Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД (Оперативно-розыскная деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Необходимость введения законодательства об оперативно-розыскной деятельности обусловлено несколькими задачами:

  • создание правовой основы оперативно-розыскной деятельности;
  • придание официального статуса ОРД как государственно-правовой форме борьбы с преступностью.

История создания федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ об ОРД) имеет многогранную деятельность.

Вместе с тем первый закон «Об оперативно-розыскной деятельности» был нормативным актом переходного периода.

Он создавался впервые и опередил по времени принятие Конституции Российской Федерации, поэтому ему оказались свойственны существенные недостатки.

Так, данный закон предопределял определенную декларативность, неконкретность отдельных положений, ограничение возможностей оперативных служб, слабо проработанный механизм гарантий соблюдения прав и свобод граждан в оперативно-розыскной деятельности.

Поэтому и возникла необходимость внесения изменений и дополнений в названный Закон, приведения его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, насущными потребностями практики.

Уже 05.07.1995 Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в новой редакции (N 144-ФЗ от 12.08.1995).

Соответственно, в данной редакции был предусмотрен целый ряд принципиально новых правовых установлений, значительно расширивших права и возможности оперативных аппаратов в борьбе с преступностью.

В данной редакции впервые регламентированы основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий; ясно сформулированы меры правовой и социальной защиты субъектов оперативно-розыскной деятельности. Также был дополнен перечень оперативно-розыскных мероприятий.

К ним добавились:

  • оперативное внедрение;
  • оперативный эксперимент;
  • контролируемая поставка.

Тем самым законодатель отреагировал на качественные изменения в преступности, создал условия для активизации борьбы с преступностью.

Главное отличие данной редакции заключалось в ст. 9 ФЗ регламентирующую основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий, обусловленной соответствующими положениями Конституции Российской Федерации (ст. 23, 25).

Она устранила имевшийся в этой части пробел в законодательстве, установила, что подобные документы рассматриваются судьей по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органов, ходатайствующих об их проведении. 


Значительным событием для законодателя и правоприменительных органов явилась проверка конституционности многих норм Федерального закона «об оперативно-розыскной деятельности» Конституционным Судом Российской Федерации.

Так, в определении от 14 июля 1998 г. Конституционный Суд пришел к выводу о соответствии оперативно-розыскного законодательства Конституции Российской Федерации. Эта принципиальная оценка имеет важнейшее значение для подтверждения правильности основных тенденций развития оперативно-розыскного права. Определенную динамику развитию оперативно-розыскного законодательства придают и особые мнения ряда судей Конституционного Суда по рассматриваемым вопросам.[1]

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение нормативно-правовой базы оперативно-розыскной деятельностью.

Соответственно задачами же данной работы являются:

  • изучение понятия «ОРД»
  • рассмотрение задач и принципов ОРД;
  • анализ правовой основы ОРД;
  • обобщение полученного материала и подведение итогов.
    1. Глава 1 Общие положения ФЗ

1.1. Оперативно-розыскная деятельность

Понятие оперативно-розыскная деятельность содержится в Федеральном законе от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. 06.07.2016) «Об оперативно- розыскной деятельности».

Так, в соответствии со ст. 1 ФЗ об ОРД оперативно-розыскная деятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим ФЗ (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[2]

Стоит отметить, что в самом понятии оперативно-розыскная деятельность определено, что она проводится двумя взаимодополняющими способами:

  • гласно;
  • негласно.

В зависимости от конкретной конечной цели, должностные лица оперативного подразделения имеют право гласно (т.е. официально) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени.


Помимо этого, должностное лицо или гражданин, содействующие проведению оперативно-розыскной деятельности, могут осуществить свои правомочия негласным путем. Данная необходимость объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи исключительно следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно.

Оперативно-розыскная деятельность взаимосвязана с уголовно-процессуальной, частной детективной деятельностью и, частично, с разведывательной деятельностью спецслужб РФ. Оперативно-розыскные мероприятия, как и следственные действия, направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер.

Однако различия между ними обусловлены тем, что они совершаются в различных правовых режимах.

Также их различия проявляются в следующем:

  1. неодинакова правовая основа их производства, так как следователь действует на основании уголовно-процессуального закона, а оперативно-розыскная деятельность базируется на основании ФЗ «Об ОРД»;
  2. отличаются пределы производства упомянутых действий: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела.

Самое главное различие заключается в результатах данных действий. Так, итогом следственных действий являются доказательства, а итогом оперативно-розыскных - сведения об источниках тех фактов, которые могут стать доказательством только после их закрепления процессуальным путем.[3]

Отличие же ОРД от разведывательной деятельности заключается в том, что разведывательная деятельность осуществляется за пределами РФ. При этом сторонами данных отношений выступают иностранные государства с одной стороны и РФ - с другой.[4]

Российское законодательство допускает и возможность проведения действий, схожих с оперативно-розыскными действиями. В данном случае речь идет о частных детективах и охранниках. Однако на частных детективов и охранников статус работников правоохранительных органов не распространяется. А также, они не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» исключительно к компетенции органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.


1.2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

В соответствии со ст.2 ФЗ «Об ОРД» задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Перечисленные задачи взаимосвязаны, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные.

Необходимо учитывать и то, что способы решения каждой из задач могут быть самыми различными.

В настоящей редакции Закона, в связи с изменившимися жизненными реалиями, перечень задач несколько расширен по сравнению с предшествующим Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ" от 13.03.1992.

В их число вошло обеспечение государственной, военной, экологической, экономической безопасности Российской Федерации.

 На мой взгляд, одной из важнейших задач оперативно-розыскной деятельности является выявление и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Выявление и раскрытие применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явными не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств.

Задача выявления и раскрытия преступлений оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью, так как нередко сам факт обнаружения события преступления служит основанием для возбуждения уголовного дела.

Это обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания установить лиц, совершивших преступления.

   Задача предупреждения преступлений заключается в принятии оперативно-розыскных мер, направленных на недопущение совершения противоправных деяний или устранение причин и условий, способствующих их совершению. Сами же способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно-процессуальных мер пресечения и др.


Перечисленные способы позволяют сделать вывод, что само понятие пресечения преступлений означает принятие оперативно-розыскных мер к конкретному лицу или группе лиц с целью создания условий, препятствующих продолжению начатого преступления.

  Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых, установление негативных факторов, способствующих их длительному проживанию на нелегальном положении и укрывательству преступников.

Специфика данной задачи оперативно-розыскной деятельности состоит и в том, что розыскная работа должна иметь структурно-организационное обеспечение практически на всех уровнях системы МВД России.[5]

1.3 Принципы оперативно- розыскной деятельности

Действующий ФЗ «Об ОРД» выделяет ряд принципов, на которых основывается оперативно-розыскная деятельность. Так, в соответствии со ст.3 настоящего ФЗ оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.[6]

При этом под принципами следует понимать основополагающие начала.

Так, в исследуемой статье законодатель выделяет следующие 4 принципа:

  • законность;
  • уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • конспирация;
  • сочетания гласных и негласных методов и средств.

Причем, первым двум из них законодатель дал определение конституционных, т.е. основанных на конституционных нормах, развивающих и конкретизирующих их.

Принцип законности заключается прежде всего в том, что все участники оперативно-розыскной деятельности обязаны безусловно и точно соблюдать нормы Конституции РФ, исполнять законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность.

Принцип законности, провозглашенный получил закрепление и в ряде других статей. В частности, запрещает осуществлять оперативно- розыскную деятельность для решения задач, не предусмотренных законом, а также предусматривает возможность изменения или дополнения перечня оперативно-розыскных мероприятий только в законодательном порядке, определяет условия проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.