Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров (на примере шоколадных товаров).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы качества и конкурентоспособности товаров
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара
1.4 Контроль качества продукции
Глава 2. Оценка показателей качества и конкурентоспособности образцов продовольственных товаров
2.1 Характеристика объектов и методов исследования
2.2 Оценка информационных, количественных характеристик шоколада
2.3 Анализ показателей качества реализуемого ассортимента шоколада
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании от механических и тепловых воздействий, ядовитых паров, радиоактивных излучений и т. п. Показатели безопасности должны отражать требования, обусловливающие меры и средства защиты человека в условиях аварийной ситуации, не санкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности. Для характеристики рассеивания фактических значений определенного показателя качества у разных единиц продукции одного вида применяют показатели однородности, которые используются для оценки стабильности показателей качества в условиях массового и серийного производства продукции.[11]
В заключении можно сказать, что управлению качеством способствует законодательная база технического регулирования. Она регламентирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к изготовлению продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Документом, подтверждающим правомочность этих отношений, является технический регламент, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара
Для оценки конкурентоспособности продукции производственно-технического назначения используется следующая схема:[12]
- после выбора изделия, для которого проводится оценка, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется перечень технических и экономических параметров, подлежащих исследованию;
- сравнение по каждой из групп параметров.
Суть такого сравнения - выяснить, насколько каждый параметр товара близок к параметру потребности. Инструментом сравнения здесь является единичный показатель: отношение величины параметра анализируемого товара к величине параметра, требуемой покупателем;
- на основе единичных проводится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемым товаром и потребностью, т.е. позволяют судить о степени ее удовлетворения;
- расчет интегрального показателя, представляющего собой численную характеристику конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров. Эта методика является наиболее полной. Здесь рассматриваются такие показатели, как технические, экономические, нормативные, а также основные вопросы маркетинга, с учетом всех этих показателей рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности.
Проводится изучение потребностей рынка, и на основе этого строится формулировка требований к изделию. К достоинствам данного метода можно отнести еще и то, что предлагается разработка мер по повышению конкурентоспособности и ее оптимизации с учетом затрат. Обладая рядом достоинств перед рассмотренными ранее методами, данный метод имеет и недостатки. К ним можно отнести: методики охватывают слишком широкий спектр продукции промышленного назначения, не позволяющие учитывать специфические особенности конкретной продукции высокой степени сложности; краткий характер изложения предложенных методик; отсутствие точной последовательности проведения оценки; недостаточно уделяется внимание перечню групповых и составу единичных показателей; не раскрыты многие аспекты маркетинговых исследований, такие как: использование средств, непосредственно воздействующих на потребителя, участие в выставках, проведение активной рекламной компании и т.д.[13]
В настоящее время оценка конкурентоспособности товара выводится из соображения, что для покупателя в процессе сравнения товаров выигрывает тот, у которого отношение суммарных затрат на приобретение и использование товара к полезному эффекту, получаемому от данного товара, минимально по сравнению с другими аналогичными товарами.
Однако главным приоритетом для маркетолога должна быть позиция покупателя, который, при прочих равных условиях, выберет в большинстве случаев более дешевый товар.
На практике критерии, по которым потребитель оценивает и выбирает товар, включают в себя гораздо больше показателей, чем цена и качество. Поэтому с позиций маркетинга при оценке конкурентоспособности товара необходимо учитывать не только требования потребителя к его цене и качеству, но и требования, относящиеся в основном к сфере заключения сделки и эксплуатации товара, такие как оперативность поставки, обеспеченность запчастями, организация сервиса, репутация страны-изготовителя и конкретного поставщика и т.д. Необходимо также учитывать степень известности марки и привязанности к ней потребителя. На разных рынках вес каждого из этих критериев может быть разным, а потому оценивать конкурентоспособность нужно для каждого рынка отдельно. Оценка конкурентоспособности товара производится при осуществлении следующих мероприятий:[14]
- комплексное изучение требований рынка, прежде всего, на основе анализа динамики качества реализуемых на нем изделий;
- выработка основных направлений создания и изготовления продукции, пользующейся спросом на рынке;
- оценка перспектив продажи конкретных изделий и формирование структуры экспорта;
- установление цен на продукцию, предназначенную для продажи;
- подготовка рекламы.
