Файл: Коммерческая деятельность по управлению товарными ресурсами (Формирование товарных ресурсов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 563
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Управление товарными ресурсами как важнейший элемент коммерческой деятельности
1.1. Сущность и содержание коммерческой работы по управлению товарными ресурсами
1.2 Формирование товарных ресурсов
1.3 Методы управления товарными запасами
Глава 2. Анализ управления товарными запасами в ООО «Спортмастер»
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина ООО «Спортмастер»
2.2 ABC-анализ товарных запасов
Введение
Управление запасами, как самостоятельное направление стало развиваться в двадцатых годах ХХ века. Постепенное накопление материала привело в 1950-1960 гг. к формированию теории управления запасами, ориентированной на оптимизацию уровня запасов в организации.
Глубокие изменения в экономике поставили предприятия перед необходимостью адаптации к современным экономическим условиям. Успех фирмы на рынке зависит от степени ориентации на потребителя, то есть от того, насколько грамотно и точно, фирма удовлетворяет платежеспособный спрос.
Фирмы стремятся увеличить оборачиваемость запасов, чтобы при меньшей площади складов и меньших затрат на содержание запасов, получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа «с колес», без всякого хранения. Однако, такая торговля многими видами товаров, невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами.
Современные предприятия уже включили управление запасами в состав основных направлений активно осуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и стараются использовать данный фактор повышения конкурентоспособности. Анализ существующей практики хозяйствования на предприятиях показывает, что общим ориентиром в управлении запасами является их минимизация в допустимых пределах, приводящая к ускорению оборота собственных и привлеченных средств, повышение на этой основе конкурентоспособности, упрочение и расширение своей ниши на рынке товаров, работ и услуг.
Актуальность данной темы исследования курсовой работы заключается в том, что эффективное управление товарными ресурсами в современных условиях – необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ.
Цель курсовой работы – анализ деятельности по управлению товарными ресурсами в розничной торговой сети гипермаркетов и магазинов ООО «Спортмастер».
Для достижения указанной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) раскрыть сущность и содержание коммерческой работы по формированию и управлению товарными ресурсами в отечественной и зарубежной литературе;
2) провести анализ процесса управления товарными запасами на примере торгового предприятия ООО «Спортмастер».
Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью «Спортмастер». Предметом исследования в курсовой работе будет выступать управление товарными ресурсами.
Методы исследования, которые использовались в ходе подготовки курсовой работы: анализ, методы математической статистики, сравнение и группировка, АВС-анализ и XYZ-анализ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены предмет и объект исследования, сформулированы цель и задачи, решение которых необходимо для ее достижения.
В первой главе представлены теоретические аспекты управления товарными запасами розничных торговых организаций.
Во второй главе представлены результаты анализа управления товарными запасами магазина ООО «Спортмастер».
В заключении подводятся итоги проделанной работы в соответствии с целью, задачами, предметом и объектом исследования.
Глава 1. Управление товарными ресурсами как важнейший элемент коммерческой деятельности
1.1. Сущность и содержание коммерческой работы по управлению товарными ресурсами
Система управления товарными ресурсами – это совокупность правил и способов регулирования, с помощью которых можно контролировать уровни запасов и определять, какие уровни следует поддерживать, какой запас следует пополнять и каким должен быть объем заказа[1].
Товарные ресурсы – это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю[2].
Эффективное управление ресурсами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы каждого товара, которые способны увеличить чистую прибыль.
Суть деятельности торговой организации заключается в приобретении товаров и реализации их третьим лицам с целью максимизации своей прибыли. Однако между моментом закупки товара и его продажей образуется предпродажный промежуток времени, в связи с чем у торговой организации возникает необходимость хранить имеющийся товар в специально оборудованных для этого помещениях. Возникающие таким образом товарные запасы представляют собой часть оборотных средств организации, которые временно не участвуют в обороте капитала, и образуют собой товарные ресурсы.
По договору купли-продажи товаром могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 Гражданского кодекса[3]. Товары входят в категорию материально-производственных запасов.
Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи[4].
К запасам относят: товары и другое имущество, предназначенные для перепродажи; готовая продукция, произведенная компанией; незавершенная продукция, включающая в себя сырье и материалы, находящиеся в производственном процессе[5].
В связи с этим, Сосненко Л.С., Федяй Е.С. предлагают разделить все запасы на две общие группы – производственные и товарные[6]. Аналогичного мнения придерживаются многие российские ученые, такие как Н.П. Любушин[7], Г.В. Савицкая[8], Э.А. Маркарьян[9] и др.
Управление товарными ресурсами представляет собой проблему, общую для предприятий и фирм любого сектора системы хозяйствования. Запасы требуется создавать в промышленности, торговле, на предприятиях, фирмах и т.д.[10]
Более того, в деятельности торговых организаций товарные ресурсы представляют собой основной актив компании[11]. Большая часть денежных средств сосредоточена именно в этом виде актива. Специфика товарных ресурсов заключается в том, что из всех видов активов компании они, как это ни парадоксально, по сути являются наименее ликвидной их частью. Следовательно, если у торговой организации большая часть средств размещена в товарных ресурсах, то возникает риск неплатежеспособности этой компании.
