Файл: Коммерческая деятельность по управлению товарными ресурсами (Формирование товарных ресурсов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 565
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Управление товарными ресурсами как важнейший элемент коммерческой деятельности
1.1. Сущность и содержание коммерческой работы по управлению товарными ресурсами
1.2 Формирование товарных ресурсов
1.3 Методы управления товарными запасами
Глава 2. Анализ управления товарными запасами в ООО «Спортмастер»
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина ООО «Спортмастер»
2.2 ABC-анализ товарных запасов
Анализ АВСD по значению валового дохода показал, что в группу товаров А вошли четыре позиции, когда как по количеству всего два. В группу В вошли три позиции, в группу С две позиции и в группу D - 1 товар. Далее, в таблице 9, проведем совмещенный анализ по итогам предыдущих таблиц, где поймем какие именно позиции важны.
Таблица 9
Совмещение результатов
Номенклатура |
По количеству |
По валовой прибыли |
Примечание |
Летние виды спорта |
А |
С |
Снизить количество товарных запасов и наценку |
Одежда для спорта и активного отдыха. |
А |
А |
Правильные кол-во товарных запасов, можно поднять торговую наценку |
Всё для детей |
В |
В |
Уменьшить торговую наценку на 10% и по итогам продаж подтянуть количество |
Обувь для спорта и активного отдыха |
В |
А |
Увеличить кол-во товарных запасов |
Бег |
В |
В |
Уменьшить торговую наценку на 10% и по итогам продаж подтянуть количество |
Аксессуары |
В |
В |
|
Тренажеры и фитнес |
С |
А |
Увеличить кол-во товарных запасов |
Сноубординг. |
С |
С |
Необходим детальный анализ |
Туризм и активный отдых |
С |
А |
Увеличить кол-во товарных запасов |
Командные виды спорта. |
D |
D |
Удалить из матрицы |
Таким образом, АВС анализ позволил нам распределить товары, входящие в товарную группу и выработать рекомендации по оптимизации ассортимента:
- категория АА - товары-лидеры, категория наивысшего приоритета, товары постоянно должны быть в наличии, необходим тщательный контроль уровня запасов;
- категория АВ - товары которые принесут максимальную эффективность при проведении промоакций;
- категории ВА, ВВ, ВС, СВ - товары-середнячки, средний уровень управления запасами и размещением на полках;
- категория СС - товары-аутсайдеры, необходим детальный анализ категории и выведение из ассортимента самых низкоэффективных товаров;
- категория DD - товары на удаление, в масштабах больших объемов конечно эти позиции пойдут на удаление, но в нашем случае считаю необходимо убедится, что данная позиция выставлена на продажу и в зоне видимости покупателя.
2.3 XYZ- анализ товарных запасов
Расчеты по XYZ-анализу представлены в Приложении 1.
После проведения анализа было выявлено, что семь позиций из десяти входят в категорию Y и только три в категорию Z и отсутствует категория X. В группу «Y» попали товары с изменчивым объемом продаж. Среднемесячный объем продаж отклоняется с 12% до 20%. Если есть запасы этих позиций на складе, компании следует выложить продукцию на прилавок и контролировать запасы. Запасы товаров из группы «Z» можно сократить. Или вообще перейти по этим наименованиям на предварительный заказ.
Таким образом, применение XYZ-анализа позволяет разделить весь ассортимент на группы в зависимости от стабильности продаж. По полученным результатам целесообразно провести работу по выявлению и устранению основных причин, влияющих на стабильность и точность прогнозирования продаж. Использование метода высвобождает дополнительные ресурсы компании и оптимизирует их бизнес-процессы.
В то же время следует отметить, что эмпирически с учетом специфики сферы применения данного метода, объектов и параметров анализа возможно установление других градаций категорий X, Y, Z., например, для категории X может быть выбран диапазон 0–15%, для категории Y – 16–50%, а для категории Z – 51–100%.
Построение матрицы АВС- XYZ-анализа.
ABC-анализ позволяет изучить товарный ассортимент на предмет его прибыльности для продавца, а XYZ-анализ дает возможность исследовать продаваемость как отдельных товаров, так и товарных групп.
Таким образом, эти два анализа можно использовать как вместе, так и по отдельности.
ABC-XYZ анализ включают в себя оба эти метода и на выходе мы получаем что-то вроде матрицы (таблица 16). Не все клетки матрицы могут быть заполнены, но характер заполнения и состав матрицы может многое сказать об анализируемых товарах или группах товаров.
Таблица 10
Матрица АВС- XYZ-анализа
X |
Y |
Z |
|
A |
AY-4 |
||
B |
BY-2 |
BZ-1 |
|
C |
CZ-2 |
||
D |
DY-1 |
При комплексном анализе управления товарными ресурсами наиболее продуктивно совмещение результатов АВС- и XYZ-анализа (таблица 11).
Таблица 11
Совмещение результаты АВС- и XYZ-анализа
Номенклатура |
АВСD анализ по валовой прибыли |
Данные XYZ |
Летние виды спорта |
С |
Z |
Одежда для спорта и активного отдыха. |
А |
Y |
Всё для детей |
В |
Z |
Обувь для спорта и активного отдыха |
А |
Y |
Бег |
В |
Y |
Аксессуары |
В |
Y |
Тренажеры и фитнес |
А |
Y |
Сноубординг. |
С |
Z |
Туризм и активный отдых |
А |
Y |
Командные виды спорта. |
D |
Y |
Товары групп А и В обеспечивают основной товарооборот компании. Поэтому необходимо, чтобы они постоянно были в наличии. Общепринятой является практика, когда по товарам группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В – достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет разработать более точную ассортиментную политику и за счет этого снизить суммарный товарный запас.
