления оперативно-розыскных мероприятий.[7]

- Федеральный закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, которые закрепили за учреждениями уголовно-исполнительной системы право осуществления оперативно-розыскной деятельности для решения возложенных задач и оказания содействия другим оперативным службам в предупреждении и раскрытии преступлений;[8]

- Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», который наделил органы ФСБ правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, отнесенных к их компетенции (шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и др.);[9]  

- Федеральный закон «О внешней разведке», который наряду с другими функциями наделил органы внешней разведки правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий в целях обеспечения собственной безопасности;[10]

- Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", указавший в ст. 30 на возможность осуществления органами пограничной службы оперативно-розыскной деятельности для обеспечения собственной безопасности;[11]

- Федеральный закон «О государственной охране», определивший право федеральных органов государственной охраны на осуществление оперативно-розыскной деятельности в интересах решения, возложенных на них задач в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности.[12]

К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления оперативно-розыскной деятельности, следует отнести УК РФ.


Соответственно, УК РФ является опорой для осуществления ОРД, так как материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена оперативно-розыскная деятельность.

В УК РФ содержится ряд правовых институтов и норм, имеющих важное значение для осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Уголовно-правовые институты крайней необходимости (ст. 39 УК) и обоснованного риска (ст. 41 УК) используются при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как проверочная закупка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка.

Так, институт деятельного раскаяния (ст. 75 УК) предусматривает освобождение от уголовной ответственности лиц, привлеченных к сотрудничеству с оперативными аппаратами. Установление ряда уголовно-правовых запретов (ст. 137-139, 283, 286, 293, 330 УК и др.) является одной из гарантий соблюдения законности и прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.[13]

Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на органы дознания обязанность принятия необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (ч. 1 ст. 118 УПК). Таким образом устанавливается легитимность оперативно-розыскной деятельности в целях решения задач борьбы с преступностью. Уголовно-процессуальный закон определяет порядок взаимодействия следователя и оперативного работника при раскрытии и расследовании преступлений (ст. 119, 127 УПК); устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие. Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (ст.68 УПК), виды доказательств (ст. 69 УПК) и способы их собирания (ст.70 УПК), уголовно-процессуальный закон служит основой для определения приемов получения оперативно-розыскной информации и процедур ее использования в уголовном процессе.[14]

Следовательно, можно сделать вывод о том, что правовая база ОРД достаточно многогранна и представляет собой целый спектр нормативно-правовых актов.

Глава 2 «Структура ФЗ Об ОРД»

2.1 Главы, составляющие основу ФЗ об ОРД

Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» структурно состоит из глав и статей.