Файл: Коммерческая деятельность по управлению товарными ресурсами (Формирование товарных ресурсов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 564
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Управление товарными ресурсами как важнейший элемент коммерческой деятельности
1.1. Сущность и содержание коммерческой работы по управлению товарными ресурсами
1.2 Формирование товарных ресурсов
1.3 Методы управления товарными запасами
Глава 2. Анализ управления товарными запасами в ООО «Спортмастер»
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина ООО «Спортмастер»
2.2 ABC-анализ товарных запасов
Отдел кадров
ТЗ 1
Бухгалтерия
Планово-экономический отдел
Торговые залы
ТЗ 2
Отдел продаж
Главный бухгалтер
Зам.директора по экономическим вопросам
Отдел маркетинга
Директор
Начальник отдела кадров
Рисунок 1. Организационная структурарегионального подразделения ООО «Спортмастер»
Линейно – функциональная структура – это синтез линейного и функционального управления. Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу, и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения. Данная структура реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обсуждение решения производится коллегиально, а принятие решения и ответственность только первым руководителем единолично. Как любая организационная структура линейно – функциональная имеет как недостатки, так и преимущества.
Использование линейно-функциональных структур управления наиболее эффективно там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции.
Основным принципом кадровой политики ООО «Спортмастер» является четко выверенный паритет между строгим сотоваровением корпоративных принципов работы и созданием благоприятных условий для развития креативных инициатив сотрудников. В компании сложился коллектив, в котором знания и опыт профессионалов, проработавших много лет в сфере торговли, сочетаются с энергией и здоровыми амбициями молодежи, что дает сплав новаторских творческих идей и гарантирует стабильность принятия правильных решений.
С целью выявления тенденции развития предприятия, представим основные экономические показатели в динамике (таблица 2).
Таблица 2
Экономические показатели деятельности ООО «Спортмастер»
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Выручка, тыс. руб. |
91 414 |
103 968 |
110 540 |
Себестоимость , тыс. руб. |
83 689 |
94 801 |
99 817 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
5 303 |
6 197 |
7 608 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
2 103 |
2 562 |
3 650 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
1 505 |
1 860 |
2 805 |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
137 |
130 |
134 |
Производительность труда, тыс.руб./чел. |
2 470,6 |
3 465,6 |
3 251,2 |
Среднегодовая стоимость основных производственных средств (ОПС), тыс.руб. |
8 558 |
11 474 |
13 416 |
Затраты на 1 руб. товарной товаров, руб. |
0,92 |
0,91 |
0,90 |
Фондоотдача, руб./руб. |
10,8 |
9,19 |
8,14 |
Рентабельность активов по прибыли до налогообложения, % |
8,4 |
10,3 |
12,9 |
Рентабельность, % |
5,8 |
5,9 |
6,9 |
Из года в год наблюдается рост реализации товаров, что обусловило рост показателей прибыли и рентабельности.
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия является научной базой для принятия управленческих решений в бизнесе: с его помощью изучаются тенденции развития, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
В таблице 3 представлен анализ темпов роста прибыли ООО «Спортмастер».