Таким образом, большинство подходов к оценке фактической конкурентоспособности основывается на теории эффективной конкуренции (матричные методы) и на базе теории качества товаров (рейтинговая оценка). Фактическая (рыночная) оценка конкурентоспособности дается потребителем в процессе купли - продажи, т.е. в условиях возможности выбора он голосует за то или иное изделие своими денежными средствами. Следовательно, наиболее полно оценить любой товар можно только в условиях развитого рынка с его динамикой спроса и предложения.
Подводя итог, оценка конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Конкурентоспособность товара на рынке определяется сравнением его стоимостных (учитывается цена приобретения товара покупателем и стоимость обслуживания в процессе использования или потребления) и потребительских характеристик с характеристиками других товаров, формируемыми рыночным спросом и условиями их предложения на рынке.
Потребительские критерии конкурентоспособности представлены характеристиками качества, поэтому его важно контролировать, рассмотрим это в следующем разделе.
1.4 Контроль качества продукции
Контроль качества - это одна из основных функций в процессе управления качеством. Это также наиболее объемная функция по применяемым методам, которым посвящено большое количество работ в разных областях знания. Значение контроля заключается в том, что он позволяет вовремя выявить ошибки, чтобы затем оперативно исправить их с минимальными потерями. Под контролем понимается измерение полученных характеристик и их сравнение с заданными. Организация контроля качества - это система технических и административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям НД - нормативных документов.[15]
Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.[16] Системный подход к управлению качеством в настоящее время предусматривает функционирование системы качества, направленной на реализацию политики в области качества посредством осуществления основных управленческих функций на различных стадиях ЖЦ объекта управления в этой системе.
Цели, стоящие перед системой управления качеством, должны быть направлены на улучшение деятельности и результатов работы предприятия с тем, чтобы обеспечить эффективность его функционирования в будущем. Они должны формироваться по всем стадиям жизненного цикла объекта управления в системе управления качеством, находиться в одном ряду с другими целями предприятия, отражать специфические, характерные только для данного предприятия особенности производства, управления, структуры системы управления качеством и т.д. Для того чтобы удовлетворить постоянно повышающиеся требования потребителей, система управления качеством на предприятии должна создаваться и функционировать на основе научно обоснованных принципов. Основополагающим из них является функционирование системы управления качеством как органичной составной части всей системы управления предприятием.[17]
Сертификация - это система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и иных нормативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране импортере продукции или услуг. Отсюда, чтобы продукция была сертифицирована, она должна соответствовать установленным требованиям, которые по мере прогресса науки и техники неуклонно повышаются.
В основе стандартизации - технические возможности продукции и услуг, являющиеся результатом достижений науки, техники и практического опыта. В зависимости от круга заинтересованных сторон стандартизация может быть:[18]
- международной, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран;
- региональной;
- для одного географического, экономического или политического района мира;
- национальной, которая проводится на уровне одной страны, т.е. осуществляется по отраслям или секторам экономики, на местном уровне, на уровне ассоциации, объединения, фирмы, предприятия, учреждения и т.д.
Сертификация предполагает точные и полные требования к изделию, определенные нормативной документацией, высокий уровень контроля качества изделий, полную ответственность изготовителя за качество сертификации и информированность изготовителя о методах испытаний в системе контроля. Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:[19]
- выдается документ;
- сертификат соответствия;
- продукция маркируется знаком соответствия;
- продукция заносится в список изделий, разрешенных к продаже, который имеется в сертификационных центрах.
Именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей. На качество товаров влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние, так же как и внутренние факторы, самым существенным образом влияют на качество выпускаемой продукции и поэтому необходимо, чтобы показатели качества отвечали основным требованиям. При разработке стратегии повышения качества товара следует учитывать изменчивость показателей качества в динамике. Важным элементом обратной связи в реализации стратегии повышения качества товаров является их сертификация. В основе сертификации лежат стандарты, соблюдение которых является обязательным условием для успешной работы любого предприятия, организации, учреждения.[20]
Качество характеризуется такими показателями, как: надежность, безопасность, транспортабельность и др. В зависимости от потребности используется тот или иной показатель качества продукции, который является определяющим для данной отрасли. Например, в целях снижения затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии – долговечность, в целях безопасности эксплуатации – безотказность.