Файл: Коммерческая деятельность по управлению товарными ресурсами (Формирование товарных ресурсов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 567

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует подчеркнуть, что стоимостный учет чрезвычайно важен, и он ни в коей мере не может быть заменен учетом в физическом выражении. Оба вида учета дают возможность:

1) выявить, какие именно наименования товара, товарные группы и целые категории товара пользуются наибольшим спросом;

2) оптимизировать вложения капитала в товарные запасы. Следствием слишком больших запасов является уменьшение товарооборачиваемости, оборачиваемости капитала и, стало быть, уменьшение прибыли;

3) повысить обоснованность решений, принимаемых относительно закупки товаров. Зная, какими товарами предприятие располагает в данное время, и, обладая информацией о темпах реализации различных наименований и разновидностей товаров, о спросе на них, можно основывать свои решения относительно оптимизации ассортимента.

Процесс нормирования и планирования товарных ресурсов на торговом предприятии состоит из отдельных этапов[25].

1. Определение целей формирования товарных запасов.

Запасы товаров на предприятиях торговли могут создаваться с разными целями, основными из которых являются:

а) обеспечение устойчивости ассортимента и ритмичности осуществления торгово-технологического процесса в магазинах и других пунктах продажи для бесперебойной реализации товаров покупателям;

б) накопление товаров сезонного спроса, сезонного производства и целевого назначения;

в) осуществление спекулятивных операций с оптовыми партиями товаров в периоды выгодной торговой конъюнктуры на рынке (такую цель могут ставить, например, торговые предприятия, участвующие в деятельности товарных бирж);

г) предотвращение обесценения имеющихся свободных денежных активов в условиях инфляционной экономики.

2. Анализ размера, состава и оборачиваемости товарных запасов в предплановом периоде. Основной задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности реализации товаров соответствующими товарными запасами в периоде, предшествующем разработке плана, и оценка эффективности их использования.

На первоначальном этапе анализа товарных запасов рассматриваются показатели общей их суммы и структуры на начальную и конечную даты предпланового периода, сопоставляются темпы динамики суммы товарных запасов с темпами динамики объема реализации товаров (в целом и в разрезе отдельных товарных групп)[26].

На последующем этапе анализа изучается уровень обеспеченности реализации товаров соответствующими товарными запасами. Для оценки уровня этой обеспеченности используются показатели размера товарных запасов в днях оборота, который анализируется в динамике в разрезе отдельных групп товаров и по предприятию в целом. В процессе этого динамического анализа определяются минимальный, максимальный и средний уровень товарных запасов в днях в предплановом периоде.


Рисунок 1.  Последовательность отдельных этапов нормирования и планирования товарных ресурсов на торговом предприятии

В процессе управления товарными запасами также важен выбор метода учета их стоимости.

Согласно МСФО 2 для оценки запасов применяются следующие два метода[27].

1. Метод «первое поступление - первый отпуск» (ФИФО). При данном методе предполагается, что товары отпускаются в хронологическом порядке, т.е. наиболее долго хранящиеся товары отпускаются первыми. Значит, предполагается, что товары, которые остаются в запасе на конец отчетного периода, были закуплены в последнюю очередь. Данный метод оценки запасов представляется логичным, так как большинство предприятий хотели бы продать свои наиболее старые товары первыми, чтобы предотвратить изнашивание и устаревание. Однако независимо от фактического движения товара на складе метод предполагает, что для целей бухгалтерского учета движение происходит именно таким образом: оценка запасов производится по цене последних поступивших партий.

2. Метод средневзвешенной стоимости. При данном методе оценивается средняя себестоимость товаров, т.е. проводится деление общей стоимости запаса на общее количество товаров в запасе, чтобы получить среднюю себестоимость, которая затем используется для оценки любой партии товаров, выбывающих со склада. Новая себестоимость определяется каждый раз при каждом поступлении товаров на склад.

На практике, как правило, выбирается справедливый и удобный метод оценки товарных запасов. Предполагается, что руководство предприятия выберет метод оценки запасов, который обеспечивает наиболее справедливое отражение информации о произведенных расходах в процессе закупки, доставки и хранения товаров. Когда выбран определенный метод оценки запасов, он становится частью учетной политики предприятия в отношении оценки товарных запасов и его следует применять постоянно от одного отчетного периода к другому.

В развитых странах управление товарными запасами базируется на использовании мощных информационных технологий, которые разрешают практически каждый день наблюдать их состояние и динамику, автоматически осуществлять размещения заказов через компьютерную сеть и пополнять запасы. Наиболее распространенные системы управления запасами, которые основанные на использовании модели EQQ (оптимальный объем партии), средства красной линии, двухсекторного средства. В последнее время получил распространение метод управления запасами по принципу Just-In-Time.


Эти системы создаются для наиболее эффективного решения следующих проблем:

1) реальной оценки текущего состояния запасов;

2) установления необходимых сроков размещения заказов;

3) определения целесообразного объема партии товаров, который заказывается;

4) определения необходимого объема страховых запасов;

5) оценка затрат управления запасами и средств их минимизации[28].

Первая проблема решается путем использования систем контроля уровня запасов, которые обеспечивают управленческие потребности в оперативной информации о динамике их реализации и текущего состояния.

Распространенными системами контроля уровня запасов являются системы, основанные на применении средств красной линии. Суть средств состоит в фиксации предельной границы, ниже которого уровень запасов не должен опускаться. При достижении этой границы происходит автоматическое размещение нового заказа.