Анализ темпов роста прибыли ООО «Спортмастер»
Наименование показателя |
Абс. зн., т.р. |
Уд. Вес, % |
Изменение |
Темп при-роста, % |
|||
за предыдущий период |
за отчетный период |
за предыдущий период |
за отчетный период |
абс. значений, т.р. |
удельного веса, % |
||
Выручка |
103 968 |
110 540 |
100,00 |
100,00 |
+6572 |
- |
106,3 |
Себестоимость |
94 801 |
99 817 |
91,2 |
90,3 |
+5 016 |
-0,9 |
105,3 |
Валовая прибыль |
9 167 |
10 723 |
8,8 |
9,7 |
+1 556 |
+0,9 |
116,9 |
Постоянные затраты |
2 970 |
3 115 |
2,86 |
2,8 |
+145 |
-0,06 |
104,9 |
Прибыль (убыток) от реализации товаров |
6 197 |
7 608 |
5,96 |
6,9 |
+1 411 |
+0,94 |
122,8 |
Проценты к уплате |
2 444 |
2 673 |
2,35 |
2,4 |
+229 |
+0,05 |
109,4 |
Прочие доходы |
116 |
2 159 |
0,11 |
1,9 |
+2 043 |
+1,79 |
1861,2 |
Прочие расходы |
1 307 |
3 444 |
1,26 |
3,1 |
+2 137 |
+1,84 |
263,5 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
2 562 |
3 650 |
100 |
100 |
+1 088 |
- |
142,5 |
Текущий налог на прибыль |
702 |
845 |
27,4 |
23,2 |
+143 |
-4,2 |
120,4 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
1 860 |
2805 |
72,6 |
76,8 |
+945 |
+4,2 |
150,8 |
Из таблицы 3 следует, что за анализируемый период, выручка от реализации товаров растет пропорционально себестоимости. Прибыль так же увеличилась в 2018 году на 1411 тыс. руб. или на 22,8% по сравнению 2017 годом. Чистая прибыль увеличилась в 2018 году на 945 тыс. руб. или на 50,8%. Анализ прибыли ООО «Спортмастер» представлен в таблице 4.
Таблица 4
Анализ прибыли ООО «Спортмастер»
Наименование |
2017 год |
2018 год |
2010 год |
Отклонение 2018/2017г.г. |
Отклонение 2019/2018г.г. |
Прибыль продаж |
5 303 |
6 197 |
7 608 |
+2 305 |
+1 411 |
Прибыль до налогообложения |
2 103 |
2 562 |
3 650 |
+1 547 |
+1 088 |
Чистая прибыль |
1 505 |
1 860 |
2 805 |
+1 300 |
+945 |
Общая величина активов |
25 062 |
24 797 |
28 261 |
+3 199 |
+3 464 |
Величина собственного капитала |
8 272 |
10 234 |
13 407 |
+5 135 |
+3 173 |
Более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования показатели рентабельности (таблица 5), потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.
Таблица 5
Анализ рентабельности ООО «Спортмастер»
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Отклонение 2018/2017г.г. |
Отклонение 2019/2018г.г. |
Рентабельность |
5,8 |
5,9 |
6,9 |
+1,1 |
+1,0 |
Рентабельность производственных фондов |
0,62 |
0,54 |
0,57 |
-0,05 |
+0,03 |
Рентабельность собственного капитала |
25,4 |
18,2 |
20,9 |
-4,5 |
+2,7 |
Рентабельность по чистой прибыли |
1,6 |
1,8 |
2,5 |
+0,9 |
+0,7 |
Рентабельность услуг |
1,75 |
1,9 |
2,73 |
+0,98 |
+0,83 |
Рентабельность активов |
8,4 |
10,3 |
12,9 |
+4,5 |
+2,6 |
Из таблицы 5 следует, что рентабельность реализации товаров в 2019 году увеличилась на 1,0 по сравнению с 2018 годом, и на 1,1 по сравнению с 2017 годом. Рентабельность товаров так же увеличилась на 0,83 по сравнению с 2018 годом и на 0,98 по сравнению с 2017 годом. Показатели рентабельности имеет четкую тенденцию роста, что свидетельствует о повышении эффективности хозяйственной деятельности ООО «Спортмастер».
На сегодняшний день ООО «Спортмастер» поставило перед собой следующие стратегические задачи:
- снизить себестоимость реализации товаров за счет увеличения объемов реализации;
- расширение ареала сбыта товаров на внутреннем рынке.
Для поставки товаров оформляется следующая документация:
- договор на поставку из внутреннего рынка;
- контракт на поставку по импорту.
Руководство компании всегда составляет план ценовой политики. На основе данного плана рассчитывается себестоимость за единицу товаров.
2.2 ABC-анализ товарных запасов
Данный вид анализа позволяет выяснить, какой продукцией лучше закупиться или количество какого товара стоит увеличить. Иными словами, анализ позволяет определить наиболее или наименее рентабельные виды товара в ассортименте компании. Далее можно показать применение представленного метода для ООО «Спортмастер» благодаря отчету из информационной системы по объему продаж (в рублях).
Исходные данные для определения представлены в таблице 6.