Товары группы AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность продаж, и, как следствие, для того чтобы обеспечить их постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.
Товары группы BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью продаж. Попытка обеспечить гарантированное наличие по всем товарам данной группы только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По товарам данной группы следует пересмотреть систему заказов.
Товары группы С составляют до 80% ассортимента компании. Применение XYZ-анализа позволяет сильно сократить время, которое менеджер тратит на управление и контроль над товарами данной группы.
По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании возможностей.
В группу товаров CZ и DY попадают все новые товары, товары спонтанного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть этих товаров можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет убытки. Выводить из ассортимента необходимо остатки товаров, взятых под заказ или уже не выпускающихся.
Во второй главе рассмотрен текущий порядок управления товарными запасами в ООО «Спортмастер» в том виде, в котором он сейчас ведется. Также была проанализирована структура товарных запасов торгового предприятия.
В качестве ускорения логистических процессов и оптимизации управления запасами в ООО «Спортмастер» рекомендуется внедрение автоматизированной системы управления запасами.
Внедрение ИС в компанию – это серьёзное изменение. Данный процесс за частую не обходится безболезненно. Как показывает опыт, одной из причин неудачи внедрения ИС на предприятии является не столько неверно выбранная ИТ, по большей части именно неадекватное управление предприятием. Внедрение ИС иногда сопровождается переломом существующих на предприятии управленческих и производственных процессов.
Заключение
Управление запасами - это практика отслеживания и контроля заказов на запасы, их использования и хранения, а также управление готовой продукцией, готовой к продаже. Неправильное управление запасами может привести к увеличению стоимости хранения, сокращению оборотного капитала, потере трудовых ресурсов, увеличению простоев, нарушению цепочки поставок и т. д. Все это приводит к сокращению продаж и неудовлетворенности клиентов. Таким образом, управление запасами является важным аспектом бизнеса, который руководство не может игнорировать. Эффективное и действенное управление одним и тем же является обязательным.
Существуют различные типы методов управления товарными запасами, которые могут помочь в эффективном управлении запасами.
Частота подсчета циклов и количество складских запасов будут зависеть от того, какие продукты продает компания, а также от имеющихся ресурсов. Например, компания может провести анализ запасов ABC, чтобы определить свои продукты класса A, и делать подсчет циклов для наиболее ценных товаров чаще, чем для других товаров.
Независимо от конкретного подхода к подсчету запасов, можно выделить несколько рекомендаций, которым нужно следовать:
- считать по одной категории за раз. В идеале компания хочет, чтобы у неё была возможность циклически перебирать весь запас за период. Лучше всего сосредоточиться на одной категории за раз, чтобы можно было эффективно вести учет в рабочее время и не зависеть от простоев.
- выбрать категории подсчета на основе сезонности. Цель управления товарными запасами состоит в том, чтобы иметь возможность исправлять любые различия в запасах по мере их возникновения. Лучше всего рассчитывать продукты, когда они достигли своего пика, чтобы гарантировать, что можно было решить любые проблемы немедленно.
- изменить график подсчета циклов. К сожалению, в некоторых случаях сокращение запасов происходит из-за кражи персонала, поэтому необходимо постараться изменить график, чтобы удержать сотрудников от «игры в систему».
В качестве объекта исследования выбрано ООО «Спортмастер
АВС-анализ запасов показал, что среди десяти позиций предложенных товаров оказалась и одна позиция, попадающая в редкую категорию D и чтобы определить является ли данная позиция совершенно ненужными и не доходными для фирмы, необходимо провести полный анализ, чтобы исключить ошибки. Анализ АВСD по значения количества показал, что в группу товаров А вошли 2 позиции; в группу В - 3 позиции; в группу С – вошли 4 товара и в группу D - 1 товар.
После проведения XYZ анализа было выявлено, что семь позиций из десяти входят в категорию Y и только три в категорию Z и отсутствует категория X. В группу «Y» попали товары с изменчивым объемом продаж. Среднемесячный объем продаж отклоняется с 12% до 20%. Если есть запасы этих позиций на складе, компании следует выложить продукцию на прилавок и контролировать запасы. Запасы товаров из группы «Z» можно сократить. Или вообще перейти по этим наименованиям на предварительный заказ.
В качестве ускорения логистических процессов и оптимизации управления запасами в ООО «Спортмастер» рекомендуется внедрение автоматизированной системы управления запасами.
Внедрение ИС в компанию – это серьёзное изменение. Данный процесс за частую не обходится безболезненно. Как показывает опыт, одной из причин неудачи внедрения ИС на предприятии является не столько неверно выбранная ИТ, по большей части именно неадекватное управление предприятием. Внедрение ИС иногда сопровождается переломом существующих на предприятии управленческих и производственных процессов.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом от 09.06.2001 № 44н, стр.2.
Основная литература:
Авдеев В. Планирование и управление товарными запасами в торговле // Финансовая газета. – 2018. – №33. – С. 32.
Батайкин П.А. Теоретические основы исследования факторов потребительского спроса в постиндустриальной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 3. С. 19-21.
Батайкин П.А. Трансформация локальных рынков потребительских товаров в условиях современной экономики // Сегодня и завтра Российской экономики. 2013. № 61. С. 61-64.