Однако товарными ресурсами, как и любым другим видом актива, можно управлять. Более того, эффективная система управления товарными ресурсами позволяет не только поддерживать уровень платежеспособности и ликвидности компании на необходимом уровне, но и позволяет также управлять снижением затрат на содержание запасов. При эффективно налаженной системе поставок данная система позволяет, к примеру, снизить затраты на хранение, что выражается в уменьшении складских помещений, а следовательно, в снижении уровня постоянных издержек организации[12].
Необходимость образования товарных ресурсов обусловлена следующими факторами:
1) время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;
2) сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
3) несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки и подработки;
4) особенности в территориальном размещении производства;
5) условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;
6) звенность товародвижения;
7) возможности хранения товара[13].
Любой товар до момента продажи относится к категории товарного запаса.
Система управления товарными запасами торговой организации включает ряд показателей, на основе которых рассчитываются такие ключевые параметры системы, как объем заказываемой партии и количество поставляемых партий товара, промежуток времени между поставками, затраты на хранение, стоимость организации заказа или стоимость пополнения (этот показатель включает в себя издержки продавца, связанные с приемкой, оприходованием) товаров на склад.
Товарные ресурсы торговых предприятий можно классифицировать по:
1) местонахождению (в предприятиях торговли, промышленности, в пути);
2) срокам (запасы на начало и конец периода);
3) единицам измерения: абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные (в днях товарооборота);
4) назначению;
5) текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд предприятий);
6) сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);
7) досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между сроками завоза товаров);
8) целевые товарные запасы (для осуществления определенных целевых мероприятий)[14].
Существует много причин, по которым фирмы идут на создание запасов. Основным доводом является то, что на предприятии должно быть определенное количество материальных ресурсов для поддержания производственного процесса. При отсутствии необходимого запаса предприятие может понести большие убытки.
Имеются и другие причины для создания запасов: например, сезонность, т.е. только в определенный сезон можно доставить продукцию потребителю. В свою очередь цены на сырье, используемое изготовителями, могут подвергаться значительным сезонным колебаниям. Когда цена низкая, выгодно создавать достаточные запасы сырья, которых хватило бы на весь сезон высоких цен и которые можно было бы по мере надобности использовать в производстве. Другой довод, особенно важный для предприятий торговли, состоит в том, что объем продаж и прибыль могут быть увеличены, если имеется некоторый запас товаров, который можно предложить потребителю.
Решения, принимаемые в рамках товарной политики, определяют ряд позиций:
- номенклатуру товаров;
- глубину и ширину ассортиментных групп;
- диапазон размеров каждого товара;
- качество товара;
- модификации товара;
- выпуск новых товаров;
- стандартизацию товара;
- количество каждого вида товаров, выпускаемое за определенный период[15].
В литературе выделяют следующие типы запасов. Буферный запас организуется между поставщиком и потребителем. Он используется для компенсации издержек, связанных с движением материалов, для ослабления зависимости потребителя от поставщика, для обеспечения возможности закупки продукции, а также ее производства партиями оптимального размера[16].
Запасы готовой продукции служат для обеспечения производства продукции партиями оптимального размера, удовлетворения ожидаемого спроса и компенсации отклонений фактического спроса от прогнозируемого (гарантийного) запаса.
Запасы для компенсации задержек связаны с продвижением материальных ресурсов. Обычно определение таких запасов не вызывает затруднений, если известно время задержки.
Запасы, необходимые для удовлетворения ожидаемого спроса, содержатся для того, чтобы покрыть прогнозируемый спрос. Поскольку величина и время спроса предполагаются известными, то определение таких запасов также не вызывает особых затруднений.
Гарантийный запас служит для удовлетворения непредсказуемого увеличения спроса. Наличие этих запасов компенсирует отклонение фактического спроса от прогнозируемого.
Издержки по содержанию запаса определяются затратами на складское хранение продукции в течение известного времени и непосредственно" зависят от объема складируемой продукции. К издержкам этого рода относятся складские издержки и рентные платежи, если помещение арендуется, или текущие затраты по содержанию складов, принадлежащих производственной единице. К данному виду издержек относятся капитальные издержки. Страховые запасы поддерживаются как защита от потерь запасов на случай пожара и краж; они облагаются налогами по состоянию на день оценки. Этот уровень не всегда отражает действительное содержание запасов. К этой же группе относят потери от разрушения и порчи запасов.
Потери в результате отсутствия продукции изготовитель несет в том случае, если он не может удовлетворить спонтанно возникший спрос из-за отсутствия продукции на складе. Эти потери могут быть двух видов. Стоимость потерянных продаж, когда заказчик передает свой заказ другому изготовителю. В данном случае издержки определяются как потери прибыли от предполагаемых затрат.