Таблица 6
Исходные данные
№ |
Номенклатура |
Количество |
Стоимость продажи (руб.) |
Валовая прибыль (руб.) |
|
1 |
Одежда для спорта и активного отдыха. |
3306 |
1 446 788,18 |
558 726,64 |
|
2 |
Обувь для спорта и активного отдыха |
675 |
546 060,81 |
208 121,23 |
|
3 |
Туризм и активный отдых |
412 |
333 481,63 |
126 683,85 |
|
4 |
Тренажеры и фитнес |
565 |
329 591,56 |
126 758,10 |
|
5 |
Всё для детей |
756 |
293 550,60 |
117 661,57 |
|
6 |
Аксессуары |
575 |
281 638,69 |
104 598,07 |
|
7 |
Бег |
671 |
260 842,23 |
105 288,59 |
|
8 |
Сноубординг. |
470 |
256 113,00 |
96 445,49 |
|
9 |
Командные виды спорта. |
361 |
249 901,78 |
90 618,83 |
|
10 |
Летние виды спорта |
3966 |
231 131,32 |
98 904,88 |
|
Итого |
11 757,000 |
Упорядоченный список с наибольшим значением количества представим в таблице 7.
Таблица 7
Упорядоченный список с наибольшим значением количества
Номенклатура |
Коли-чество |
Удельный вес,% |
Нарастающий итог |
Категория АВС |
Примечание |
Летние виды спорта |
3966 |
33,73 |
33,73 |
А |
Наиболее ценные |
Одежда для спорта и активного отдыха. |
3306 |
28,12 |
61,85 |
А |
Наиболее ценные |
Всё для детей |
756 |
6,43 |
68,28 |
В |
Средней ценности |
Обувь для спорта и активного отдыха |
675 |
5,74 |
74,02 |
В |
Средней ценности |
Бег |
671 |
5,71 |
79,73 |
В |
Средней ценности |
Аксессуары |
575 |
4,89 |
84,62 |
С |
Наименее ценные |
Тренажеры и фитнес |
565 |
4,81 |
89,43 |
С |
Наименее ценные |
Сноубординг. |
470 |
4,00 |
93,43 |
С |
Наименее ценные |
Туризм и активный отдых |
412 |
3,50 |
96,93 |
С |
Наименее ценные |
Командные виды спорта. |
361 |
3,07 |
100,00 |
D |
Кандидат на удаление |
Итог |
11757 |
В таблице 7 представлен пример рассчитанного АВС-анализа. Можно заметить, что среди 10-ти позиций предложенных товаров оказалась и одна позиция, попадающая в редкую категорию D и чтобы определить является ли данная позиция совершенно ненужными и не доходными для фирмы, необходимо провести полный анализ, чтобы исключить ошибки. Анализ АВСD по значения количества показал, что в группу товаров А вошли 2 позиции; в группу В - 3 позиции; в группу С – вошли 4 товара и в группу D - 1 товар.
Упорядоченный список с наибольшим значением валового дохода представлен в таблице 8.
Таблица 8
Упорядоченный список с наибольшим значением
валового дохода
Номенклатура |
Валовая прибыль (руб.) |
Удельный вес,% |
Нарастающий итог |
Категория АВС |
Одежда для спорта и активного отдыха. |
558 726,64 |
34,20 |
34,20 |
А |
Обувь для спорта и активного отдыха |
208 121,23 |
12,74 |
46,94 |
А |
Тренажеры и фитнес |
126 758,10 |
7,76 |
54,69 |
А |
Туризм и активный отдых |
126 683,85 |
7,75 |
62,45 |
А |
Всё для детей |
117 661,57 |
7,20 |
69,65 |
В |
Бег |
105 288,59 |
6,44 |
76,09 |
В |
Аксессуары |
104 598,07 |
6,40 |
82,50 |
В |
Летние виды спорта |
98 904,88 |
6,05 |
88,55 |
С |
Сноубординг. |
96 445,49 |
5,90 |
94,45 |
С |
Командные виды спорта. |
90 618,83 |
5,55 |
100,00 |
D |
Итого |
1633807 |