Второй тип систем контроля основанный на использовании двухсекторного средства, в соответствии с которым запасы для хранения содержатся в двух секторах – рабочем и резервном. Когда запасы рабочего сектора исчерпаны, включаются два процесса – пополняется рабочий сектор за счет резервного, и размещается новый заказ.

Среди систем контроля за движением запасов в странах с развитой экономикой наиболее широкое применение получила «Система ABC»[29]. Его идея состоит в использовании классификации запасов и выделении трех групп - А, В и С, в зависимости от степени влияния данного вида запасов на возрастание товарооборота предприятия[30] [1, c. 106]. Принцип классификации запасов на группы по их важности для предприятия приведен в таблице 1.

Таблица 1

Классификация запасов (АВС system)

Группы запасов

Доля в объеме товарооборота в денежном измерении

Доля в объеме запасов в натуральном измерении

Следует ли использовать сложные количественные методы управления

Группа А

70%

10%

Да

Группа В

20%

20%

В некоторых случаях

Группа С

10%

70%

Не следует

В категорию «А» включают наиболее дорогостоящие и рентабельные виды товарных запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Частота завоза этой категории запасов определяется, как правило, на основе «Модели EOQ». Круг конкретных видов товарных запасов, входящих в категорию «А», обычно ограничен и требует еженедельного контроля.


В категорию «В» включают запасы товаров, имеющих меньшую значимость в обеспечении бесперебойного осуществления товарооборота и формировании конечных результатов финансовой деятельности. Запасы товаров этой группы контролируются обычно один раз в месяц.

В категорию «С» включают запасы всех остальных видов товаров с низкой стоимостью и рентабельностью, не играющих значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Объем закупок таких товаров обычно небольшой, поэтому контроль за их движением осуществляется с периодичностью один раз в квартал.

Таким образом, основной контроль товарных запасов по «Системе ABC» концентрируется на наиболее важной их категории с позиций обеспечения бесперебойности осуществления товарооборота предприятия и формирования конечных финансовых результатов.

Определенное распространение в зарубежной практике контроля запасов получила и «Система уровня повторного заказа».

В основе этой системы лежит предварительное установление трех нормативных элементов уровня запаса по определенной товарной позиции:

- средний период исполнения заказа, в днях;

- страховой запас на возможное нарушение срока поставки товара;

- страховой запас на возможное превышение среднего уровня спроса покупателей на товар.

На основе суммирования этих трех нормативных элементов определяется «уровень повторного заказа». При снижении фактического размера запасов до этого уровня, осуществляется повторный заказ данного товара у поставщиков. Эта система контроля позволяет минимизировать издержки по хранению товарных запасов на предприятии. Плановые показатели товарных запасов должны быть доведены до всех структурных единиц и товарных структурных подразделений торгового предприятия.

Управления большинством торговых компаний развитых стран основано на использовании компьютерной технологии. Системы управления включают автоматизированную систему учета запасов и размещения заказов у поставщиков. Движение каждой единицы товаров, с помощью магнитного штрихового кодирования, отражается в базе данных, которая охватывает информацию по всей торговой сети компании. Система управления базами данных разрешает постоянно обновлять информацию о состоянии запасов, автоматически размещать заказы через компьютерную сеть и учитывать информацию о пополнении запасов. При этом информация о реализации товаров поступает в систему управления товарными запасами, дебиторской задолженностью и денежными средствами и обрабатывается на основе встроенного в систему модельного инструментария.


Глава 2. Анализ управления товарными запасами в ООО «Спортмастер»

2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина ООО «Спортмастер»

Группа компаний «Спортмастер» ведет свою историю с июля 1992 года. Ее основателями стали четверо выпускников факультета аэромеханики и летательной техники Московского физико-технического института: Николай и Владимир Фартушняки, Александр Михальский и Дмитрий Дойхен. Они создали торгово-закупочную фирму «Илион», которая занялась поставкой в Россию немецких спортивных тренажеров Kettler.

В 1995 года фирма «Илион» открыла в Москве свой первый розничный магазин «Кеттлер-спорт» по адресу Ленинский проспект, д. 21. Вскоре решено было торговать не только тренажерами, но и другими спорттоварами, в том числе по эксклюзивным договорам о дистрибуции с различными брендами. В октябре 1996 года была зарегистрирована торговая марка «Спортмастер».

«Спортмастер» является крупнейшим в России розничным продавцом спорттоваров, на его долю приходится 25% рынка. В рейтинге крупнейших публичных компаний РФ РБК-500 «Спортмастер» в 2019 году занял 139-е место.

В настоящее время «Спортмастер» работает в Белоруссии, на Украине, в Казахстане и в Китае. Всего действуют 495 магазинов (в том числе гипермаркетов) в 230 городах. По данным компании, ежегодно ее магазины посещают более 200 млн. человек. Численность сотрудников - 23 тыс. человек.

Рассмотрим организационную структуру регионального отделения ООО «Спортмастер». ООО «Спортмастер» подразделяется на отделы, функции которых четко установлены соответствующими положениями. Руководство текущей деятельностью осуществляется единоличным исполнительным органом – директором. ООО «Спортмастер» имеет линейно-функциональную структуру управления, подразделяется на отделы, функции которых четко установлены. Руководство текущей деятельностью осуществляется единоличным исполнительным органом – директором. Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2.